Решение по делу № 33-2233/2020 от 09.06.2020

Председательствующий по делу                Дело №33-2233/2020

    Судья Епифанцева С.Ю.

(дело в суде первой инстанции №2-195/2020,

УИД 75RS0001-01-2019-008191-30)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Комковой С.В.

судей Процкой Т.В., Трифонова В.А.

при секретаре Шалаевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 14 июля 2020 года гражданское дело по иску военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий

по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Мирошниковой С.Б.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 22 января 2020 года, которым постановлено:

иск Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту казармы инв. военного городка в/части 54341, расположенных по адресу: <адрес>.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать включение в план капитального ремонта на 2020 год казармы инв. военного городка в/части 54341 расположенных по адресу: <адрес>, с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу в объеме работ указанном в абзаце 4 резолютивной части решения.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта казармы инв. военного городка в/части 54341, расположенных по адресу: <адрес>, а именно:

1) восстановление отмостки фундамента;

2) восстановление стен:

1-4 этажи: в санузлах, душевых – разборка облицовки из керамической плитки, кладка из кирпича стойки для крепления раковин, облицовка стен керамической плиткой;

2-4 этажи: сушилки – сплошное выравнивание штукатурки;

1-4 этажи: кладовые, мастерские, комнаты для хранения оружия, костюмерная, радиосклад – сплошное выравнивание, окраска водоэмульсионными составами;

2-4 этажи: спальные помещения, служебные кабинеты, комната бытового обслуживания (далее – КБО); коридоры – облицовка стен гипсовиниловыми листами с устройством отбойной доски и плинтусов из доски МДФ; колоны (24 шт.) – сплошное выравнивание, окраска водоэмульсионными составами, устройство уголков ПВХ;

лестничный марш: разборка облицовки стен из панелей стеновых на деревянном каркасе, облицовка стен гипсовиниловыми листами с устройством отбойной доски и плинтусов из доски МДФ;

запасный выход: окраска водоэмульсионными составами поверхностей, ранее окрашенных известью;

1 этаж, клуб (зрительный зал, малый зал, проходные комнаты, кабинеты, библиотека, коридор) – снятие (демонтаж) обоев, сплошное выравнивание стен, поклейка обоев под покраску, окраска водоэмульсионными составами;

3) фасады: облицовка фасада сайдингом металлическим с устройством теплоизоляционного слоя, облицовка оконных проемов откосной планкой с устройством водоотлива, облицовка дверных проемов;

4) водоотводящие устройства: установка металлических желобов, устройство водосливов;

5) кровля: разборка кровли из асбестоцементных листов, обрешетки, деревянного каркаса, разборка рулонного покрытия кровли; устройство плоской кровли из ПВХ мембран с устройством примыкания; обработка деревянных конструкций крыши противопожарной пропиткой;

6) перекрытия, потолки: коридоры, спальные, служебные помещения, санузлы, КБО, зрительный зал, сцена, лестничные марши 4-го этажа: сплошное выравнивание сухими штукатурными смесями, окраска водоэмульсионными составами;

лестничные марши: окраска водоэмульсионными составами потолков, ранее окрашенных известью;

подсобные и хозяйственные помещения, мастерские, костюмерная, библиотека: окраска водоэмульсионными составами потолков, ранее окрашенных водоэмульсионной краской с расчисткой старой краски до 35%;

7) полы: санузлы, душевые: замена покрытий пола из керамической плитки с устройством гидроизоляции, укладкой труб канализации;

2-4 этажи: разборка покрытий полов дощатых, из линолеума, из плиток ПВХ;

спальные помещения: устройство полов наливных; КБО, коридор, сушилки, кладовые кабинеты: устройство полов бетонных шлифованных;

1 этаж: разборка покрытий полов из линолеума, из плиток ПВХ, оснований из фанеры;

сцена: масляная окраска улучшенная ранее окрашенных полов по дереву; зрительный зал, малый зал, проходные комнаты, коридор, кабинеты, подсобные помещения: устройство полов бетонных шлифованных;

8) окна: замена оконных деревянных блоков на ПВХ – 148 шт., замена заполнений оконных проемов из стеклоблоков на блоки ПВХ – 8 шт.;

9) двери: вход: замена входных дверных металлических блоков на металлические утепленные: двупольные – 1 шт.;

клуб: установка двупольных входных деревянных – 1 шт.;

клуб: замена дверных блоков:

а) двупольных входных деревянных – 1 шт. (тамбур);

б) двупольных входных деревянных – 8 шт. (входные этаж);

в) двупольных внутренних деревянных – 8 шт.;

г) однопольных внутренних деревянных – 41 шт.;

10) лестницы: устройство пожарных лестниц на крышу здания, заделка выбоин, трещин, замена лестничных поручней;

11) система отопления: замена радиаторов отопления чугунных 16-секционнных – 156 шт. на радиаторы биметаллические; труб стальных, водоподогревателя ВВП на пластинчатый, грязевиков, задвижек; монтаж системы отопления на запасном выходе;

12) система водоснабжения: замена внутренних трубопроводов водоснабжения на трубы полипропиленовые марки; замена пожарных кранов; замена пожарного водопровода; монтаж системы пожарного водопровода на запасном выходе; замена чаш «Генуя» – 21 шт. на унитазы; замена унитазов – 4 шт., писсуаров – 25 шт., раковин – 52 шт., поддонов душевых – 18 шт., смесителей – 70 шт., трапов – 20 шт.; устройство кабинок санитарных – 40 шт.;

13) канализация: замена чугунных трубопроводов канализации на трубы пластмассовые;

14) электрооборудование: замена вводного распределительного устройства – 1 шт.; монтаж щитов распределительных ЩРН-36 – 4шт, с укомплектованием пускорегулирующей аппаратурой; замена щитов освещения ОЩВ-24 – 4 шт.; замена кабеля силового медного; монтаж электропроводки в кабельном канале кабелем ВВГ 3*1,5; монтаж электропроводки в кабельном канале кабелем ВВГ 3*2,5; монтаж светильников светодиодных накладных потолочных Varton 595x595x50мм – 194 шт.; монтаж светильников светодиодных для влажных помещений – 113 шт.; замена розеток открытой проводки с заземляющим контактом – 50 шт.; замена выключателей открытой проводки – 72 шт.; монтаж заземляющего устройства;

15) тепловой узел управления: проведение капитального ремонта насосной станции противопожарного водоснабжения с указанием схемы обвязки насосов;

16) вентиляция: разборка воздуховодов из листовой стали, прокладка воздуховодов из листовой, оцинкованной стали и алюминия класса Н (нормальные); установка вентиляционных решеток – 42 шт.; установка дефлектора – 1 шт.;

17) пожарная безопасность: монтаж автоматизированной установки пожарной сигнализации (АУПС) с передачей сигнала в помещении дежурного по воинской части; монтаж системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ); обработка противопожарной пропиткой помещений клуба: костюмерная, библиотека, примыкающая территория».

В иске к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – отказать.

Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки технического состояния и оборудования казармы инв. военного городка войсковой части 54341. Установлено, что данный объект требуют капитального ремонта, в частности в отношении фундамента, стен, фасадов, водоотводящих устройств, кровли, перекрытий, потолков, полов, окон, дверей, лестниц, системы отопления, системы водоснабжения, канализации, электрооборудования, теплового узла управления, вентиляции, пожарной безопасности, примыкающей территории. Казарма находится на учете ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России с 1 апреля 2011 года. 12 апреля 2017 года названный объект закреплен на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. С 1 июня 2019 года указанный объект обслуживается ЖКС №12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС. Капитальный ремонт казармы ранее не проводился, в план капитального ремонта на 2019 год она не внесена. Непроведение капитального ремонта казармы противоречит требованиям действующего законодательства, может повлечь возникновение неблагоприятных ситуаций.

С учетом уточнений просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту казармы инв. военного городка в/части 54341, расположенного по адресу: <адрес>;

обязать ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации обращение с ходатайством о содействии в выполнении капитального ремонта казармы инв. военного городка в/части 54341, расположенного по адресу: <адрес>;

обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать включение в план капитального ремонта на 2020 год казармы инв. военного городка в/части 54341 расположенных по адресу: <адрес>, в объеме работ указанном в п. 4 просительной части с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу;

возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта казармы военного городка в/части 54341, расположенного по адресу: <адрес>, связанного с:

1) восстановление отмостки фундамента;

2) восстановление стен:

1-4 этажи: в санузлах, душевых – разборка облицовки из керамической плитки, кладка из кирпича стойки для крепления раковин, облицовка стен керамической плиткой;

2-4 этажи: сушилки - сплошное выравнивание штукатурки;

1-4 этажи: кладовые, мастерские, комнаты для хранения оружия, костюмерная, радиосклад – сплошное выравнивание, окраска водоэмульсионными составами;

2-4 этажи: спальные помещения, служебные кабинеты, комната бытового обслуживания (далее – КБО); коридоры – облицовка стен гипсовиниловыми листами с устройством отбойной доски и плинтусов из доски МДФ; колоны (24 шт.) – сплошное выравнивание, окраска водоэмульсионными составами, устройство уголков ПВХ;

лестничный марш: разборка облицовки стен из панелей стеновых на деревянном каркасе, облицовка стен гипсовиниловыми листами с устройством отбойной доски и плинтусов из доски МДФ;

запасный выход: окраска водоэмульсионными составами поверхностей, ранее окрашенных известью;

1 этаж, клуб (зрительный зал, малый зал, проходные комнаты, кабинеты, библиотека, коридор) – снятие (демонтаж) обоев, сплошное выравнивание стен, поклейка обоев под покраску, окраска водоэмульсионными составами;

3) фасады: облицовка фасада сайдингом металлическим с устройством теплоизоляционного слоя, облицовка оконных проемов откосной планкой с устройством водоотлива, облицовка дверных проемов;

4) водоотводящие устройства: установка металлических желобов, устройство водосливов;

5) кровля:

разборка кровли из асбестоцементных листов, обрешетки, деревянного каркаса, разборка рулонного покрытия кровли; устройство плоской кровли из ПВХ мембран с устройством примыкания; обработка деревянных конструкций крыши противопожарной пропиткой;

6) перекрытия, потолки:

коридоры, спальные, служебные помещения, санузлы, КБО, зрительный зал, сцена, лестничные марши 4-го этажа: сплошное выравнивание сухими штукатурными смесями, окраска водоэмульсионными составами;

лестничные марши: окраска водоэмульсионными составами потолков, ранее окрашенных известью;

подсобные и хозяйственные помещения, мастерские, костюмерная, библиотека: окраска водоэмульсионными составами потолков, ранее окрашенных водоэмульсионной краской с расчисткой старой краски до 35%;

7) полы:

санузлы, душевые: замена покрытий пола из керамической плитки с устройством гидроизоляции, укладкой труб канализации;

2-4 этажи: разборка покрытий полов дощатых, из линолеума, из плиток ПВХ;

спальные помещения: устройство полов наливных;

КБО, коридор, сушилки, кладовые кабинеты: устройство полов бетонных шлифованных;

1 этаж: разборка покрытий полов из линолеума, из плиток ПВХ, оснований из фанеры;

сцена: масляная окраска улучшенная ранее окрашенных полов по дереву;

зрительный зал, малый зал, проходные комнаты, коридор, кабинеты, подсобные помещения: устройство полов бетонных шлифованных;

8) окна:

замена оконных деревянных блоков на ПВХ – 148 шт., замена заполнений оконных проемов из стеклоблоков на блоки ПВХ – 8 шт.;

9) двери:

вход: замена входных дверных металлических блоков на металлические утепленные: двупольные – 1 шт.;

клуб: установка двупольных входных деревянных – 1 шт.;

клуб: замена дверных блоков:

а) двупольных входных деревянных – 1 шт. (тамбур);

б) двупольных входных деревянных – 8 шт. (входные этаж);

в) двупольных внутренних деревянных – 8 шт.;

г) однопольных внутренних деревянных – 41 шт.;

10) лестницы:

устройство пожарных лестниц на крышу здания, заделка выбоин, трещин, замена лестничных поручней;

11) система отопления:

замена радиаторов отопления чугунных 16-секционнных – 156 шт. на радиаторы биметаллические; труб стальных, водоподогревателя ВВП на пластинчатый, грязевиков, задвижек;

монтаж системы отопления на запасном выходе;

12) система водоснабжения:

замена внутренних трубопроводов водоснабжения на трубы полипропиленовые марки;

замена пожарных кранов;

замена пожарного водопровода;

монтаж системы пожарного водопровода на запасном выходе;

замена чаш «Генуя» – 21 шт. на унитазы;

замена унитазов – 4 шт., писсуаров – 25 шт., раковин – 52 шт., поддонов душевых – 18 шт., смесителей – 70 шт., трапов – 20 шт.;

устройство кабинок санитарных – 40 шт.;

13) канализация:

замена чугунных трубопроводов канализации на трубы пластмассовые;

14) электрооборудование:

замена вводного распределительного устройства – 1 шт.;

монтаж щитов распределительных ЩРН-36 – 4шт, с укомплектованием пускорегулирующей аппаратурой;

замена щитов освещения ОЩВ-24 – 4 шт.;

замена кабеля силового медного;

монтаж электропроводки в кабельном канале кабелем ВВГ 3*1,5;

монтаж электропроводки в кабельном канале кабелем ВВГ 3*2,5;

монтаж светильников светодиодных накладных потолочных Varton 595x595x50мм – 194 шт.;

монтаж светильников светодиодных для влажных помещений – 113 шт.;

замена розеток открытой проводки с заземляющим контактом – 50 шт.;

замена выключателей открытой проводки – 72 шт.;

монтаж заземляющего устройства;

15) тепловой узел управления:

проведение капитального ремонта насосной станции противопожарного водоснабжения с указанием схемы обвязки насосов;

16) вентиляция:

разборка воздуховодов из листовой стали, прокладка воздуховодов из листовой, оцинкованной стали и алюминия класса Н (нормальные);

установка вентиляционных решеток – 42 шт.;

установка дефлектора – 1 шт.;

17) пожарная безопасность: монтаж автоматизированной установки пожарной сигнализации (АУПС) с передачей сигнала в помещении дежурного по воинской части;

монтаж системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ);

обработка противопожарной пропиткой помещений клуба: костюмерная, библиотека, примыкающая территория» (т. 1, л.д. 6-12, т. 2, л.д. 93-96).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 123-133).

Определением суда от 18 мая 2020 года Министерству обороны Российской Федерации восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы (т. 2, л.д. 169-171).

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Мирошникова С.Б. выражает несогласие с решением суда, считает его принятым с нарушением норм материального и норм процессуального права. Указанный объект с 12 апреля 2017 года закреплен на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, с 1 июня 2019 года обслуживается ЖКС №12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС. Со ссылками на статью 12, пункт 1 статьи 216, пункт 1 статьи 296 ГК РФ, указывает, что поскольку обязанность проведения капитального ремонта возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России как на организацию, которой объект передан в оперативное управление, данная организация обязана проводить капитальный ремонт. Ссылаясь на Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, статью 8 Федерального закона «Об обороне», пункт 3 статьи 401 ГК РФ, указывает, что обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Со ссылкой на пункты 2.1.2, 2.1.4, подпункт «б» пункта 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, указывает, что инструментальное обследование объекта не проводилось, техническое состояние не составлялось, процедура включения объектов в титул капитального ремонта не пройдена, экономическая целесообразность ремонта не оценена специалистами. Разрешение вопроса о проведении капитального ремонта не находится в компетенции лиц, составивших представленный в материалы дела акт. Вывод прокурора о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан не подтвержден. В представленных документах отсутствуют достоверные сведения о степени износа объектов для установления необходимости проведения капитального ремонта в соответствии с Методикой определения физического износа объектов. Судом не учтен порядок проведения капитального ремонта. Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО на основании акта общего осмотра объектов имущественного комплекса составляет дефектный акт и локальный сметный расчет. Районный представитель государственного заказчика формирует заявку для включения объектов в план текущего ремонта и направляет ее окружному представителю государственного заказчика. Поэтому ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязано провести обследование объекта, по результатам осмотра формирует заявочный план капитального ремонта, согласовывает его с командующим войсками военного округа и направляет представителю государственного заказчика. Просит решение районного суда отменить (т. 2, л.д. 142-147).

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Цыпылов Д.А. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 2, л.д. 157-159).

В суд апелляционной инстанции ответчики, третьи лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России Совпель Т.Ю. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Пака О.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 209, статьи 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно пункту12 статьи 1, пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Организация обороны включает, в том числе строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект –казарма войсковой части 54341, расположенной по адресу: <адрес>, являются собственностью Министерства обороны РФ. На основании передаточного акта от реорганизованного ФГУ «Улан-Удэнская КЭЧ района» Минобороны России от 1 апреля 2011 года объект передан на учет ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ. Данный объект закреплен за войсковой частью 54341 актом приемки-сдачи казарменно-жилищного фонда и территорий военного городка от 7 февраля 2014 года на основании приказа начальника Бурятского территориального гарнизона от 30 января 2014 года (т. 1, л.д. 27-36, 38-42, 158-163, т. 2, л.д. 44-49, 51-55).

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12 апреля 2017 года за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе объект – казарма инв. военного городка войсковой части 54341.

Актами общих весенних (осенних) осмотров от 2017 года, от 2018 года, от 2019 года, дефектным актом от 27 августа 2019 года, актом технического состояния здания к акту приема-передачи здания в эксплуатацию от 1 апреля 2017 года, ответом ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России от 22 июня 2018 года, сообщением ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России от 22 июня 2018 года, сообщением командира войсковой части 54341 от 13 июня 2019 года в адрес военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, ответами командира войсковой части 54341 от 13 ноября 2017 года , от 3 августа 2017 года в адрес начальника ЖКО ФГБУ «ЦЖКУ по ВВО» МО РФ, обращениями командира войсковой части 54341 от 7 июня 2018 года, от 26 июня 2018 года в адрес начальника ЖКО ФГБУ «ЦЖКУ по ВВО» МО РФ, ответом Жилищно-Эксплуатационного (коммунального) отдела филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО от 8 июля 2018 года, ответом командира войсковой части 54341 от 22 октября 2018 года ответом 722 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) Восточного военного округа от 3 сентября 2019 года , заявкой войсковой части 54341 от 3 октября 2018 года на капитальный ремонт объектов войсковой части 54341 на 2019 год, заявкой войсковой части 54341 от 15 апреля 2019 года на капитальный ремонт объектов войсковой части 54341 на 2020 год, справкой командира войсковой части 54341 о состоянии казармы инв. , актом визуального осмотра (обследования) здания казармы инв. от 15 июля 2018 года подтверждается факт ненадлежащего состояния казармы военного городка войсковой части 54341, необходимость проведения капитального ремонта, приведения казармы в соответствие требованиям пожарной безопасности (т. 1, л.д. 25-26, 45, 65, 83, 85, 87, 90-98, 111, 148-154, 169-174, 197, 198, т. 2, л.д. 7-43, 58, 61-62, 64, 66, 69-77, 81-84).

Рассматривая спор и частично удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции верно определил, что обязанность по обеспечению капитального ремонта указанного объекта недвижимости, приведения его в соответствие требованиям пожарной безопасности должна быть возложена на Министерство обороны РФ как на собственника закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации имущества.

Судебная коллегия соглашается с суждениями районного суда, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и представленных в материалы дела доказательствах, оценка которым дана в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, выводы суда в полной мере согласуются с материальным законом.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что указанный объект с 12 апреля 2017 года закреплен на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, с 1 июня 2019 года обслуживается ЖКС №12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС, аргумент со ссылками на статью 12, пункт 1 статьи 216, пункт 1 статьи 296 ГК РФ, о том, что поскольку обязанность проведения капитального ремонта возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России как на организацию, которой объект передан в оперативное управление, данная организация обязана проводить капитальный ремонт, утверждение со ссылкой на Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, статью 8 Федерального закона «Об обороне», пункт 3 статьи 401 ГК РФ, о том, что обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, отклоняются судебной коллегией.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).

В силу указанных норм, а также положений статьи 210 ГК РФ, Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению капитального ремонта объектов недвижимости.

При этом наличие специально созданного учреждения не освобождает собственника от его обязанностей по содержанию имущества. Из материалов дела следует, что за период эксплуатации объекта многократно менялись юридические лица, в обязанности которых входило поддержание объекта в надлежащем состоянии, однако указанный объект требует проведения капитального ремонта.

Утверждения заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на пункты 2.1.2, 2.1.4, подпункт «б» пункта 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, о том, что инструментальное обследование объекта не проводилось, техническое состояние не составлялось, процедура включения объектов в титул капитального ремонта не пройдена, экономическая целесообразность ремонта не оценена специалистами; разрешение вопроса о проведении капитального ремонта не находится в компетенции лиц, составивших представленный в материалы дела акт; вывод прокурора о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан не подтвержден, в представленных документах отсутствуют достоверные сведения о степени износа объектов для установления необходимости проведения капитального ремонта в соответствии с Методикой определения физического износа объектов; судом не учтен порядок проведения капитального ремонта, филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО на основании акта общего осмотра объектов имущественного комплекса составляет дефектный акт и локальный сметный расчет, районный представитель государственного заказчика формирует заявку для включения объектов в план текущего ремонта и направляет ее окружному представителю государственного заказчика, поэтому ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязано провести обследование объекта, по результатам осмотра формирует заявочный план капитального ремонта, согласовывает его с командующим войсками военного округа и направляет представителю государственного заказчика, не могут быть приняты.

Так, отсутствие решения собственника о признании здания нуждающимся в проведении капитального ремонта и отсутствие заключения компетентной организации основанием к отказу в удовлетворении иска не является, поскольку именно бездействие собственника и непринятие собственником необходимых мер и послужило основанием для обращения прокурора в суд.

Необходимая процедура согласования и утверждения проведения ремонта может быть соблюдена Министерством обороны РФ и при наличии судебного акта, так как собственник может возложить соответствующие обязанности на учреждения, ответственные за определенный этап процедуры, в рамках исполнения данного решения.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что признание объектов Министерства обороны РФ нуждающимися в проведении капитального ремонта находится в исключительной компетенции МО РФ. Однако при неисполнении ответчиком своих обязанностей по содержанию имущества, что представляет угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор вправе в судебном порядке обеспечить реализацию ответчиком возложенных на него полномочий.

При таких условиях решение районного суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Мирошниковой С.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий:                С.В.Комкова

Судьи:                            Т.В.Процкая

                                В.А.Трифонов

33-2233/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона
Военный прокурор Читинского гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФГКУ СИБТУИО МО РФ
ФГКУ «ВРУПО МО России»
Другие
ФКУ «ОСК Восточного военного округа»
ФКУ «ОСК ВВО» в лице 722 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) Восточного военного округа
филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Воздушно-космическим силам)
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России
жилищно-коммунальная служба №12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Воздушно-космическим силам)
войсковая часть 54341
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Процкая Тамара Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
11.06.2020Передача дела судье
11.06.2020Судебное заседание
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее