дело № 2-3091/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2017 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Акиндиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепнина Дмитрия Анатольевича к Войсковой части № 3641 о признании незаконным отказа и признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», включении Черепнина Дмитрия Анатольевича и членов его семьи в состав участников подпрограммы,
установил:
Истец Черепнин Д.А. обратился в суд с иском к Войсковой части № 3641 о признании незаконным отказа и признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», включении Черепнина Дмитрия Анатольевича и членов его семьи в состав участников подпрограммы.
В обоснование заявленных требований истец Черепнин Д.А. указал, что он и члены его семьи (супруга и двое детей) проживают в закрытом военном городке по адресу: <адрес>А, войсковая часть 3641, в служебном жилом помещении - однокомнатной квартире, полученной во время прохождения военной службы в указанной войсковой части в 2002 году. В 2012 году войсковой частью 3641 заявлялся иск об их выселении из занимаемого жилого помещения. Вступившим в законную силу решением Пушкинского городского суда Московской области от 17 октября 2012г. войсковой части отказано в иске. За ним и членами его семьи признано право пользования занимаемым жилым помещением до безвозмездного предоставления другого жилого помещения. В декабре 2015г. в целях реализации его права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установлены федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года», действие которой в настоящее время продлено, командованием войсковой части 3641 ему было предложено для включения его в сводный список участников программы представить пакет документов, необходимый для разрешения этого вопроса. Собрав все необходимые документы, он подал заявление от 03.08.2016г. по установленной форме с просьбой включить его в состав участников этой подпрограммы. Длительное время его заявление не разрешалось. 07 марта 2017г. он был вынужден подать заявление командиру и в жилищную комиссию войсковой части 3641. Исходящим №ч-6 от 10.04.2017г. командир войсковой части 3641 отказал ему в праве стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года», указав в свое сообщении, что у него отсутствуют основания для этого. Решение командира войсковой части 3641 об отказе ему в праве стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года» является незаконным и нарушающим его права быть участником названной подпрограммы. Просит признать незаконным отказ войсковой части 3641 в праве стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года» и получить государственный жилищный сертификат по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. № 153 (с последующими изменениями и дополнениями), признать за ним это право и обязать командира войсковой части 3641 реализовать его, включив его и членов его семьи в состав участников названной подпрограммы (л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Проходцев О.В. (л.д. 15) исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, дополнил, что поскольку истец подлежит переселению из закрытого военного городка, то на основании подпункта "б" п. 5 Правил имеет право на получение жилищного сертификата.
Представитель ответчика войсковой части 3641 на основании доверенности Литовченко С.А. (л.д. 77) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку оснований не имеется, в полном объеме поддержал письменные возражения (л.д. 27-28), просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Черепнина С.В., также представляющая интересы несовершеннолетнего Черепнина И.Д., в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит удовлетворить (л.д. 79).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 указанного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются данными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках указанной программы (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 названных Правил, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют:
военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих";
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;
члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
члены семей содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные сотрудники были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
В соответствии с подпунктом "б" п. 5 Правил (в редакции на момент обращения Черепнина Д.А. с заявлением), правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 17.10.2012г. в удовлетворении иска войсковой части 3641 к Черепнину Д.А., Черепниной С.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Черепнина И.Д., Черепнина К.Д. о прекращении договора найма специализированного жилого помещения, выселении, снятии с регистрационного учета, отказано (л.д. 6-8).
Указанным решением суда установлено, что Черепнин Д.А. не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, исключен из списков личного состава воинской части, снят со всех видов довольствия решением ЖБК в/ч 3641 от 11.11.2004г., имеет выслугу календарную 10 лет 03 мес. 15 дней, в льготном исчислении 01 год 09 мес. 04 дня, общая выслуга 11 лет 19 дней. Черепнин Д.А. прекратил трудовые отношения с в/ч 3641 15.11.2004г. в связи с истечением срока контракта. При этом, в иске о выселении отказано только по причине того, что Черепнин Д.А. является ветераном боевых действий.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24.01.2013г. решение Пушкинского городского суда Московской области от 17.10.2012г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения (л.д. 25-26).
Как следует из выписки из домовой книги в квартире по адресу: <адрес> <адрес> зарегистрированы и постоянно проживают: Черепнин Д.А., Черепнина С.В., несовершеннолетние Черепнин И.Д., Черепнин К.Д. (л.д. 46).
03.08.2016г. Черепнин Д.А. обратился к командиру войсковой части 3641 с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», предоставив необходимый пакет документов (л.д. 10).
07 марта 2017г. истец обратился к командиру войсковой части 3641 с заявлением, в котором указал, что длительное время не рассмотрено заявление от 03.08.2016г. с просьбой о признании его и его семьи нуждающимися и включении в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством», настаивал на незамедлительном решении (л.д. 11).
Из письма Войсковой части 3641 за исх.№ч-6 от 10.04.2017г. следует, что в 2004г. Черепнин Д.А. уволен в запас ВС РФ приказом командира 21 отдельной бригады оперативного назначения № 30 с/ч от 02.08.2004г. по подпункту «б» пункта 1 статьи 51 (по истечению срока контракта) Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Исключен из списков личного состава части с 11 ноября 2004 года, выслуга лет в календарном исчислении составляет 10 лет, 03 мес., 15 дней. В списках учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий) в войсковой части 3641, не состоит. В настоящее время Черепнин Д.А. является сотрудником «Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя» в звании подполковник полиции. Согласно справке МОсУ МВД России имени В.Я. Кикотя № 136 от 29.03.2016г., Черепнин Д.А. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 53), установлено, что правом на получение в рамках подпрограммы социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, обладают военнослужащие, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях и отвечающие определенным требованиям, касающимся продолжительности военной службы и оснований для увольнения, и предусматривающих, что такое право имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. У Черепнина Д.А. и членов его семьи отсутствуют правовые основания для признания его участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку в установленном законом порядке он не признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФХ «О статусе военнослужащих». Также факт проживания Черепнина Д.А. в военном городке не является самостоятельным основанием для признания его и членов его семьи участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку у войсковой части 3641 перед ним не возникло обязательств по обеспечению Черепнина Д.А. жилым помещением. На основании вышеизложенного Черепнину Д.А. отказано в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года, в связи с несоответствием требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 данных Правил. Предложено по вопросам жилищного обеспечения обратиться в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, где Черепнин Д.А. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, или в Администрацию г.п. Ашукино, по месту проживания (л.д. 12-14).
В материалы дела предоставлена копия жилищного дела Черепнина Д.А., из которого усматривается, что Черепнин Д.А. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по подпункту «б» пункта 1 статьи 51 указанного Федерального закона и подпункту «в» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по истечении срока контракта о прохождении военной службы) (л.д. 51), также исключен из списка очередников военнослужащих, уволившихся из войск и переведенных в другие части, как утративших связь с войсковой частью и исключенных из списков личного состава части (п. 29 Правил от 05.02.2004 г.), исключен из списков личного состава части с 11.11.2004г. (л.д. 52).
Из справки МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя от 18.08.2017 №238 следует, что Черепнин Д.А., старший инспектор-дежурный комендантского отделения (дислокация дп. Черкизово) комендантского отдела состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол ЖБК МосУ МВД России от 10 октября 2013г. №17). На учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Московском университете МВД России В.Я. Кикотя Черепнин Д.А. не состоит. Специализированное жилое помещение (жилое помещение в общежитии) Черепнину Д.А. не предоставлялось (л.д. 78).
В настоящее время истец связь с Министерством обороны утратил, в связи с чем ему не может быть предоставлена гарантия обеспечения жилым помещением Министерством обороны Российской Федерации.
Анализ подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 указывает, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
По настоящему делу такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось.
Само по себе проживание истца и членов его семьи в жилом помещении в закрытом военном городке, не является основанием для участия истца в указанной подпрограмме.
Согласно пп. "а" п. 22 указанных Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
Таким образом, суд приходит к выводу, что один лишь факт проживания Черепнина Д.А. и членов его семьи в закрытом военном городке, в отсутствие иных установленных статьей 15 Закона "О статусе военнослужащих" условий, не является достаточным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата, в связи с чем, оспариваемый истцом отказ войсковой части 3641 за исх.№ч-6 от 10.04.2017 является законным и обоснованным.
Оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Черепнина Д.А. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Черепнина Дмитрия Анатольевича к Войсковой части № 3641 о признании незаконным отказа и признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», включении Черепнина Дмитрия Анатольевича и членов его семьи в состав участников подпрограммы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 11 октября 2017 года.
Судья: