К делу № 2-10487/2022
УИД 23RS0047-01-2022-010404-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2022 года г. Краснодар
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Зуева М.А.
при секретаре Ершовой Т.Г.,
с участием: представителя истца Кинзина И.Р.,
представителя ответчика Дмитриенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявление Пономаренко М. В. к Пономаренко А. А. о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
Пономаренко М. В. обратился в суд с иском к Пономаренко А. А. о восстановлении срока для принятия наследства. В обоснование требований указано, что он, Пономаренко М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения который умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. С момента смерти ФИО3, осталось наследственное имущество которое состояло из 1/5 доли в квартире по адресу <адрес> земельного участка С/Т Краснодар сельмаш <адрес>, кадастровым номером №. Наследственное дело открыто у нотариуса Цитович Ю.Н. номер дела 84/2012. Нотариусом истец к наследству не призывался, так как факт того, что имеется сын умершего был скрыт от нотариуса при принятии наследства, однако о существовании сына наследнику было известно, поскольку последний общался с ним. Об открытии наследственного дела истец узнал в августе 2022 года при обращению к нотариусу для ознакомления с наследственным дело. Из копии свидетельства о рождении Истца усматривается, что его отцом является ФИО3, т.е. истец является наследником первой очереди.
Также Истец является инвалидом с детства по зрению.
Поскольку на момент открытия наследства после смерти ФИО3 и в силу несовершеннолетнего возраста он не мог в полном объеме осознавать значимость установленных законом требований о необходимости своевременного принятия наследства, а также не был правомочен самостоятельно обращаться к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Просил восстановить ему срок для принятия наследства, признать его принявшим наследство, признать недействительными ранее выданные свидетельства о праве на наследство, определить доли наследников в наследственном имуществе.
В судебном заседании представитель истца Кинзин И.Р. поддержал требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Дмитриенко Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, в судебное заседание не явилось, о дне слушания извещено, о причинах неявки не сообщило.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно статье 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как указано в части 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В состав наследства, в силу абзаца 1 статьи 1112 Гражданского кодекса РФ входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу положений абзаца 2 части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, после его смерти открылось наследство, состоящее из 1/5 доли в квартире по адресу <адрес> земельного участка С/Т Краснодар сельмаш <адрес>, участок 538, кадастровым номером №.
Согласно поступившей в адрес суда копии наследственного дела открытого у нотариуса Цитович Ю.Н. (номер дела 84/2012) ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о вступлении в наследство от ответчика Пономаренко А. А., в котором указано, что помимо него наследниками являются мать – ФИО8 и брат ФИО3, которые от причитающейся им доли в наследстве отказались в пользу ответчика.
При этом факт того, что имеется еще один наследник первой очереди - сын умершего до нотариуса не был доведен при принятии наследства, в связи с чем истец нотариусом к наследству не призывался.
В настоящий момент истец поставил вопрос о восстановлении срока для вступления в наследство.
Как разъяснено в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК Российской Федерации), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и предоставление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
Из материалов дела видно, что на момент смерти ФИО3 (30 июня 2012 года) истцу Пономаренко М. В. было 17 лет, однако уже через полгода он стал несовершеннолетним. Соответственно, это не препятствовало принятию наследства в течение всего установленного срока.
Доводы о том, что истец является инвалидом по зрению и, согласно пояснениям его представителя, на тот момент имел отставание в развитии, суд не принимает во внимание, поскольку о смерти отца истцу было известно, с момента смерти отца и до обращения суд прошел длительный период – более 10 лет. При этом, истцом не указан момент, когда отпали причины, препятствующие обращению в суд с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства.
Наличие объективных обстоятельств, связанных с личностью истца, которые препятствовали бы принятию им наследства в течение установленного законом срока и могли бы быть отнесены к уважительным причинам пропуска этого срока, в ходе судебного разбирательства установлено не было.
Обращение истца с требованиями последовало со значительным пропуском указанного пресекательного срока.
Доводы истца о том, что ответчик скрыл от истца информацию об открытии наследственного дела и не сообщил нотариусу о наличии других наследников, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока, поскольку действующее законодательство не возлагает на наследников обязанность сообщать другим родственникам о смерти наследодателя и открытии наследства. Предоставление сведений о наличии других наследников нотариусу является также правом, а не обязанностью наследника.
Таким образом, в связи с отсутствием объективных причин, препятствовавших истцу своевременно узнать о смерти ФИО3 и принять меры для принятия наследства, суд приходит к выводу, что шестимесячный срок, установленный для обращения в суд, не подлежит восстановлению.
Следовательно, и производные от основного требования - признание недействительными ранее выданных свидетельств о праве на наследство по закону удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Пономаренко М. В. к Пономаренко А. А. о восстановлении срока для принятия наследства, прекращении в части права собственности, признании права собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара М.А. Зуев