Дело № 2-597/2021
64RS0002-01-2021-001648-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года г. Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Конева И.С.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,
с участием истца Михайловой С.В.,
представителя ответчика МРИФНС № 12 по Саратовской области и третьего лица УФНС России по Саратовской области Петрушко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловой С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении по сокращению, сумм невыплаченных отпускных, денежной компенсации за задержку выплат, морального вреда,
установил:
Михайлова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области (далее по тексту – МРИФНС № 12) о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении по сокращению, сумм невыплаченных отпускных, денежной компенсации за задержку выплат, морального вреда, в обоснование указав, что в период с декабря 2007 года по июнь 2021 года состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области (далее по тексту – МРИФНС № 13). 30 июня 2021 года служебный контракт был расторгнут в связи с сокращением должностей. Полагает, что при увольнении по данному основанию причитающиеся ей денежные средства выплачены в заниженном размере, поскольку при расчете выплат не были учтены средства материального стимулирования, дополнительного материального стимулирования и иные выплаты. Приводя собственный расчет подлежащих выплате сумм, просит взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основных и дополнительных) в период с 01 декабря 2020 года по 30 мая 2021 года в общей сумме 27 511 рублей 32 копейки, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении в сумме 39 880 рублей 19 копеек, задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 71 907 рублей 44 копейки, из которых не подлежит обложению НДФЛ сумма 53 930 рублей 58 копеек, подлежит обложению НДФЛ – 17 976 рублей 86 копеек, компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи искового заявления, в сумме 7 418 рублей 09 копеек, обязать ответчика рассчитать и выплатить дополнительную компенсацию (проценты) за задержку выплат по день фактического расчета, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей., обязать ответчика произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, перечислив их в соответствующие бюджеты.
В судебном заседании истец Михайлова С.В. исковые требования поддержала, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика МРИФНС № 12 по Саратовской области и третьего лица УФНС России по Саратовской области Петрушко С.В. против заявленных исковых требований возражала, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Изучив исковое заявление, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в период с 27 декабря 2007 года по 30 июня 2021 года Михайлова С.В. состояла в трудовых отношениях с МРИФНС № 13, с 29 сентября 2009 года по день расторжения служебного контракта занимала должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок МРИФНС № 13.
20 сентября 2021 года МРИФНС № 13 реорганизована путем присоединения к МРИФНС № 12.
Приказом начальника МРИФНС № 13 от 25 июня 2021 года № Михайлова С.В. с 30 июня 2021 года уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, пункт 8.2 часть 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
При увольнении Михайловой С.В. выплачена компенсация в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 97 556 рублей 44 копейки, а также компенсация в соответствии с п. 1 ст. 127 ТК РФ за неиспользованный отпуск за 65 календарных дней в размере 46 264 рубля 45 копеек.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как указано в преамбуле Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, данный закон устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.п. 4, 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом, а также на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.
В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
При этом ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе в случае увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее по тексту – Правила).
Согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 2 Правил).
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил).
В случае увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» пункта 2 настоящих Правил (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение), а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат (премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска), фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время (п. 8 Правил).
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, – в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, – в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Как указано в п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п. 5.5 вышеуказанного Положения).
В силу п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
Таким образом, фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, к которым относится материальное стимулирование гражданских служащих.
Доводы стороны ответчика об обратном суд признает несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Однако в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01 января 2007 года, в 2008 – 2012 годах и в 2013 году.
В силу п. 2 указанного постановления Правительства РФ материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 – 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете.
Из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 – 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 237-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Судом установлено, что при расчете подлежащих выплате Михайловой С.В. компенсаций не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
С июня 2020 года по май 2021 года Михайловой С.В. производились выплаты материального стимулирования, а также дополнительного материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда.
Указанные выплаты ответчиком не были учтены при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением, компенсации за неиспользованный отпуск, а также денежного содержания на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основных и дополнительных).
Четырехмесячное денежное содержание для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением должно быть рассчитано путем умножения среднемесячного заработка Михайловой С.В. на количество месяцев и составить, с учетом удержанного НДФЛ, 172 741 рубль 88 копеек. Расчет данной компенсации должен быть следующий: выплаты в размере 1/12 ((7 425 + 14 850 + 42 292,36 + 76 828 + 138 894,3) / 12 = 23 357,47) + денежное содержание (5 637 + 1 692 + 5 074 + 1 788 + 5 637 = 19 828) * 4 месяца.
Таким образом, при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением, учитывая размер среднемесячного заработка Михайловой С.В. (с учетом указанных выплат материального стимулирования) в размере 43 185 рублей 47 копеек, а также удержание подоходного налога, разница между фактически выплаченной компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсацией, исчисленной с учетом выплат материального стимулирования и иных выплат составляет 71 907 рублей 44 копейки.
Компенсация за неиспользованный отпуск должна быть рассчитана путем умножения среднедневного заработка Михайловой С.В. на количество дней неиспользованного отпуска и составить 93 058 рублей 64 копейки. Расчет данной компенсации должен быть следующий: выплаты в размере 1/12 ((42 292,36 + 7 425 + 76 828 + 138 894,4) / 12 = 22 119,98) + денежное содержание (5 637 + 1 692 + 5 074 + 1 788 + 5 637 = 19 828) / установленное количество дней в месяце (29,3) * количество дней неиспользованного отпуска (65).
Таким образом, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, учитывая размер среднедневного заработка Михайловой С.В. (с учетом указанных выплат материального стимулирования), а также удержание подоходного налога, разница между фактически выплаченной компенсацией и компенсацией, исчисленной с учетом выплат материального стимулирования и иных выплат, составляет 39 880 рублей 10 копеек.
Компенсация отпускных за период с 01 по 14 декабря 2020 года должна быть рассчитана путем умножения среднедневного заработка Михайловой С.В. на количество дней отпуска и составить 21 639 рублей 10 копеек. Расчет данной компенсации должен быть следующий: выплаты в размере 1/12 ((53 334,99 + 7 207 + 81 371 + 163 741,88) / 12) + денежное содержание (5 637 + 1 692 + 5 074 + 1 788 + 5 637) / установленное количество дней в месяце (29,3) * количество дней отпуска (14).
Компенсация отпускных за период 25 декабря 2020 года должна быть рассчитана аналогично путем умножения среднедневного заработка Михайловой С.В. на количество дней отпуска и составить 696 рублей 74 копейки. Расчет данной компенсации должен быть следующий: выплаты в размере 1/12 ((53 334,99 + 7 207 + 81 371 + 163 741,88) / 12) + денежное содержание (5 637 + 1 692 + 5 074 + 1 788 + 5 637) / установленное количество дней в месяце (29,3) * количество дней отпуска (1).
Компенсация отпускных за период с 26 декабря 2020 года по 12 января 2021 года должна быть рассчитана аналогично путем умножения среднедневного заработка Михайловой С.В. на количество дней отпуска и составить 15 456 рублей 50 копеек. Расчет данной компенсации должен быть следующий: выплаты в размере 1/12 ((53 334,99 + 7 207 + 81 231 + 163 741,88) / 12) + денежное содержание (5 637 + 1 692 + 5 074 + 1 788 + 5 637) / установленное количество дней в месяце (29,3) * количество дней отпуска (10).
Компенсация отпускных за период с 13 по 15 января 2021 года должна быть рассчитана аналогично путем умножения среднедневного заработка Михайловой С.В. на количество дней отпуска и составить 4 636 рублей 95 копеек. Расчет данной компенсации должен быть следующий: выплаты в размере 1/12 ((53 334,99 + 7 207 + 81 231 + 163 741,88) / 12) + денежное содержание (5 637 + 1 692 + 5 074 + 1 788 + 5 637) / установленное количество дней в месяце (29,3) * количество дней отпуска (3).
Компенсация отпускных за период с 17 по 30 мая 2021 года должна быть рассчитана аналогично путем умножения среднедневного заработка Михайловой С.В. на количество дней отпуска и составить 19 479 рублей 32 копейки. Расчет данной компенсации должен быть следующий: выплаты в размере 1/12 ((42 292,36 + 76 828 + 124 729,54) / 12) + денежное содержание (5 637 + 1 692 + 5 074 + 1 788 + 5 637) / установленное количество дней в месяце (29,3) * количество дней отпуска (14).
Таким образом, при расчете денежного содержания на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основных и дополнительных) за период с 01 декабря 2020 года по 30 мая 2021 года, учитывая размер среднедневного заработка Михайловой С.В. в соответствующие периоды (с учетом выплат материального стимулирования), а также удержание подоходного налога, разница между фактически выплаченным денежным содержанием и денежным содержанием, исчисленным учетом выплат материального стимулирования и иных выплат, в общей сумме составляет 27 511 рублей 32 копейки.
Оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, исходя из анализа приведенного выше законодательства, с учетом части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в данной части.
Разрешая требования о взыскании с ответчика компенсации (процентов) за задержку выплат суд исходит из следующего.
В силу абз. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В судебном заседании установлено, что при увольнении Михайловой С.В. инспекцией не произведена выплата в полном объеме сумм, причитающихся истцу при увольнении.
Расчет процентов за задержку выплат в порядке ст. 236 ТК РФ, исходя из 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ, действовавших в соответствующие периоды, должен быть следующим:
- за задержку компенсации при увольнении в период с 01 июля по 14 декабря 2021 года (со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения) – (71 907,44 * 25 * 1/150 * 5,5%) + (71 907,44 * 49 * 1/150 * 6,5%) + (71 907,44 * 42 * 1/150 * 6,75%) + (71 907,44 * 51 * 1/150 * 7,5%) = 5 378 рублей 67 копеек;
- за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в период с 01 июля по 14 декабря 2021 года (со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения) – (39 880,1 * 25 * 1/150 * 5,5%) + (39 880,1 * 49 * 1/150 * 6,5%) + (39 880,1 * 42 * 1/150 * 6,75%) + (39 880,1 * 51 * 1/150 * 7,5%) = 2 983 рубля 03 копейки;
- за задержку отпускных за период отпуска с 01 по 14 декабря 2020 года (со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения) – (9 754,36 * 118 * 1/150 * 4,25%) + (9 754,36 * 35 * 1/150 * 4,5%) + (9 754,36 * 50 * 1/150 * 5%) + (9 754,36 * 41 * 1/150 * 5,5%) + (9 754,36 * 49 * 1/150 * 6,5%) + (9 754,36 * 42 * 1/150 * 6,75%) + (9 754,36 * 51 * 1/150 * 7,5%) = 1 377 рублей 97 копеек;
- за задержку отпускных за период с 25 декабря 2020 года по 15 января 2021 года (со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения) – (9 754,36 * 93 * 1/150 * 4,25%) + (9 754,36 * 35 * 1/150 * 4,5%) + (9 754,36 * 50 * 1/150 * 5%) + (9 754,36 * 41 * 1/150 * 5,5%) + (9 754,36 * 49 * 1/150 * 6,5%) + (9 754,36 * 42 * 1/150 * 6,75%) + (9 754,36 * 51 * 1/150 * 7,5%) = 1 308 рублей 88 копеек;
- за задержку отпускных за период с 17 по 30 мая 2021 года (со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения) – (8 002,6 * 45 * 1/150 * 5%) + (8 002,6 * 41 * 1/150 * 5,5%) + (8 002,6 * 49 * 1/150 * 6,5%) + (8 002,6 * 42 * 1/150 * 6,75%) + (8 002,6 * 51 * 1/150 * 7,5%) = 765 рублей 59 копеек.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении данных исковых требований и взыскании с ответчика компенсации за задержку выплат начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения, в сумме 11 814 рублей 14 копеек.
По тем же основаниям с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплат в период со дня, следующего за днем вынесения решения, по день фактического расчета.
Рассматривая вопрос об удовлетворении заявленного истцом требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая факт нарушения ответчиком гарантированных действующим законодательством прав Михайловой С.В., суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей.
В соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Михайловой С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении по сокращению, сумм невыплаченных отпускных, денежной компенсации за задержку выплат, морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в пользу Михайловой С.В. задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основных и дополнительных) в период с 01 декабря 2020 года по 30 мая 2021 года в общей сумме 27 511 рублей 32 копейки.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в пользу Михайловой С.В. задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении в сумме 39 880 рублей 10 копеек.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в пользу Михайловой С.В. задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 71 907 рублей 44 копейки.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в пользу Михайловой С.В. компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения, в сумме 11 814 рублей 14 копеек.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области рассчитать и выплатить Михайловой С.В. дополнительную компенсацию (проценты) за задержку выплат в период со дня, следующего за днем вынесения решения, по день фактического расчета.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в пользу Михайловой С.В. компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области произвести с выплат, причитающихся Михайловой С.В., удержание налогов и сборов в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, перечислив их в соответствующие бюджеты.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Конев
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2021 года.