Дело № 12-533/23
25RS0001-01-2023-002542-55
РЕШЕНИЕ
24 октября 2023 года г. Владивосток
Судья Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края Третьякова Д.К., рассмотрев жалобу защитника Астапенковой С.В. в интересах Кругликова В. П. на постановление и.о. начальника одела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Андриенко Д.А. № 03П-40-0020 от 09.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника участка производственного подразделения «Центральное» (Фрунзенское) производственного предприятия тепловых сетей МУПВ «ВПЭС» Кругликова В.П.,
установил:
Постановлением и.о. начальника одела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Андриенко Д.А. № 03П-40-0020 от 09.03.2023 начальник участка производственного подразделения «Центральное» (Фрунзенское) производственного предприятия тепловых сетей МУПВ «ВПЭС» Кругликов В. П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
На указанное постановление защитником Астапенковой С.В. в интересах Кругликова В.П. подана жалоба, в которой защитник просит постановление отменить производство по делу прекратить в связи с отсутствием события, состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалобы указала, что Кругликов В.П. не был извещен о вынесении постановления от 28.12.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением требований КоАП РФ, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного постановления № 03П-40-0020. Кроме того, приведенные в оспариваемом постановлении нормы пунктов 2.7.1, 2.7.2, 2.7.8, 2.1.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, нарушение которых вменяется Кругликову В.П. носят общий характер и не определяют конкретные обязанности лиц, ответственных за эксплуатацию, в связи с чем, вывод административного органа о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, является необоснованным. Полагает, что в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих неисполнение заявителем как должностным лицом МУПВ «ВПЭС» указанных положений Правил № 115, данные требования соблюдаются персоналом предприятия в полном объеме в ходе осуществления эксплуатации закрепленных за МУПВ «ВПЭС» объектов теплосетевого хозяйства, и из обжалуемого постановления не следует, что Кругликов В.П. какими-либо своими действиями (бездействием) допустил нарушение указанных пунктов Правил, а также не установлено, в чем выразилось данное нарушение и какими доказательствами данное нарушение подтверждается. Считает, что само по себе наличие порывов на объектах теплосетевого хозяйства МУПВ «ВПЭС», не свидетельствует о ненадлежащем техническом состоянии таких объектов, несоблюдении предприятием требований Правил № 115, нарушение которых вменяется Кругликову В.П., неисполнении либо ненадлежащим исполнении заявителем служебных обязанностей и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ. Одновременно в жалобе заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления ввиду возвращения первоначально поданной жалобы заявителю определением Ленинского районного суда г.Владивостока от 15.03.2023.
Защитник Киреева А.Г., действующая в интересах Кругликова В.П. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по доводам и основаниям, изложенным в жалобе, а также в дополнительных пояснениях к ней. Указала, что Кругликов В.П. не был извещен о дате и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в период с 27.12.2022 по 30.12.2022 находился на больничном листе нетрудоспособности, поэтому известить Кругликова В.П. по месту работы, куда направлялось извещение не представилось возможным.
Кругликов В.П., прокурор Фрунзенского района г. Владивостока, представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - Дальневосточного управления Ростехнадзора, в судебное заседание не явились, причины неявки суду неизвестны, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав защитника Кирееву А.Г., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Настоящая жалоба защитника Астапенковой С.В. в интересах Кругликова В. П. на постановление и.о. начальника одела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Андриенко Д.А. № 03П-40-0020 от 09.03.2023 поступила в суд 30.03.2023.
Установлено, что определением Ленинского районного суда г.Владивостока от 15.03.2023 первоначально поданная защитником жалоба в установленный законом 10-дневный срок была возвращена заявителю, 24.03.2023 определение судьи о возврате жалобы и жалоба получены заявителем. Указанные обстоятельства, по мнению судьи, безусловно, повлияли на несоблюдение заявителем 10-дневного срока на обращение в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, по мнению судьи срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении № 03П-40-0020 от 09.03.2023 пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки с нарушением положений соответствующих правил (например, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204).
Из смысла статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ следует, что обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из материалов дела об административном правонарушении, предоставленного в материалы дела административным органом следует, что по результатам проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства во исполнение пункта 1.13 приказа прокурора Приморского края от 19.06.2019 № 91 постановлением прокурора Фрунзенского района г. Владивостока от 25.01.2023 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника производственного подразделения «Центральное» (Фрунзенское) производственного предприятия по эксплуатации тепловых сетей МУПВ «ВПЭС» Кругликова В.П., по факту нарушения требований пунктов 2.7.1, 2.7.2, 2.7.8, 2.1.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, в связи с приостановкой подачи тепловой энергии в период с 12 часов 10 минут до 23 часа 32 минут 09.12.2022, теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения 120 гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме по ул. Крыгина, д. 40 в г. Владивостоке, то есть, на протяжении более 8 часов, в связи с порывом теплотрассы из-за трещины в основном металле трубопровода L-2 мм в районе д. 40 по ул. Крыгина в г. Владивостоке и данный участок тепловой сети от УТ-2444-1/03 т. А до фундамента жилого дома по ул. Крыгина в г. Владивостоке закреплен на праве хозяйственного ведения за МУПВ «ВПЭС» на основании распоряжения Управления муниципальной собственности г. Владивостока администрации г. Владивостока от 21.02.2019 № 141/28 и данное предприятие осуществляет текущее содержание, все виды ремонтов и эксплуатацию вышеуказанного оборудования.
Постановлением и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора Андриенко Д.А. от 09.03.2023 № 03П-40-0020 должностное лицо МУПВ «ВПЭС» Кругликов В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ по факту установления нарушения требований пунктов 2.7.1, 2.7.2, 2.7.8, 2.1.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, в связи с приостановкой подачи тепловой энергии в период с 11 часов 40 минут до 21 часа 00 минут 16.11.2022, с 14 часов 30 минут до 15 часов 28 минут 17.11.2022, теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения 494 гражданам, проживающим в 4 многоквартирных жилых домах по ул. Амурская, д. 29, 31, 33, по ул. Садовая, д. 27 в г. Владивостоке, а также гражданам, находящихся на стационарном лечении в КГБУЗ «Владивостокская клиническая больница № 1» по ул. Садовая, д. 22 в г. Владивостоке, более 8 часов, в связи с прорывом теплотрассы из-за трещины в основном металле трубопровода в районе д. 29 по ул. Амурская в г. Владивостоке.
В постановлении указано, что согласно пунктам 2.7.1, 2.7.2 Правил № 115 при эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния. Более того, основными видами ремонтов тепловых энергоустановок и тепловых сетей являются капитальный и текущий (пункт 2.7.8 Правил № 115), а периодичность и продолжительность всех видов ремонта устанавливаются нормативно-техническими документами на ремонт данного вида тепловых энергоустановок (пункт 2.1.10 Правил № 115).
Так, в соответствии с пунктом 7.3 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285, периодичность и продолжительность всех видов ремонта, разработка ремонтной документации, планирование и подготовка к ремонту, вывод в ремонт и производство ремонта, а также приемка и оценка качества ремонта должны осуществляться в соответствии с Положением о системе планово-предупредительных ремонтов основного оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий и Инструкцией по капитальному ремонту тепловых сетей.
В соответствии с пунктом 1.2, 1.3 Положения о системе планово- предупредительных ремонтов основного оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий (с нормами времени и нормами расхода материалов), утвержденным приказом Минжилкомхоза РСФСР от 06.04.1982 № 214 (далее - Положение), совокупность планируемых организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и профилактическому ремонту оборудования называется системой планово - предупредительных ремонтов, которая призвана обеспечить уменьшение отказов в работе, надежность работы, номинальную производительность и удлинение сроков службы оборудования, снижение расходов на ремонты повреждений (п. 1.3 Положения), а правильная эксплуатация оборудования, а также своевременное и качественное проведение профилактических ремонтов в свою очередь является основой надежной, бесперебойной и экономичной работы отопительных котельных, тепловых пунктов и сетей (пункт 1.2 Положения). Согласно п. 2.15 Положения, перечень и последовательность выполнения ремонтных работ и работ по техническому уходу в период между капитальными ремонтами или между вводом в эксплуатацию и первым капитальным ремонтом представляет собой структуру ремонтного цикла, которым является промежуток времени между капитальными ремонтами. Планирование продолжительности ремонтного цикла основывается на календарном времени эксплуатации оборудования.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Положения о системе планово- предупредительных ремонтов основного оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий (с нормами времени и нормами расхода материалов), утвержденным приказом Минжилкомхоза РСФСР от 06.04.1982 № 214 (далее - Положение), совокупность планируемых организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и профилактическому ремонту оборудования называется системой планово - предупредительных ремонтов, которая призвана обеспечить уменьшение отказов в работе, надежность работы, номинальную производительность и удлинение сроков службы оборудования, снижение расходов на ремонты повреждений (пункт 1.3 Положения), а правильная эксплуатация оборудования, а также своевременное и качественное проведение профилактических ремонтов в свою очередь является основой надежной, бесперебойной и экономичной работы отопительных котельных, тепловых пунктов и сетей (пункт 1.2 Положения). Согласно пункту 2.15 Положения, перечень и последовательность выполнения ремонтных работ и работ по техническому уходу в период между капитальными ремонтами или между вводом в эксплуатацию и первым капитальным ремонтом представляет собой структуру ремонтного цикла, которым является промежуток времени между капитальными ремонтами. Планирование продолжительности ремонтного цикла основывается на календарном времени эксплуатации оборудования.
В силу пункта 1.7 Положения приведенные сроки проведения плановых ремонтов являются оптимальными для нормальных условий эксплуатации. В зависимости от конкретных условий эксплуатации период между проведением плановых ремонтов увеличивают или сокращают по согласованию с вышестоящей организацией.
В нарушение приведенных норм в постановлении по делу об административном правонарушении должностным лицом обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, не описаны, мотивы в обосновании выводов о виновности должностного лица в его совершении не приведены, а именно: не исследовано в чем конкретно выразилось ненадлежащее исполнение Кругликовым В.П., возложенных на него обязанностей, какие меры указанным должностным лицом не были приняты во избежание внерегламентных отключений в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В силу правового регулирования выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для дела, однако, при его рассмотрении требования статьи 24.1 и статьи 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом соблюдены не были.
В постановлении указано, что в должностные обязанности Кругликова В.П. как начальника эксплуатационного участка согласно должностной инструкции входит обеспечение бесперебойного электроснабжения потребителей, надежной работы оборудования, исправное состояние сооружения и коммуникаций.
Кроме того, установленные в постановлении и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора Андриенко Д.А. от 09.03.2023 № 03П-40-0020 обстоятельства, имевшие место в период с 11 часов 40 минут до 21 часа 00 минут 16.11.2022, с 14 часов 30 минут до 15 часов 28 минут 17.11.2022 по ул. Амурская, д. 29, 31, 33, по ул. Садовая, д. 27 и по ул. Садовая, д. 22 в г. Владивостоке не подтверждены материалами проверки прокуратуры Фрунзенского района г.Владивостока, в представленных материалах, постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.01.2023 содержатся иные обстоятельства, выявленные по результатам проверки, а именно приостановление подачи тепловой энергии 09.12.202022 по иным адресам.
Согласно материалам проверки по факту отсутствия теплоснабжения в период с 12 часов 10 минут до 23 часа 32 минут 09.12.2022 по ул. Крыгина, д. 40 в г. Владивостоке, прокурором прокуратуры Фрунзенского района г.Владивостока 25.01.2023 вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица Кругликова В.П. дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, а также постановлением № 03П-40-0019 от 09.03.2023 Кругликов В.П. привлечен к административной ответственности по ст. 9.11 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое отменено решением Ленинского районного суда г.Владивостока от 23.06.2023.
Вопреки доводам жалобы постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором Фрунзенского района г.Владивостока Бакаревой Т.В. вынесено 25.01.2023, а не 28.12.2022.
Предоставленные административным органом материалы дела об административном правонарушении не содержат иных документов, свидетельствующих о возбуждении дела об административном правонарушении по факту приостановления подачи тепловой энергии 16.11.2023 в многоквартирных жилых домах по адресам по ул. Амурская, ул. Садовая в г.Владивостоке. Установлено, что оспариваемое постановление № 03П-40-0020 от 09.03.2023 и предоставленная копия постановления № 03П-40-0019 от 09.03.2023 вынесены на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении №Пост-20050007-192-23/-20050007.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вину Кругликова В.П., как должностного лица в том, что им допущены нарушения пунктов 2.7.1, 2.7.2, 2.7.8, 2.1.10 вышеназванных Правил № 115, не установлено и не доказано, что внерегламентарное отключение стало следствием ненадлежащей организации со стороны должностного лица работы по исполнению обязанностей по бесперебойному теплоснабжению потребителей, надежной работы оборудования, исправному состоянию сооружения и коммуникаций.
При этом само по себе изложение фактов внерегламентного отключения в жилых домах описанием объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, не является.
Также в постановлении и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора Андриенко Д.А. от 09.03.2023 № 03П-40-0020 необоснованно указано на нарушение пункта 2.1.10 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», поскольку указанного пункта в Правилах не содержится.
Согласно положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Поскольку объективная сторона административного правонарушения, инкриминируемого начальнику производственного подразделения «Центральное» (Фрунзенское) производственного предприятия по эксплуатации тепловых сетей МУПВ «ВПЭС» Кругликову В.П. в нарушение вышеназванных положений закона должным образом не изложена ни в обжалуемом постановлении, ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, достаточные и допустимые доказательства, подтверждающие вину Кругликова В.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, в материалах дела отсутствуют, постановление от 09.03.2023 № 03П-40-0020 подлежит отмене, производство делу – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора № 03П-40-0020 от 09.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении начальника участка производственного подразделения «Центральное» (Фрунзенское) производственного предприятия тепловых сетей МУПВ «ВПЭС» Кругликова В. П., - отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд города Владивостока в течение 10 дней со дня его получения.
Судья Д.К. Третьякова