№ 2а-5175/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Горпинич Н.Н.,
при секретаре Медведевой П.В.,
с участием представителя административного истца Березкиной К.Д.,
представителя административного ответчика Обединой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бубенчикова Д.С. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Бубенчиков Д.С. обратился в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее - Департамент) о признании отказа незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что Бубенчиков Д.С. воспитывает трех несовершеннолетних детей и постоянно проживает на территории г. Красноярска. В силу закона многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. Многодетный гражданин, зарегистрированный по месту жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края. 22.12.2017 года в Департамент представителем административного истца подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в г. Красноярске. В заявлении определена цель использования земельного участка – индивидуальное жилищное строительство, его предполагаемые размеры и местоположение согласно схемам на кадастровом плане г. Красноярска, в зоне жилой усадебной застройки (Ж-1). Согласно поступившему из Департамента ответу в предоставлении испрашиваемого земельного участка по адресу: <адрес>, Бубенчикову Д.С. отказано. Из отказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), для данной территориальной зоны установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков – минимальная площадь земельного участка – 0,06 га, ширина земельного участка – не менее 22 метров. Сформировать земельный участок согласно представленной заявителем схемы с учетом границ территориальной зоны (Ж-1), установленных предельных параметров земельного участка для данной территориальной зоны, не представляется возможным. При этом, в ответе на заявление Бубенчикова Д.С. Департамент не приводит доводы и конкретных точек измерения ширины испрашиваемого истцом земельного участка. Фактически, ответ не содержит никаких доводов, так или иначе подтверждающих данное основание для отказа в предоставлении испрашиваемого Бубенчиковым Д.С. земельного участка. Поскольку испрашиваемый административным истцом земельный участок имеет сложную геометрическую форму, то показатель ширины с изменением точек измерения по периметру испрашиваемого участка, будет менять свое значение. Испрашиваемый в рамках заявления № земельный участок имеет форму треугольника. Ширина по фасаду (сторона земельного участка, прилегающая к дороге (подъезду к участку)) составляет более 22 метров. В полной мере оценить законность ответа административного ответчика № административному истцу не представляется возможным, поскольку, исходя из текстовой части отказа, определить в какой части земельного участка проводились измерения его ширины невозможно. С учетом уточнений административный истец просит признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка Бубенчикову Д.С., изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №; возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанность принять и направить решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно поданному Бубенчиковым Д.С. заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Бубенчиков Д.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, обеспечил явку представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Березкина К.Д. уточненные исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Обедина Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в оспариваемом отказе.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено в судебном заседании, Бубенчиков Д.С. относится к категории многодетных граждан, в связи с чем, в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений» имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка на территории городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением № о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в г. Красноярске, в зоне жилой усадебной застройки (Ж-1), площадью от 600 до 1500 кв.м., многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения земельного участка на ситуационном плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отказал Бубенчикову Д.С. в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, мотивировав отказ тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), строительство индивидуальных жилых домов – основной вид разрешенного использования данной территории. Для данной территориальной зоны установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков – минимальная площадь земельного участка – 0,06 га, ширина земельного участка – не менее 22 метров. Ширина испрашиваемого земельного участка менее 22 метров, поэтому сформировать земельный участок согласно представленной заявителем схемы с учетом границ территориальной зоны (Ж-1), установленных предельных параметров земельного участка для данной территориальной зоны, не представляется возможным.
В силу положений ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно пунктам 7-9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ч. 1 ст. 29.1 указанного Закона Красноярского края, многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»).
В соответствии с ч. 1 ст. 29.2 указанного Закона Красноярского края при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
Из содержания ч. 5 ст. 29.2 указанного Закона Красноярского края следует, что в случае отсутствия земельных участков, пригодных для использования для цели, указанной в заявлении, вместе с уведомлением о постановке на очередь многодетному гражданину направляется извещение о том, что при образовании указанных земельных участков на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет будет размещен указанный в п. 2 ст. 29.7 настоящего Закона перечень. Многодетным гражданам, указанным в абзацах третьем, четвертом, пятом п. 2 ст. 14 настоящего Закона, дополнительно разъясняется возможность обращения с заявлением о предоставлении земельного участка на территории иного муниципального района или городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 29.6 указанного Закона Красноярского края основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются: а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов); б) в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя; в) изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота; г) ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность; д) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован; е) резервирование испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, для государственных или муниципальных нужд; ж) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте «а» пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Порядок, виды и способы установления предельных минимальных и (или) максимальных размеров земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирован статьей 5 Решения Красноярского городского Совета депутатов «О правилах землепользования и застройки городского округа Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» от 07.07.2015 года № В-122.
Согласно пункту 5 статьи 14 названного решения, предельные (минимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для объектов, размещение которых предусмотрено видом разрешенного использования зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1): этажность - не более 3 надземных этажей; минимальная площадь земельного участка - 0,06 га; ширина земельного участка - не менее 22 м; минимальное расстояние от границ смежного земельного участка до основного строения - не менее 3 м, до построек для содержания скота и птицы - не менее 4 м, до прочих хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, стоянок - не менее 1 м; отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений при осуществлении строительства - не менее 3 м; высота ограждения земельных участков - не более 2,0 м; максимальный коэффициент застройки - не более 0,4.
Вышеуказанные нормы права не содержат требований к формам образуемых земельных участков, как в общем, для всех территориальных зон, так и в частности для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
В силу чего, довод представителя административного ответчика о том, что Департамент не формирует земельные участки треугольной, многоугольной формы, в которых невозможно установить их ширину, суд находит несостоятельным.
Согласно представленному административным истцом заключению кадастрового инженера, испрашиваемый Бубенчиковым Д.С. земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), представлен в виде многоугольника. Так как в Евклидовой геометрии не существует определения ширины многоугольника, задача определения ширины участка сводится к задаче размещения данного многоугольника в прямоугольнике, шириной 22м., что невозможно, так как ширина испрашиваемого земельного участка в поперечнике 32,6 кв.м. Сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства южнее земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в зоне жилой усадебной застройки (Ж-1), площадью от 600 до 1 500 кв.м., возможно; параметры испрашиваемого земельного участка соответствуют установленным Правилами землепользования и застройки города Красноярска градостроительным регламентам.
Представитель административного ответчика в судебном заседании конкретные доказательства, подтверждающие указанные Департаментом основания для отказа в предоставлении земельного участка истцу, не предоставил, заявив об отсутствии таковых.
Из представленных административным истцом доказательств следует, что спорный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1), соответственно препятствий к предоставлению такого земельного участка многодетной семье судом не установлено.
Поскольку оснований, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка не имеется, суд признает незаконным изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении земельного участка Бубенчикову Д.С., а также возлагает на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить Бубенчикову Д.С. схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении Бубенчикову Д.С. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить Бубенчикову Д.С. схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Горпинич
Копия верна.
Судья: Н.Н. Горпинич