КОПИЯ
Дело 2-6729/2021
УИД: 78RS0014-01-2021-006194-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2021 года город Санкт - Петербург
Московский районный суд Санкт–Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Е.В.,
при секретаре Мосовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бессмертной Полины Алексеевны к обществу с ограниченной ответственностью «Сосьете Женераль Страхование» о защите прав потребителя, –
УСТАНОВИЛ:
Бессмертная П.А. обратилась в суд с иском, в котором просит расторгнуть Договор страхования финансовых рисков владельцев транспортных средств № G-1632261-Ф от 21 мая 2018 года, взыскать сумму неиспользованной страховой премии, пропорционально сроку действия договора страхования в размере 40 367,61 рублей, неустойку за нарушение срока удовлетворения требования потребителя в размере 40 367,61 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, штраф, расходы на оплату услуг представителя.
В обоснование иска ссылается на неправомерный отказ страховщика в возврате страховой премии за неиспользованный срок страхования, полагая договор страхования прекратившим свое действия при досрочном погашении кредита 27.08.2019 года, поскольку страхование осуществлялось в качестве обеспечительной меры по выполнению обязательств по кредитному договору.
В судебном заседании истица и ее представитель Синяков М.С. поддержали заявленные требования.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, об отложении слушания дела не ходатайствовал, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Финансовый уполномоченный Никитина С.В. была уведомлена о нахождении в производстве суда дела по иску Бессмертной П.А.
Определив рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), изучив материалы дела, выслушав истицу и ее представителя, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение; договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В силу п. 1 ст. 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Согласно п. 2 ст. 940 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Как установлено судом, 21 мая 2018 года между ООО «Русфинанс Банк» и Бессмертной П.А. заключен Договор потребительского кредита № 1632261-Ф, по условиям которого Банк обязался предоставить истице сумму 475 061 рубля в кредит сроком на 60 месяцев под 12,3 % годовых – л.д. 48-68.
В соответствии с разделом 9 индивидуальных условий вышеуказанного кредитного договора Бессмертная П.А. обязалась заключить договор страхования GAP.
21 мая 2018 года между ООО «Сосьете Женераль Страхование» и Бессмертной П.А. заключен Договор страхования финансовых рисков владельцев транспортных средств № G-1632261-Ф сроком на 5 лет, выгодоприобретатель по договору страхования – страхователь Бессмертная П.А., объект страхования – автомобиль Киа Picanto, страховая стоимость 605000 рублей, страховой риск – возникновение у страхователя непредвиденных расходов в результате хищения (если похищенное транспортное средство не обнаружено) или полной гибели транспортного средства, страховая сумма – 605 000 рублей, срок действия договора страхования – 5 лет, страховая премия – 60 500 рублей.
Доказательств понуждения заемщика к заключению договора страхования, совершения кредитной организацией действий, выражающихся в отказе либо уклонении от заключения кредитного договора без согласия заемщика быть застрахованным, ограничений в выборе страховой компании, навязыванию заемщику невыгодных условий страхования, равно как и доказательств иных злоупотреблений Банка или страховой организации свободой договора в форме навязывания контрагенту несправедливых условий договора в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай.
К таким обстоятельствам, в частности, относятся: гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
В силу абз. 1 п. 3 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации при досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в п. 1 настоящей статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в п. 1 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако, в этом случае, в силу абз. 2 п. 3 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на день заключения договора страхования, уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
По мнению истца, после возврата кредита существование страхового риска прекратилось, что в силу п. 1, абз. 1 п. 3 ст. 958 Гражданского кодекса Российской Федерации порождает обязанность страховщика возвратить часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Между тем в соответствии с условиями договора страхования от 21 мая 2018 года размер страховой суммы не привязан к размеру кредитной задолженности, страховая сумма остается неизменной в течение всего срока действия договора страхования, возможность наступления страхового случая, срок действия договора страхования и размер страховой выплаты не зависят от суммы остатка по кредиту либо от досрочного погашения кредита, выгодоприобретателем по договору страхования является сама Бессмертная П.О., а не Банк.
Поэтому доводы истца о том, что досрочное погашение кредита прекращает действие договора страхования и страховая премия подлежит возврату в соответствии с положениями пунктов 1, 3 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации основан на неправильном применении приведенных выше норм права, неправильном толковании условий договора страхования.
Обращение истца к страховщику с заявлением о расторжении договора страхования имело место по истечении 14-ти дневного срока, установленного Указанием Банка России от 20.11.2015 № 3854-У.
Договором страхования не предусмотрен возврат уплаченной страховой премии в случае досрочного полного исполнения заемщиком обязательств по кредитному договору, равно как и в случае досрочного расторжения договора страхования по инициативе страхователя (раздел 6 Правил страхования).
Изменения в ст. 11 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», предусматривающие обязанность страховщика в случае полного досрочного исполнения заемщиком, являющимся страхователем по договору добровольного страхования, заключенному в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита, обязательств по такому договору потребительского кредита, на основании заявления заемщика возвратить заемщику страховую премию за вычетом части страховой премии, исчисляемой пропорционально времени, в течение которого действовало страхование, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения заявления заемщика, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 N 483-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим из договоров страхования, заключенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, после 01.09.2020, поэтому к правоотношениям сторон по договору страхования от 21 мая 2018 года применены быть не могут.
С учетом положений ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор страхования следует считать расторгнутым в силу закона с момента получения страховщиком уведомления истца об одностороннем отказе от договора, в связи с чем, оснований для его расторжения в судебном порядке не имеется. Доводов о наличии существенных нарушений со стороны страховщика, влекущих в силу ст. 450Гражданского кодекса российской Федерации, расторжение договора в судебном порядке, не приведено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований как для возврата уплаченной страховщику части страховой премии, так и для взыскания неустойки за нарушение требования о возврате денежных средств, штрафа за отказ удовлетворения требований потребителя.
Истицей не доказана вина ответчика в причинении ей морального вреда, хотя наряду с фактом такого вреда и причинно-следственной связью вина является обязательным элементом для возникновения ответственности, что прямо следует из статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в связи с чем требование о компенсации морального вреда также подлежит отказу.
В силу Главы 7 ГПК РФ при отказе в иске судебные расходы истцу не возмещаются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд. –
РЕШИЛ:
Исковые требования Бессмертной Полины Алексеевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Смирнова Е.В.