Решение по делу № 2а-256/2020 от 18.02.2020

Дело № 2а-256/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 марта 2020 года                                      г.Архангельск

Исакогорский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Костылевой Е.С.,

при секретаре Алферовой К.Ю.,

с участием старшего помощника Архангельского прокурора по надзору за

соблюдением законов в исправительных учреждениях Рипачева А.Н.,

представителя административного истца ФКУ «Исправительная колония

№ 1 УФСИН России по Архангельской области» Ларина Д.В.,

административного ответчика Казакова С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда города Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» к Казакову С. М. об установлении административного надзора,

у с т а н о в и л:

Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области») обратилось в суд с указанным административным иском, попросив установить Казакову С.М. административный надзор на срок три года и установить ему на этот период административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня. В обоснование заявленного требования сослалось на то, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у Казакова С.М. оканчивается 17 июля 2020 года, он имеет неснятую и непогашенную судимость за преступление небольшой тяжести, совершённое при рецидиве преступлений в период нахождения под административным надзором. Указанное обстоятельство в силу закона является основанием для установления административного надзора.

В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области» Ларин Д.В. административный иск поддержал.

Административный ответчик Казаков С.М. в судебном заседании с административным иском не согласился, сославшись на то, что за совершение преступлений уже наказан, а установление административного надзора является повторным наказанием. Ранее ему уже был установлен административный надзор, установление ограничений помешает трудоустройству и адаптации.

Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, а также заключение помощника прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст.3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи)

На основании ч.3 ст.3 поименованного Закона в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст.4 этого же Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом согласно ч.2 ст.4 вышепоименованного Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

В судебном заседании установлено, что Казаков С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуждён приговором Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 14 июля 2011 года по п. «а,г» ч. 2 ст. 161, п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ к 3 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Освобождён 16 декабря 2014 года по отбытию наказания.

Решением Исакогорского районного суда г.Архангельска от 30 октября 2014 года Казакову С.М. установлен административный надзор сроком на три года. 26 декабря 2014 года Казаков С.М. поставлен на учёт в ОП №1 УМВД России по г.Архангельску в качестве поднадзорного лица.

Приговором Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 27 июля 2015 года Казаков С.М. осуждён по ч.1 ст.161, ч.1 ст.161, ч.2 ст.314.1 УК РФ, на основании ч.2 ст.69 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, 12 октября 2017 года освобождён по отбытии наказания.

Приговором мирового судьи судебного участка №8 Ломоносовского судебного г.Архангельска от 14 августа 2019 года Казаков С.М. осуждён по ч.1 ст.139 УК РФ на 5 месяцев исправительных работ с удержанием из заработной платы 10% в доход государства.

Он же приговором мирового судьи судебного участка №7 Ломоносовского судебного г.Архангельска от 22 августа 2019 года осуждён по ч.1 ст.158 УК РФ, с применением ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений на 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбывания наказания постановлено исчислять с 14 августа 2019 года. В срок отбывания наказания зачтено время содержания Казакова С.М. под стражей в период с 18 июля 2019 года по 10 сентября 2019 года.

В настоящее время Казаков С.М. отбывает наказание в ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области», срок отбывания наказания оканчивается 17 июля 2020 года.

Доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора является ещё одним наказанием, судом отвергаются, поскольку противоречат положениям вышеназванного Федерального закона.

Так, административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на такое лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершённое преступление. При этом применение административного надзора связывается с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием у этого лица непогашенной либо неснятой судимости на день вступления в силу упомянутого закона вне зависимости от момента осуждения. В свою очередь, наличие судимости влечёт за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (ст.86 УК РФ).

Установление административного надзора согласуется с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 22 марта 2012 года № 597-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1741-О и от 22 ноября 2012 года № 2064-О.

Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что в отношении Казакова С.М. следует установить административный надзор.

Так, Казаков С.М., являясь совершеннолетним, в июле 2020 года освобождающийся из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести, за которое он был осуждён приговором Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 27 июля 2015 года к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, вследствие чего подпадает под действие п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

Как разъяснено в п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).

Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определённой категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращён.

С учётом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращён, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.

При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.

Принимая во внимание, что судимость по приговору Ломоносовского районного суда г.Архангельска от 27 июля 2015 года погасится 11 октября 2020 года, в соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор административному ответчику следует установить на срок погашения его судимости, то есть по 11 октября 2020 года включительно.

Довод административного ответчика о трудностях в дальнейшей жизни (трудоустройстве) в связи с установлением административного надзора правового значения для разрешения данного дела не имеет.

Определяя виды административных ограничений, подлежащих установлению Казакову С.М., суд исходит из следующего.

Суд находит обоснованной позицию исправительного учреждения, предложившего установить административному ответчику административное ограничение в виде обязательной ежемесячной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Принимая во внимание поведение Казаков С.М. в период отбывания наказания (характеризуется положительно, получил три поощрения, взысканий не имеет), характер и обстоятельства преступлений (преступления совершены, в том числе, в ночное время и в состоянии алкогольного опьянения), за которые он имеет судимость, применительно к положениям ч.8 ст.272 КАС РФ суд считает, что Казакову С.М. следует установить административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня; запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Указанные ограничения будут в достаточной степени отвечать задачам административного надзора.

На основании изложенного, для предупреждения совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь ст.ст.273, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» к Казакову С. М. удовлетворить.

Установить Казакову С. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу ******, административный надзор по 11 октября 2020 года включительно.

На период административного надзора установить Казакову С. М. административные ограничения в виде:

- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком;

- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня;

- запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Казакова С. М. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы и представления через Исакогорский районный суд города Архангельска.

Председательствующий          подпись                 Е.С. Костылева

2а-256/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рипачев А.Н.
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области
Ответчики
Казаков Сергей Михайлович
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельск
Судья
Костылева Елена Сергеевна
Дело на странице суда
sudis.arh.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация административного искового заявления
18.02.2020Передача материалов судье
19.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
06.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Дело оформлено
09.04.2020Дело передано в архив
05.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее