УИД №66RS0003-01-2021-006025-83
Дело № 88 – 7905/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 19 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Хасановой В.С., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-6419/2021 по иску Николаева Альберта Ивановича к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Свердловской области, Федеральной службе судебных приставов о включении в выслугу лет периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет,
по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Свердловской области на решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 23 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ФССП Токшиной Л.Р., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Николаев А.И. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту – ГУ ФССП по Свердловской области), Федеральной службе судебных приставов (далее по тексту ФССП) о включении в выслугу лет периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет.
В обоснование требований указал, что 26 июля 2021 года истец обратился в ГУ ФССП по Свердловской области с рапортом об увольнении со службы в органах принудительного исполнения по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 80 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 328-ФЗ), по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. ГУ ФССП по Свердловской области направило документы об увольнении истца в ФССП, однако в удовлетворении рапорта об увольнении отказано со ссылкой на недостаточность у истца стажа службы, необходимого для увольнения по выслуге лет, необоснованно не приняты в зачет стажа службы периоды его работы со 02 августа 1989 года по 02 сентября 1991 года в качестве следователя прокуратуры Новолялинского района Свердловской области и с 12 апреля 1994 года по 02 июля 1999 года в качестве старшего следователя прокуратуры Кировского района города Екатеринбурга. Истец настаивает, что предусмотренных законом оснований для отказа в увольнении его со службы в органах принудительного исполнения по выслуге лет не имелось, так как с учетом вышеуказанных периодов продолжительность стажа службы для увольнения по данному основанию являлась достаточной.
Решением Кировского районного суда города Екатеринбурга от 23 декабря 2021 года возложена обязанность по включению Николаеву А.И. в расчет выслуги лет стаж службы в должности следователя прокуратуры Новолялинского района Свердловской области в период со 02 августа 1989 года по 02 сентября 1991 года, старшего следователя прокуратуры Кировского района города Екатеринбурга в период с 12 апреля 1994 года по 02 июля 1999 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 марта 2022 года решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 23 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Истец Николаев А.И., представитель ответчика ГУ ФССП по Свердловской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 2007 года Николаев А.И. проходит службу в подразделениях ГУ ФССП по Свердловской области в различных должностях, с 01 июня 2020 года замещает должность судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по розыску должников, их имущества и розыску детей.
26 июля 2021 года Николаев А.И. обратился к ответчику ГУ ФССП по Свердловской области с рапортом об увольнении со службы по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 80 Федерального закона № 328-ФЗ, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
ГУ ФССП по Свердловской области подготовило документы об увольнении истца (представление к увольнению, проект приказа об увольнении, заключение об установлении стажа службы, справку о стаже службы) и направило их для согласования в ФССП. При этом, как видно из указанных документов, спорные периоды службы истца в органах прокуратуры включены ответчиком ГУ ФССП по Свердловской области в выслугу лет для назначения пенсии, продолжительность которой по состоянию на 24 августа 2021 года определена в календарном исчислении – 23 года 02 месяца 15 дней, в льготном исчислении – 25 лет 02 месяца 00 дней.
Согласно письму ФССП от 01 октября 2021 года по результатам рассмотрения документов принято решение об отсутствии оснований для увольнения Николаева А.И. со службы в органах принудительного исполнения по выслуге лет, так как принятый к зачету в выслугу стаж службы, по мнению ФССП, составляет 17 лет 10 месяцев 26 дней. Оспариваемые истцом периоды службы со 02 августа 1989 года по 02 сентября 1991 года в должности следователя прокуратуры Новолялинского района Свердловской области и с 12 апреля 1994 года по 02 июля 1999 года в должности старшего следователя прокуратуры Кировского района г.Екатеринбурга в расчет выслуги не включены.
Удовлетворяя при установленных обстоятельствах заявленные Николаевым А.И. требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Закона СССР от 30 ноября 1979 года № 1162-Х «О прокуратуре СССР», Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», постановления Правительства № 723 от 21 мая 2020 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям», Указа Президента Российской Федерации от 01 января 2020 года № 1 «О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов», Временной инструкции по организации работы по пенсионному обеспечению в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденной приказом ФССП от 20 августа 2020 года № 607, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что в спорные периоды истец работал в органах прокуратуры в должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, в связи с чем, имеет право на включение данных периодов в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении).
Согласно пункту «а» части 1 статьи 13 Закона № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона (в том числе, проходившие службу в органах принудительного исполнения), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В силу части 3 статьи 18 Закона № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В целях установления порядка исчисления выслуги лет Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Абзацем 3 пункта 1(5) постановления № 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 01 января 2020 года, помимо периодов, указанных в пункте 1 данного постановления, засчитываются в календарном исчислении периоды замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и установленных фактических обстоятельств и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе ГУ ФССП по Свердловской области, что Николаев А. И. обратился в ГУ ФССП по Свердловской области по вопросу назначения пенсии по выслуге лет в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в чем ему было отказано, поскольку он не был сотрудником органов принудительного исполнения и у него соответственно отсутствует требуемый стаж, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые периоды замещения истцом должностей следователя прокуратуры подлежат включению в календарном исчислении в выслугу лет для назначения пенсии, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о замещении им должности работника прокуратуры, предусматривающей присвоение классного чина.
Закон СССР от 30 ноября 1979 года № 1162-Х «О прокуратуре СССР» (действовавший в период работы истца со 02 августа 1989 года по 02 сентября 1991 года в должности следователя прокуратуры Новолялинского района Свердловской области), как и Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (действовавший в период работы истца с 12 апреля 1994 года по 02 июля 1999 года в должности старшего следователя прокуратуры Кировского района г. Екатеринбурга) предусматривают, что прокуратура представляет собой единую федеральную систему органов. К числу прокурорских работников относятся все работники органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющие классные чины.
Судами обоснованно отмечено, что при отказе во включении спорных периодов работы следователем прокуратуры в выслугу лет истца, ответчиками не принято во внимание, что на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» на прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющих классные чины, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в органах и организациях прокуратуры распространено действие постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 941.
Суды правомерно указали, что абзац 3 пункт 1(5) постановления № 941 под прокурорами понимает должности всех прокурорских работников, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, истец в спорные периоды проходил службу в органах прокуратуры в должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (присвоение истцу классного чина подтверждено материалами архивного личного дела, поступившего из прокуратуры Свердловской области), соответственно, данные периоды предусмотрены порядком исчисления выслуги лет для назначения пенсии, установленным постановлением № 941, а потому Николаев А.И. имеет право на их включение в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии.
Вновь приводя данные доводы, заявитель фактически выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела и исследованных доказательств, тогда как кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Действующим гражданским процессуальным законодательством суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 23 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Свердловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи