Решение по делу № 33-3309/2019 от 08.04.2019

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-3309/2019

(9-58/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород                                                                                   25 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего       Аняновой О.П.,

судей                                      Щербаковой Ю.А., Самыгиной С.Л.

при секретаре                        Гориченко Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по исковому заявлению военного комиссариата Белгородского района к Шило Николаю Константиновичу о возложении обязанности прибыть в военный комиссариат и пройти призывные мероприятия

по частной жалобе военного комиссариата Белгородского района

на определение судьи Белгородского районного суда Белгородской области от 15 февраля 2019 г. об отказе в принятии искового заявления

Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А., изучив материал, судебная коллегия

установила:

Военный комиссариат Белгородского района (далее по тексту - Военный комиссариат) обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Шило Н.К. обязанность прибыть в военный комиссариат и пройти призывные мероприятия в полном объеме.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 20.03.2013 Шило Н.К., был поставлен на первичный воинский учет с категорией годности к военной службе «<данные изъяты>» - годен к военной службе. 07.10.2015 Шило Н.К. под расписку была вручена повестка о явке в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии, но ответчик в период с октября по январь 2019 года в военный комиссариат не прибыл.

Определением судьи Белгородского районного суда Белгородской области от 15.02.2019 в принятии искового заявления отказано.

В частной жалобе Военный комиссариат, считая судебный акт незаконным и необоснованным, просит его отменить и разрешить вопрос о принятии иска к производству суда.

С учетом положений части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена судебной коллегией без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления в предусмотренных статьей 327.1 ГПК РФ пределах, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия признает отсутствие правовых оснований для отмены правильного по существу определения судьи.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В соответствии с положениями статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом осуществление гражданских прав имеет пределы, в рамках которых субъект гражданских отношений вправе действовать свободно, но не нарушать прав и интересов других лиц. Эффективная судебная защита может быть осуществлена только тем способом, который отвечает характеру нарушения.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 11 ГК РФ).

Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантировано право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.

Согласно абзацу 14 названной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.

По настоящему делу военным комиссариатом заявлены требования о понуждении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, прибыть в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий, в том числе медицинского освидетельствования.

При этом заявителем не учтено, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является одной из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации, которая может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон; Закон о воинской обязанности и военной службе).

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Порядок призыва граждан на военную службу определяется Законом о воинской обязанности и военной службе, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами (пункт 4 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе).

Согласно статье 1 Закона о воинской обязанности и военной службе воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (часть 1). Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом (часть 3).

Пункт 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Закона о воинской обязанности и военной службе.

В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).

В соответствии с положениями статьи 31 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 7 Закона о воинской обязанности и военной службе, которые предусматривают, что в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Так, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (статья 21.5); уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (статья 21.6). Дела о данных административных правонарушениях рассматривают военные комиссариаты (статья 23.11).

В случае уклонения призывника от призыва на военную службу соответствующие материалы направляются призывной комиссией или начальником отдела по муниципальному образованию военного комиссариата руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством (пункт 12 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации). Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» часть 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дополнена пунктом 11, в соответствии с которым допускается признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва, – независимо от привлечения его к административной или уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету или уклонение от призыва на военную службу – на основании заключения призывной комиссии, вынесение которого означает распространение на такого гражданина ограничения на доступ к государственной гражданской службе.

Иных правовых последствий для лица, не исполняющего обязанности по воинскому учету или уклоняющегося от призыва на военную службу, действующим законодательством не предусмотрено.

Заявляя требования о понуждении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, прибыть в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий, в том числе для медицинского освидетельствования, военный комиссариат фактически ставит вопрос о подтверждении судебным решением наличия у такого гражданина указанной обязанности. Между тем, данная обязанность установлена вышеприведенными положениями действующего законодательства.

Подтверждение судебным решением факта наличия у заявленного в качестве ответчика гражданина, подлежащего призыву на военную службу, предусмотренной законом обязанности прибыть в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий, к числу предусмотренных законом способов защиты прав не относится, в полномочия судебных органов не входит.

В этой связи судья районного суда пришел к правильному выводу об отказе в принятии к производству суда заявленных военным комиссариатом требований на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

Оценивая приведенные в частной жалобе доводы о необоснованном применении судом положений КАС РФ, судебная коллегия отмечает, что оспариваемое определение не содержит ссылок на нормы названного процессуального закона.

При этом, вопреки приведенным в частной жалобе доводам, судебная коллегия считает, что в силу вышеприведенных правовых норм, данные требования в принципе не могут быть предметом судебной защиты ни в порядке гражданского процессуального судопроизводства, ни в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Не влияют на правильность выводов определения судьи доводы автора жалобы о том, что ответчик не может быть привлечен к уголовной либо административной ответственности, поскольку военный комиссариат лишен возможности вручить повестки призывнику ввиду его отсутствия по месту жительства.

Данный вопрос урегулирован, прежде всего, положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 31 Закона о воинской обязанности и военной службе, в соответствии с которым в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Часть 3 статьи 4 Закона о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

В силу пункта 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел (муниципальный) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.01.2011 №2 50 «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.

Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10.09.2007.

Подпунктом «ж» пункта 4 указанной Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.

В соответствии с подпунктом «а» и «б» пункта 5 Инструкции начальники отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает иной механизм побуждения гражданина явиться на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, нежели принятие судом решения, констатирующего наличие у такого лица предусмотренной законом обязанности по явке в военный комиссариат для прохождения упомянутых мероприятий.

Правовых оснований для отмены определения судьи, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, доводы частной жалобы не содержат.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, судьей не допущено, поэтому оснований для отмены определения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение судьи Белгородского районного суда Белгородской области от 15 февраля 2019 г. оставить без изменения, частную жалобу военного комиссариата Белгородского района – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3309/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный комиссариат Белгородского района
Ответчики
Шило Николай Константинович
Суд
Белгородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.blg.sudrf.ru
09.04.2019Передача дела судье
25.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее