Решение по делу № 2а-6478/2019 от 15.05.2019

Дело № 2а-6478/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 октября 2019 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

с участием административного истца Гагаркиной Л.А. и ее представителя Акопян А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гагаркиной Л.А. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Гагаркина Л.А. обратилась в суд с указанным административным иском к административному ответчику Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что она обратилась к административному ответчику о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, расположенного в городе Красноярске по ул. Цимлянская, с целью размещения индивидуального жилого дома, на основании ст. 39.6 пункта 2 Земельного кодекса РФ. Она является инвалидом второй группы бессрочно, в соответствии с распоряжением администрации Октябрьского района города Красноярска от 17.08.20148 года № 773-р она поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решением начальника отдела землеустройства департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 02.04.2019 года № Г-3398 истцу было отказано в предварительном согласовании земельного участка, в связи с тем, что на образуемом земельном участке размещен объект недвижимости, на который истец не предоставила правоустанавливающие документы. Полагает отказ департамента незаконным и не обоснованным. Так по ее заявлению проведены кадастровый работы по определению границ земельного участка, о чем свидетельствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленный кадастровым инженером, нарушений к требованиям схемы расположения земельного участка не выявлено. Истец является лицом, которое имеет право на приобретение без проведения торгов испрашиваемого земельного участка поскольку является инвалидом. В настоящее время, объект недвижимости на испрашиваемом земельном участке является самовольным строением согласно заключению от 15.11.2001 года ДФГУП «Крастехинвентаризация». Владельцем домовладения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Цимлянская, д. 148 Б/3 являлся Максимов В.М., умерший 17.01.1977 года. Родственница административного истца была знакома с умершим и они договорились заключить договор купли-продажи жилого дома, однако при оформлении документов выяснилось, что жилой дом не введен в эксплуатацию, собственника не имеет. Истец с разрешения своей родственницы проживала в данном доме. В настоящее время дом не пригоден к эксплуатации и истец готова произвести работы по сносу дома после получения согласования предоставления земельного участка на котором расположен жилой дом. В настоящее время обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ на нее не могут распространятся. 14 октября 2016 года истец была признана Управлением социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске решением № 32 малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Просит признать незаконным решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 02.04.2019 года № Г-3398; возложить на административного ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка в течение четырнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец Гагаркина Л.А. и ее представитель Акопян А.С., действующий по устному ходатайству, заявленные требования поддержали, по основаниям, указанным в административном иске.

В судебное заседание не явился представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, представили отзыв на исковое заявление, согласно которому указали, что по информации администрации Октябрьского района г. Красноярска, поступившей в департамент, Гагаркина Л.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства. Весте с тем, на территории города Красноярска порядок предоставления земельных участков определен в соответствии с административным регламентом предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска о 08.12.2015 № 434-р. Согласно пп. 2 пункта 16 Регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является случай, когда на земельном участке, который предстоит образовать, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиям и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ. Согласно заключению отдела муниципального контроля департамента от 16.01.2019 года на испрашиваемом земельном участке расположен индивидуальный жилой дом. Правоустанавливающие документы на данное строение не представлены. Истцом представлено заключение по данным технической инвентаризации, на домовладение по адресу: г. Красноярск, ул. Цимлянская, 148, как на самовольно выстроенный объект. Кроме того, на земельном участке расположены служебные надворные постройки, данный факт подтверждает доводы департамента о невозможности использования указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Ввиду чего в удовлетворении исковых требований просят отказать.

Выслушав объяснения административного истца и ее представителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 14 той же статьи предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, подсобного и дачного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Между тем наличие у инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.

Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего определенным характеристикам.

В силу пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Как следует из пп. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что Гагркина Л.А. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 № 0002031326.

Решением № 32 от 14 октября 2016 года Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске Гагаркина Л.А. признана малоимущей для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, распоряжением № 773-р от 17.08.2018 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Гагаркина Л.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Цимлянская.

2 апреля 2019 года решением № Г-3398 Гагаркиной Л.А. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (согласно прилагаемой схеме) для индивидуального жилищного строительства, поскольку по информации администрации Октябрьского района г. Красноярска, поступившей в департамент, Гагаркина Л.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства. Весте с тем, на территории города Красноярска порядок предоставления земельных участков определен в соответствии с административным регламентом предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска о 08.12.2015 № 434-р. Согласно пп. 2 пункта 16 Регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является случай, когда на земельном участке, который предстоит образовать, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиям и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ. Согласно заключению отдела муниципального контроля департамента от 16.01.2019 года на испрашиваемом земельном участке расположен индивидуальный жилой дом. Правоустанавливающие документы на данное строение не представлены.

Как следует из выписки из ЕГРП, по адресу: г. Красноярск, ул. Цимлянская, д. 148Б/3 расположен жилой каркасно-засыпной дом, общей площадью 34,2 кв.м., 1972 года строительства, который поставлен на кадастровый учет 13 января 2011 года.

При этом, как следует из инвентарного дела, по данным тезхнической инвентаризации от 15 мая 2001 года, поставлен на технический учет 31.012.1943 года домовладение по адресу: Цимлянская, 148 Б/3 самовольно выстроенное. На земельном участке имеются самовольно выстроенные холодный пристрой и служебные надворные постройки. По данным технического паспорта данное домовладение записано за Максимовым В.М. (умерший 16.01.1977 года). На конфликтную комиссию по вопросу оформления самовольного строительства обратилась Перевалова Х.Ф..

При таких обстоятельствах, разрешая требования Гагаркиной Л.А., дав оценку оспариваемому решению, суд находит его обоснованным, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен домовладение, собственником которого Гагаркина Л.А. не является, ввиду чего, в силу пп.4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен административному истцу в аренду для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гагаркиной Л.А..

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Гагаркиной Л.А. к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко

2а-6478/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гагаркина Любовь Александровна
Ответчики
ДМиЗО администрации г.Красноярска
Другие
Администрация г.Красноярска
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
05.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее