Дело ***а-973/2021
Мотивированное решение изготовлено
21 мая 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2021 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.
при секретаре Селигеевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Северного флота о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
заместитель военного прокурора Североморского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет по адресам https://www.youtube.com/watch?v=dWn21a7mDF4, https://www.youtube.com/watch?v=fyugAxE817E, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указав в обоснование, что военной прокуратурой Североморского гарнизона проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Установлено, что по электронным адресам https://www.youtube.com/watch?v=dWn21a7mDF4, https://www.youtube.com/watch?v=fyugAxE817E расположен Интернет-ресурс, а именно видеофайлы «Как попасть в Североморск без документов. Лайфхак.», «По отливу в СЕВЕР без документов из Росляково 20 минут ходьбы», содержащие алгоритм осуществления запрещенной законом деятельности, связанной с нелегальным преодолением контролируемой зоны закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО) город Североморск Мурманской области.
При этом вход на сайт свободный, ознакомиться с его содержанием может любой интернет-пользователь, информация открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц.
Информация о владельцах сайта отсутствует.
На момент проверки указанный Интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 39 Кодекса административного судопроизводства, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 10 и 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях о защите информации», просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайтах по сетевому адресу: https://www.youtube.com/watch?v=dWn21a7mDF4, https://www.youtube.com/watch?v=fyugAxE817E информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца Кузнецов И.Е. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области (при подготовке административного дела судом изменено процессуальное положение с административного ответчика) в судебное заседание представителя не направило. О времени и месте рассмотрения спора извещено надлежаще. Его неявка в силу ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению данного административного дела.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
На основании п. 5 ст. 15 данного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 2 ч. 5 с. 15.1 этого Федерального закона в качестве основания включения сведений в Единый реестр предусмотрено вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую сведения о сайте, запрещенной информации и соответствующем решении.
Как указано в обоснование заявления, военной прокуратурой Северного флота проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства: по электронным адресам https://www.youtube.com/watch?v=dWn21a7mDF4, https://www.youtube.com/watch?v=fyugAxE817E расположен Интернет-ресурс, а именно видеофайлы «Как попасть в Североморск без документов. Лайфхак.», «По отливу в СЕВЕР без документов из Росляково 20 минут ходьбы», содержащие алгоритм осуществления запрещенной законом деятельности, связанной с нелегальным преодолением контролируемой зоны закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО) город Североморск Мурманской области.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-1 особый ���������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание; ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями; организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.
Во исполнение указанного закона постановлением Правительства РФ от 26.06.1998 № 655 утверждено Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ (далее Положение).
Согласно п. 3. Положения особый режим устанавливается в целях: а) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; б) выполнения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового поражения; в) обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну; г) пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий; д) обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан; е) защиты окружающей среды.
В соответствии с п. 13, 14, 15, 16 Положения пропускной режим в контролируемой зоне закрытого образования устанавливается в соответствии с утверждаемой председателем комиссии и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования инструкцией, которая согласовывается с территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и органом федеральной службы безопасности, осуществляющими свою деятельность на территории закрытого образования.
Пропускной режим в запретной зоне устанавливается в соответствии с инструкцией, утверждаемой начальником объекта.
Инструкции о пропускном режиме определяют: а) порядок доступа граждан и въезда (выезда) транспортных средств на территории закрытого образования и объекта; б) порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей; в) перечень должностных лиц, имеющих право принятия решений об оформлении и выдаче пропусков соответствующих видов; г) порядок контроля за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения.
Граждане, нарушившие требования пропускного режима либо допустившие противоправное преодоление границы запретной и контролируемой зон закрытого образования, могут быть задержаны в порядке и на срок, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18, 19, 22 Инструкции по организации и осуществлению пропускного режима в контролируемую зону ЗАТО города Североморск, утвержденной постановлением главы ЗАТО город Североморск от 25.05.2020 №55, въезд (проход) граждан Российской Федерации и въезд транспортных средств в контролируемую зону ЗАТО город Североморск осуществляется через специально оборудованные КПП. Граждане Российской Федерации, следующие через КПП, обязаны предъявлять лицам дежурной службы КПП документы, удостоверяющие личность, документы, разрешающие въезд (проход) в ЗАТО, в т.ч. пропуск, или другие документы, указанные в настоящей Инструкции, дающие право доступа в контролируемую зону территории ЗАТО город Североморск. Въезд (проход), нахождение на территории ЗАТО город Североморск осуществляется по документам, удостоверяющим личность, регистрационным документам и пропускам, 6 выдаваемым на основании личных заявлений граждан или заявлений организаций, а также по другим документам, предусмотренным настоящей Инструкцией.
В соответствии с п.4 ст. 3 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-1 граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании и ответственностью за его нарушение.