Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2017г. г.Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к ФИО2 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Советский районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указав, что распоряжением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Приволжский <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано отселить граждан из указанного жилого дома, занимающих жилые помещения по договорам социального найма. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, включен в областную адресную программу «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2020 года (далее - Программа), утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>. В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт, согласно которому в <адрес> были построены и переданы в муниципальную собственность дома, расположенные в городском округе Самара, <адрес>. В соответствии с условиями данного контракта, на основании технического задания строились квартиры конкретного метража, рассчитанного для обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, входящих в Программу, с учетом действующих строительных норм. Переселение нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства», ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, производится в соответствии со статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно справке о зарегистрированных лицах, выданной МП г.о. Самара «ЕИРЦ», в жилом помещении, жилой площадью 19,7 кв.м. расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрирован ФИО2 В целях исполнения вышеуказанной Программы, Департаментом Ответчику предложено жилое помещение, а именно: квартира общей площадью 29,10 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>36. От предложенного помещения ответчик отказался. Каждому гражданину, проживающему в доме, входящем в вышеуказанную Программу предназначено жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Распределенное жилое помещение не может быть заменено и не подлежит перераспределению иным гражданам. Все требования, предъявляемые законодательством Департаментом исполнены в полном объеме.
Истец, ссылаясь на ст.86-89 ЖК РФ, истец просит суд выселить ответчика из жилого помещения жилой площадью 19,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>-32, с предоставление другого благоустроенного жилого помещения, общей площадью 29,10 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>36.
В судебном заседании представитель истца, по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в иске. Суду пояснила, что ответчику направлялось смотровое уведомление на ознакомление с предлагаемым жилым помещением, обязательство о сдаче занимаемой жилой площади, а также иные документы подтверждающие факт необходимости расселения граждан <адрес> по пер. Приволжский в <адрес>. ФИО2 не согласился с выселением. В настоящее время данный дом расселен не полностью. Просит иск удовлетворить.
В судебное заседание ФИО2 и его представитель ФИО7 исковые требования не признали и пояснили, что предлагаемое жилое помещение по метражу меньше на 6,6 кв.м. В жилое помещение нет доступа, возможности его осмотреть не представили, также не устраивает предлагаемый истцом район.
Выслушав представителя истца, ответчика, его представителя, мнение прокурора, полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилых отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86ЖК РФ).
Согласно статье 86 ЖК РФ дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статье 89 ЖК РФ другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В судебном заседании установлено, что согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, пер. Приволжский 15 <адрес> зарегистрирован ФИО2(л.д.5).
Распоряжением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно данного распоряжения, Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано отселить граждан из указанного жилого дома, занимающих жилые помещения по договорам социального найма.
Из материалов дела следует также, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Приволжский <адрес>, включен в областную адресную программу «Развитие жилищного строительства в <адрес>» до 2020 года, утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>.
Также из материалов дела следует, что в целях исполнения вышеуказанной Программы, Департаментом Управления имуществом г.о.Самара ответчику направлено предложение о предоставление жилого помещения, а именно: квартира общей площадью 29,10 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>36.
Судом достоверно установлено, что согласно разрешению № от 29.08.2016г. жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию.
ФИО2 от предложенного помещения отказался, поскольку ему неизвестно данное жилое помещение, возможность осмотреть его ему не представили, оно меньше на 6,6 кв.м., того, что он имел и он не желает проживать в <адрес>, о чем письменно извещал истца.
По смыслу ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также положений ст. 40 Конституции РФ, на государство в лице органов государственной и муниципальной власти возложена обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П "По жалобе гражданина А. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
По смыслу приведенных норм права, решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате его аварийности в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», суду следует проверить отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом не благоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям ст. 89 ЖК РФ.
Согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Учитывая, что предлагаемое жилое помещение меньше на 6,6 кв.м., чем пользуется ответчик в настоящее время, ФИО2 ограничен в возможности ознакомиться с предложенным вариантом благоустроенного жилого помещения по адресу: <адрес>36 и определить соответствие предоставляемого жилого помещения предъявляемым законом требованиям, суд приходит к выводу, что в настоящее время разрешение вопроса о его выселении из жилого помещения является преждевременным.
Учитывая, что на государство возложена обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, суд приходит к выводу, что в настоящее время, законных оснований для выселения ответчика, не имеется.
При этом, суд не исключает возможность разрешения вопроса о выселении ФИО2 с предоставлением иного благоустроенного жилого помещения, при условии его возможности реализации жилищных прав, в соответствии с требованиями закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о.Самара к ФИО2 о выселении из жилого помещения, жилой площадью 19,70 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> предоставлением иного благоустроенного жилого помещения, общей площадью 29,10 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено 10.05.2017г.
Судья