Дело № 2а-2596/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кызыл 23 сентября 2019 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Кужугета Р.Ш., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СЧВ к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла и к Мэрии г.Кызыла Республики Тыва о признании незаконным отказа в изменении территориальной зоны земельного участка и обязании устранить нарушения,
с участием административного истца СЧВ, представителя административного истца Сержи С.В., представителя административного ответчика департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г.Кызыла Ондар Н.С., действующей по доверенности, представителя административного ответчика мэрии г.Кызыла Сотнам Е.С., действующей по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
СЧВ обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла о признании незаконным отказа в изменении территориальной зоны земельного участка и обязании устранить нарушения.Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок. Данный отказ считает незаконным и необоснованным, поскольку, если был бы правоустанавливающий документ, то истец не обращалась бы за изменением территориальной зоны земельного участка. Находящиеся в одном кадастровом квартале земельные участки предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Просит суд признать отказ Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла в изменении территориальной зоны земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, устранить нарушения путем изменения территориальной зоны земельного участка по адресу: <адрес>
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Мэрия г. Кызыла и комиссия по землепользованию и застройке городского округа «город Кызыл Республики Тыва.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика была привлечена Мэрия г. Кызыла.
Административный истец СЧВ и ее представитель административного истца по доверенности Сержи С.В. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла Ондар Н.С., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснив, что права и законные интересы СЧВ не нарушены, поскольку она не является правообладателем данного земельного участка.
Представитель административного ответчика Мэрии г. Кызыла Сотнам Е.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что Департамент является уполномоченным органом местного самоуправления, обладающего правами юридического лица, созданным специально для этих целей, в связи с чем Мэрия г. Кызыла не является надлежащим ответчиком.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом Решением Кызылского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ административный иск СЧВ к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением Верховного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ данное решение отменено, принято новое следующего содержания: «Административный иск СЧВ удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений РТ от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-723 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в части указания на нарушение при разработке схемы расположения земельного участка пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ. В удовлетворении остальной части административного иска отказать».
Данным апелляционным определением установлено, что испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится в территориальной зоне Р-1, что подтверждается цветной вырезкой с карты градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки городского округа «Горд Кызыл Республики Тыва», утвержденных решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 г. № 432.
В статье 79 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» указано, что зона природного ландшафта (Р-1) предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, обустройства территории для отдыха населения. Основные виды разрешенного использования: природно-познавательный туризм (5.2), деятельность по особой охране и изучению природы (9.0), охрана природных территорий (9.1). Условно разрешенные виды использования: туристическое обслуживание (5.2.1), курортная деятельность (9.2), санаторная деятельность (9.2.1). Вспомогательные виды разрешенного использования не установлены.
Таким образом, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Р-1, то он не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на основании пп.1 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ является законным и обоснованным.
В соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В декабре 2018 года СЧВ обратилась в Министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с зоны Р-1 на зону Ж-3.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по землепользованию и застройке городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в удовлетворении заявления СЧВ было отказано, в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на земельный участок.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 8, 32 Градостроительного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 12 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", решением Хурала представителей города Кызыла от 27.11.2012 г. № 432утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Согласно п.4 ст. 17 вышеуказанных правил правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости обладают:
собственники земельных участков, являющиеся одновременно собственниками расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений;
собственники зданий, строений, сооружений, владеющие земельными участками на праве аренды;
лица, владеющие зданиями, строениями, сооружениями, их частями на праве аренды, при наличии в договоре аренды согласия собственника на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования объектов недвижимости;
собственники квартир в многоквартирных домах - в случаях, когда одновременно имеются следующие условия и соблюдаются следующие требования:
а) многоквартирные жилые дома расположены в территориальных зонах, где настоящими Правилами предусмотрена возможность изменения жилого назначения расположенных на первых этажах помещений в нежилое;
б) обеспечиваются требования о наличии изолированного входа в такие квартиры, помещения (минуя помещения общего пользования многоквартирных домов);
в) соблюдаются требования технических регламентов безопасности (а до введения их в действие - требования строительных норм и правил, иных обязательных требований).
Из п.5 ст. 17 Правил следует, что изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости осуществляется при условии:
1) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, специального согласования на публичных слушаниях, проведенных в порядке, определенном настоящими Правилами;
2) выполнения технических регламентов - в случаях, когда изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости связано с необходимостью подготовки проектной документации и получением разрешения на строительство;
3) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, заключения от мэрии города Кызыла о том, что изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости не связано с необходимостью подготовки проектной документации и может быть осуществлено без получения разрешения на строительство в соответствующих случаях.
Таким образом, произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что правоустанавливающих документов у административного истца ни на земельный участок, ни на жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> не имеется, отказ Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла в изменении территориальной зоны земельного участка является законным и обоснованным.
При данных обстоятельствах административное исковое требование СЧВ необоснованно и не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление СЧВ к к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла и к Мэрии г.Кызыла Республики Тыва о признании незаконным отказа в изменении территориальной зоны земельного участка и обязании устранить нарушения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кызылский городской суд Республики Тыва - 30 сентября 2019 года (с учетом выходных дней).
Судья Кужугет Р.Ш.