№2-1098/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2020 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в ставе:
председательствующего судьи Тарханова А.Г.
при секретаре Дюжеве М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лео Ольги Владимировны к Радченко Алексею Леонидовичу о признании отказа от оформления квартиры незаконным, признании незаконным решения о непредоставлении квартиры, обязании считать квартиру выданной,
УСТАНОВИЛ:
Лео О.В. обратилась в суд с иском к Радченко А.Л. о признании отказа от оформления квартиры незаконным, признании незаконным решения о непредоставлении квартиры, обязании считать квартиру выданной, в обоснование указав следующее.
Лео О.В. состоит в браке с Радченко А.Л., от которого имеют совершеннолетних детей – ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья проживает в служебной квартире на территории воинской части.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № Радченко А.Л., Лео О.В. и их дочери были признаны нуждающимися в жилье из-за его отсутствия у каждого из членов семьи. Семья состояла в очереди на улучшение жилищных условий с 01.04.2014 года, избранное постоянное место жительства – АДРЕС.
В апреле 2019 года, согласно извещению № от 18.04.2019 года семье была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: АДРЕС, и первоначально все члены семьи были согласны с предложенным вариантом квартиры.
Однако из-за конфликта на бытовой почве Радченко А.Л. совместно с семьей не проживает и отказался от указанной выше предложенной квартиры.
Истица полагает, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ неправомерно принял отказ военнослужащего Радченко А.Л. от предоставленной квартиры, поскольку не учел мнение проживающих совместно с ответчиком совершеннолетних членов семьи.
В судебном заседании истица Лео О.В. и её представитель – Милай И.Ю., действовавший на основании доверенности, настаивали на заявленных требованиях. Одновременно они пояснили, что при предоставлении жилья являются приоритетными нормы жилищного законодательства, а потому односторонний отказ ответчика – бывшего супруга истицы и принятие на его основании Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ решения, без учета мнения всех совершеннолетних членов семьи военнослужащего, неправомерно и нарушает права истицы.
В судебном заседании ответчик Радченко А.Л. возражал против заявленных требований. Одновременно он пояснил, что дочери записаны в его личном деле и состоят в очереди на получение жилья. Бывшая супруга также имеет жилье для проживания.
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, представил отзыв на исковое заявление, согласно с которым с иском не согласен и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения истицы и её представителя, ответчика Радченко А.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено в судом, что на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, состоят с 01.04.2014 года военнослужащий Радченко А.Л. и члены его семьи в составе 4 человек (Радченко А.Л., супруга – Лео (Радченко) О.В., дети – ФИО1 и ФИО1. Избранное место постоянного жительства – АДРЕС, что подтверждается выпиской из Решения №-го Отдела ФГКУ «Западное региональное управление «жилищного обеспечения» Минобороны России от 11.06.2014 года (л.д.28).
Извещением от 18.04.2019 года № Радченко А.Л. и членам его семьи было предложено жилое помещение общей площадью 80,1 кв.м по адресу: АДРЕС.
Согласно п.13 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года №1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений о распределении жилого помещения, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке №1 к указанному извещению и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте «и» пункта 1 указанной выше Инструкции.
При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке №2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению №6 настоящей Инструкции.
Радченко А.Л. от предложенного извещением от 18.04.2019 года № жилого помещения отказался, в связи с чем это жилое помещение было распределено другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 20.11.2019 года № № указанное выше жилое помещение передано в собственность бесплатно военнослужащему ФИО2 и членам его семьи, что подтверждается копией личной карточки.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.07.2014 года № 22-П, от 19.07.2016 года № 16-П, необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы защиты, которая должна строиться на принципах равенства, справедливости и соразмерности, вступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Действующее правовое регулирование исходит из того, что правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности, а обязательства государства по социальной поддержке таких лиц обусловлены характером социального государства.
Таким образом, доводы истицы и её представителя относительно обязательного учета мнения членов семьи военнослужащего при предоставлении жилого помещения основаны на неверном толковании законодательства и не влекут правовых последствий для разрешения настоящего спора.
Кроме того, удовлетворение требований истицы приведет к нарушению жилищных прав военнослужащего ФИО2 и членов его семьи, которым впоследствии предоставлено указанное жилое помещение.
Вместе с тем удовлетворение требования о признании незаконным отказа Радченко А.Л. от оформления квартиры не может привести к восстановлению прав истицы при наличии соответствующего решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о распределении жилого помещения другому лицу.
Также суд полагает необходимым указать на то, что Радченко А.Л. является ненадлежащим ответчиком по требованиям о признании незаконным решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о непредоставлении квартиры по адресу: АДРЕС, и обязании считать квартиру предоставленной.
Более того, суд принимает во внимание, что Радченко А.Л. вместе с дочерями остались состоять на жилищном учете для обеспечении жильем, либо получении субсидии.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Лео Ольги Владимировны к Радченко Алексею Леонидовичу о признании отказа от оформления квартиры незаконным, признании незаконным решения о непредоставлении квартиры, обязании считать квартиру выданной отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Г. Тарханов