РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2018 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Морозовой Л.М.
с участием заинтересованного лица - представителя органа опеки и попечительства администрации Саянского района Фильшиной О.И., участвующей в деле на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Вишталюк Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12/2018 по иску Самойлов В.П. к Муниципальному образованию в лице администрации Саянского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Самойлов В.П. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию в лице администрации Саянского района Красноярского края о предоставлении на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта <адрес>. Требования мотивированы тем, что Самойлов В.П. принадлежит к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать – Н.Н.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец – С.П.И. умер ДД.ММ.ГГГГ. Он (Самойлов В.П.) зарегистрирован по адресу д. Тинская, <адрес>, но фактически там не проживает, так как указанное жилое помещение является аварийным и непригодным для проживания и на каком-либо праве ему не принадлежит. Жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» не обеспечен.
В судебном заседании заинтересованное лицо - представитель органа опеки и попечительства администрации Саянского района Филишина О.И. суду пояснила, что Самойлов В.П. на учете как сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей в органе опеки и попечительства администрации <адрес> не состоял, личного дела опеке (попечительству) не имеется. Как сирота на территории района не был выявлен, со слов проживал с родственниками в другом районе <адрес>. Жилое помещение на территории <адрес> Самойлову В.П. как сироте не предоставлялось. Самойлов В.П. впервые обратился в орган опеки и попечительства администрации <адрес> в 2013 году за консультацией, заявления о постановке на учет и соответствующие документы не предоставил, впервые обратился после 23 летнего возраста. Пояснил, что после смерти матери и отца до 18 лет проживал в семье двоюродного брата в <адрес> без оформления опеки. С 2007 года по 2010 год служил в рядах вооруженных сил РФ. Самойлов В.П. не включен в список лиц принадлежащих к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в приобретении жилых помещений, имеет право проживания в жилом помещении в <адрес>, данных о том, что указанное жилое помещение непригодно для проживания, орган опеки не имеет.
В судебное заседание истец Самойлов В.П. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Самойлов В.П. суду пояснил, что после смерти отца проживал у родственников в <адрес>, затем обучался в Ачинском технологическом техникуме, служил в рядах Российской Армии, обучался ПУ № в <адрес> с 2011 года по 2013 год, в настоящее время проживает в <адрес>, ранее с заявлением о предоставлении жилья как сироте не обращался. В квартире по <адрес> имеет регистрацию, фактически после 2013 года не проживал, квартира находится в непригодном для проживания состоянии.
В судебное заседание представитель ответчика Муниципального образования администрации <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем предоставили письменное заявление, в котором также сообщили, что по данным учета входящей-исходящей корреспонденции администрации <адрес> Самойлов В.П. с заявлением о реализации прав на предоставлении жилого помещения как сироте не обращался.
Представитель третьего лица – Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление, причина неявки неизвестна, ходатайств об отложении дела не поступало.
Суд, с учетом мнения заинтересованного лица, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ч. 1, ч. 14 ст. <адрес> "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.13 ст. <адрес> «О защите прав ребенка» и <адрес> № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данных категорий.
В соответствии с ч.17 ст. <адрес> «О защите прав ребенка» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании <адрес> на основании <адрес> "О защите прав ребенка" № обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования <адрес>, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом установлено и подтверждается документально, что истец Самойлов В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей в 2006 году (в возрасте 17 лет) на территории <адрес>, однако сиротой в установленном порядке не был признан, опекуна не имел, до совершеннолетия проживал у родных. Не обращался в муниципальный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как сироте. На момент обращения в суд имеет возраст 28 лет.
Согласно свидетельству о рождении серии II-БА № отДД.ММ.ГГГГ (повторное) родителями истца Самойлов В.П. являются: отец- С.П.И. и мать- Н.Н.И..
Мать истца- Н.Н.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти II-БА № от ДД.ММ.ГГГГ (повторное).
Отец истца- С.П.И. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти II-БА № от ДД.ММ.ГГГГ (повторное).
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2017-673783, отсутствуют сведения в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица Самойлов В.П. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории <адрес>.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2017-673572, отсутствуют сведения в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица Н.Н.И. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества на территории <адрес>.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-002/2017-673783, отсутствуют сведения в Едином государственном реестре недвижимости о правах отдельного лица С.П.И. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории <адрес>.
Согласно информации администрации Тинского сельсовета от 14.11.2017г., Самойлов В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по месту жительства на территории Тинского сельсовета по адресу <адрес> рождения совместно с родителями, но в настоящее время не проживает. Руководство совхоза «Тинской» <адрес> выделило для постоянного проживания квартиру в жилом доме по адресу д. Тинская <адрес> семье Самойловых. После смерти родителей Самойлов В.П. владея указанной квартирой, не следил за ее состоянием, не ремонтировал своевременно, приусадебным участком земли не пользовался.
Выпиской из домовой книги по Тинскому сельсовету подтверждается, что Самойлов В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет регистрацию по адресу д. Тинская <адрес> рождения и по настоящее время, но по указанному адресу не проживает.
Согласно справке Тинского сельсовета <адрес> видно, что с С.П.И., Н.Н.И. договор социального найма не заключался.
Согласно информация администрации Тинского сельсовета от 22.12.2017г., заключение комиссии о признании жилого помещения по адресу д. Тинская <адрес> не пригодным для проживания в администрацию сельсовета не поступало.
Согласно справке Военного комиссариата Ирбейского и <адрес>ов <адрес> состоит на воинском учете, проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из информации отдела образования Органа опеки и попечительства администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Самойлов В.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не проходил по первичному учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>, опекунское дело на него не заводилось. С заявлением о реализации прав на предоставление жилого помещения в адрес администрации <адрес> Самойлов В.П. не обращался. Жильем до достижения 18-летнего возраста на территории <адрес> Самойлов В.П. не обеспечивался.
Из справки Агинского филиала КГБПОУ «Техникум горных разработок имени В.П. Астафьева» № от 01.09.2017г. видно, что Самойлов В.П. ДД.ММ.ГГГГ г.р. действительно обучался в КГБПОУ НПО «Профессиональное училище №» по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» с 01.09.2011г. по 25.09.2013г.
Согласно данных органа опеки и попечительства администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Самойлов В.П. на учете в органе опеки и попечительства администрации <адрес> не состоял, не имеет статуса сироты, в журнале первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей- не значится. Личного дела в органе опеки (попечительство) не заводилось. Жилое помещение за Самойловым В.П. не закреплялось. Согласно данных органа опеки и попечительства администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о признании жилого помещения по адресу д. Тинская <адрес> аварийным и не пригодным для проживания нет.
Из ответов нотариуса Саянского нотариального округа Д.Н.Н. от 14.11.2017г. №, № видно, что наследственное дело к имуществу Н.Н.И., проживавшей по адресу <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ не заводилось. Наследственное дело к имуществу С.П.И., проживавшего по адресу <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ не заводилось.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что Самойлов В.П. на момент совершеннолетия не имел статуса сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, на учете в органе опеки и попечительства по месту регистрации администрации <адрес> и администрации <адрес> по месту проживания не состоял, личного дела по опеке (попечительству) не имеет. Имеет право проживания по месту регистрации в квартире по адресу <адрес>, из его объяснений следует, что в данном жилом помещении никто не проживает, он имеет семью и фактически проживает в <адрес>. Каких-либо доказательств о том, что данное жилое помещение непригодно для проживания, истцом суду не предоставлено. Самойлов В.П. обратился в орган опеки и попечительства администрации <адрес> в 2013 году, то есть после 23 летнего возраста, не представив соответствующих документов. Самойлов В.П. не включен в список лиц принадлежащих к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в приобретении жилых помещений. По данным учета входящей-исходящей корреспонденции администрации <адрес> Самойлов В.П. с заявлением о реализации прав на предоставлении жилого помещения как сироте не обращался.
Самойловым В.П. не представлено доказательств того, что до достижения им 23 летнего возраста он предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Разрешая спор, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд исходит из того, что действующим законодательством предусмотрен заявительный характер обеспечения жилыми помещениями и возможность реализации мер государственной поддержки по получению жилья закреплена за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявившим о своем намерении воспользоваться указанными мерами до 23 лет. Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В связи с чем, установив, что до достижения возраста 23 лет Самойлов В.П. по вопросу о постановке на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения в органы местного самоуправления либо в Министерство образования и науки <адрес> не обращался, на момент обращения с иском в суд достиг возраста 28 лет, при этом истцом в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства уважительности причин, которые препятствовали ему до достижения возраста 23 лет встать на указанный учет, учитывая, что с 2011 года обучался в ПУ №, расположенном в <адрес>, имеет регистрацию и не лишен права проживания по месту регистрации, при этом Самойлов В.П. не имел статуса лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в статью 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также положениям пункта 17 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка" о намерении получить меру государственной поддержки лицо должно заявить до достижения возраста 23 лет, а фактическое обеспечение может происходить за пределами указанного возраста, в связи с чем не имеется оснований полагать, что лицо, своевременно не заявившее о своем намерении воспользоваться мерами государственной поддержки по получению жилья подлежит обеспечению им в любом возрасте.
При таких обстоятельствах, поскольку Самойлов В.П. не представил суду доказательства невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу <адрес> д. <адрес>, нанимателем которого он является в связи с регистрацией по месту жительства родителей в несовершеннолетнем возрасте, в настоящее время не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, суд не усматривает законных оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, и приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Самойлова В.П. к Муниципальному образованию в лице администрации Саянского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Самойлов В.П. к Муниципальному образованию в лице администрации Саянского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Саянский районный суд.
Председательствующий