Дело № 2 - 85/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2016 года
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю.,
с участием помощника Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры Шведчикова С.А.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Костромагазресурс» об обязании обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Костромагазресурс» об обязании обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной Костромской транспортной прокуратурой проверкой исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму установлено, что ООО «Костромагазресурс» требования указанного законодательства должным образом не соблюдаются.
Согласно пункту 3 статьи 1, статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это система экономических, организационно - правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Согласно пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Исходя из положений части 2 статьи 2 указанного Закона задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Статья 4 Федерального закона № 16-ФЗ определяет, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 16-ФЗ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 5 настоящего Закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Часть 3 настоящей статьи Закона установлено, что результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Во исполнение статьи 8 указанного Федерального закона Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Пунктом 4 вышеуказанного Приказа Министерства транспорта РФ предусмотрено, что указанные Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Из пункта 5.7 Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 следует, что субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с разделом III Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 года № 1285-р, основной угрозой безопасности населения на транспорте является угроза совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. Основным способом противодействия угрозам совершения актов незаконного вмешательства является предупреждение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.
Железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к станции Шарья Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длинной 603 метра, согласно договора аренды недвижимости № № от ДДММГГГГ, решением Росжелдора от ДДММГГГГ включен в реестр категорированных объектов за номером № и ему присвоен ***** безопасности.
В нарушение п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 2, ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 5.7 Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 ООО «Костромагазресурс» не обеспечено в трехмесячный срок с момента получения ДДММГГГГ за вх. № уведомления № от ДДММГГГГ о включении указанного объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов и о присвоении категории указанному объекту проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс», примыкающего к станции Шарья Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длинной 603 метра, вместе с тем, неисполнение требований федерального законодательства в части обеспечения транспортной безопасности может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, при этом несоблюдение требований транспортной безопасности при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, пользующихся услугами субъектов транспортной инфраструктуры, но и обществу, государству в целом.
На основании ст. 45 ГПК РФ просили обязать ООО «Костромагазресурс» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс», примыкающего к станции Шарья Северной Железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длинной 603 м, результаты оценки уязвимости утвердить в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры Шведчиков С.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Суду пояснил, что Костромская транспортной прокуратурой в порядке контроля Закона № 16-ФЗ от 09.02.2007г. «О транспортной безопасности» было установлено, что ответчиком не была произведена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к станции Шарья Северной железной дороги - филиала «РЖД», общей длинной 603 метра, согласно договору аренды недвижимости № от 01.12.2008г., решением Росжелдора от ДДММГГГГ включен в реестр категорированных объектов за номером № и ему присвоен ***** уровень безопасности. В нарушение п. 4 ст. 3, п. 3 ст. 2, ст.5 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007г. «О транспортной безопасности», п. 5.7 Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011г. № 43 ООО «Костромагазресурс» не обеспечено в трехмесячный срок с момента получения ДДММГГГГ за вх. № уведомления № от ДДММГГГГ о включении указанного объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорирования объектов и о присвоении категории указанному объекту проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс», примыкающего к станции (адрес) Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Неисполнение требований вышеуказанного закона может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, при этом несоблюдение требований транспортной безопасности при наступлении тяжких последствий создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, пользующихся услугами субъектов транспортной инфраструктуры, но и обществу, государству в целом. Уведомление ответчиком было получено, однако оценка уязвимости ответчиком по настоящее время не произведена. Факт получения уведомления они подтвердили. Полагал, что с учетом того, что ответчиком начали осуществляться действия, направленные на исполнение требований закона по оценке уязвимости спорного объекта, заявленный трехмесячный срок для исполнения решения суда является соразмерным.
Представитель ответчика ООО «Костромагазресурс» - Камалутдинов Н.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, исковые требования не признал. Пояснил, что факт получения уведомления они не отрицают. ООО «Костромагазресурс» в соответствии с распоряжением администрации Костромской области от ДДММГГГГ № является уполномоченной газораспределительной организацией по реализации сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд по Костромской области. Железнодорожный путь, по которому существует спор, является составным элементом, неотъемлемой частью Шарьинской газонаполнительной станции, по которому Обществу доставляется сжиженный газ в железнодорожных цистернах. Доставка цистерн осуществляется АО «РЖД» с использованием специалистов охраны, сопровождающих цистерны по договору от ДДММГГГГ, заключенному Обществом с ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». В соответствии с Перечнем объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, установленным приказом Минтранса России от 23.07.2014г. № 196, к таким объектам отнесены: железнодорожный подвижной состав, эксплуатирующийся исключительно на железнодорожных путях необщего пользования и вагоны, использующиеся исключительно для перевозок технологическим железнодорожным транспортом для собственных нужд промышленных предприятий. Во владении общества какой-либо железнодорожный подвижной состав отсутствует. Правительством РФ не определен исчерпывающий перечень технологического комплекса, а в частности участки железнодорожных путей, которые можно было отнести к объектам транспортной инфраструктуры. Считая, что обжалуемый железнодорожный участок был преждевременно включен Решением Росжелдора в Реестр, Общество обращалось к руководству Росжелдора и получило разъяснение о том, что в настоящее время на рассмотрении находится законопроект, который снимет все разночтения сложившейся ситуации. До настоящего времени указанный вопрос остается неурегулированным. Считают, что в условиях отсутствия определенного Правительством РФ перечня участков железнодорожных путей Росжелдором превышены полномочия при осуществлении категорирования и включения в Реестр железнодорожных путей. При этом указал, что действия Росжелдора по включению в Реестр спорного объекта ими не оспаривались. Кроме того, просил учесть, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 233-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ООО «Костромагазресурс» осуществляет запрос коммерческих предложений на проведение оценки уязвимости двух объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных путей Шарьинского и Костромского ГНК. После проведения оценки уязвимости будет сформирован общий план обеспечения транспортной безопасности. ООО «Костромагазресурс» непрерывно выполняет исчерпывающий комплекс мероприятий по недопущению актов незаконного вмешательства. Однако, из-за сложного финансового положения Общества не желательно производить затраты на проведение мероприятий, в которых впоследствии отпадет необходимость в связи с изменением Закона.
Представитель третьего лица УГАН НОТБ ЦФО РОСТРАНСНАДЗОР - Колганов О.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснил, что объект имеет определенную категорию, поэтому он автоматически подпадает под действие Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011г. № 43. В соответствии с законодательством Российской Федерации, в полный установленный перечень объектов, которые не подпадают в транспортную инфраструктуру и объекты общего пользования железнодорожные пути не включены.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Кроме того указали, что «Железнодорожные пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс», примыкают к станции Шарья Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» общая длина которых 603 метра и 493 метра, согласно договора аренды недвижимости № от ДДММГГГГ (железнодорожный подъездной путь №, длиной 603 метра и 246 метров), адрес: (адрес)», присвоена ***** категория ДДММГГГГ внесен в Реестр категорированных ОТИ и ТС с реестровыми номерами №, оценка уязвимости на рассмотрение не представлялась.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из реестра ОТИ по состоянию на ДДММГГГГ сведения о железнодорожном пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс» примыкает к станции Шарья Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД», общая длина 603 метра, согласно договора аренды недвижимости № от ДДММГГГГ, ДДММГГГГ внесены в реестр ОТИ, собственником является ООО «Костромагазресурс».
Железнодорожный путь необщего пользования ООО «Костромагазресурс», общая длина 603 метра, внесен Управлением транспортно безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта в адрес ООО «Костромагазресурс» было в Реестр (реестровый номер № от ДДММГГГГ) и ему присвоена третья категория, что подтверждается уведомлением от ДДММГГГГ № №
ООО «Костромагазресурс» не обеспечено в трех месячный срок с момента получения ДДММГГГГ за вх. № уведомления № от ДДММГГГГ о включении указанного объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов и о присвоении категории указанному объекту проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Шарья Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длиной 603 метра и железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Кострома Новая Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длиной 493 метра, что подтверждается справкой о результатах проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму от ДДММГГГГ.
Полномочия Федерального агентства по осуществлению категорирования объектов инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, ведению реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотрены пунктами 1, 5.3.14 - 5.3.15 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 397.
В силу ч. 4 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.02.2011 года № 62 категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется на основании критериев категорирования по видам транспорта.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одной из задач обеспечения транспортной безопасности названа оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (п. 3 ч. 2 указанной статьи).
Исходя из требований ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» количество категорий и категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение, которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта, незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 года № 940.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона порядок проведения оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что на ООО «Костромагазресурс» как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по обеспечению проведения категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных путей необщего пользования, а также утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения вышеназванного уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в реестр категорированных объектов.
В нарушение положений ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» и Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной безопасности ООО «Костромагазресурс» не направлены заявление и документы о проведении категорирования ОТИ в компетентный орган.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Судом установлено, что на момент обращения заместителя Костромского транспортного прокурора в суд с настоящим иском (ДДММГГГГ) ответчиком каких-либо мер направленных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и действий, свидетельствующих о разработке плана обеспечения транспортной безопасности, предпринято не было.
Лишь ДДММГГГГ Генеральным директором ООО «Костромагазресурс» был утвержден план закупок товаров (работ, услуг) ООО «Костромагазресурс» ДДММГГГГ, пунктом 6 которого значится проведение оценки уязвимости спорного объекта, со сроком исполнения - ДДММГГГГ
Приказом Генерального директора ООО «Костромагазресурс» от ДДММГГГГ утверждено извещение о проведении открытого запроса предложений по отбору организации на право заключения договора по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ООО «Костромагазресурс».
Учитывая изложенное, суд находит требования заместителя Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом доводы стороны ответчика о наличии противоречий в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения, суд находит несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения спора нормы указанных выше законодательных актов не предполагают освобождение ответчика от проведения в отношении спорного объекта мероприятий по оценке его уязвимости.
Руководствуясь ст.194, ч.4 ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Костромского транспортного прокурора Северо-западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Костромагазресурс» об обязании обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования, удовлетворить.
Обязать ООО «Костромагазресурс» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования ООО «Костромагазресурс», примыкающего к станции (адрес) Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», общей длиной 603 м, и результаты оценки уязвимости утвердить в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья С.Ю. Иванова
Мотивированное решение изготовлено ДДММГГГГ.