Дело № 2а-504/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2020 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Беспечанского П.А., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства, без проведения устного разбирательства административное дело по административному исковому заявлению Администрации городского поселения «Новокручининское» к Читинскому РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Администрация городского поселения «Новокручининское» обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Постановлением судебного пристава – исполнителя Читинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 07.07.2019 г. постановлено взыскать с Администрации городского поселения «Новокручининское» взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, в рамах исполнительного производства от 01.08.2018 года № 34315/18/75036-ИП. Основанием для взыскания с Администрации городского поселения «Новокручининское» исполнительского сбора послужило неисполнение должником решения о предоставлении жилого помещения. Решением не исполнено в срок заявителем ввиду отсутствия финансирования муниципального образования, а также в связи с тем, что на территории поселения отсутствует свободное жилье. В настоящий момент исполнительное производство окончено. На основании изложенного, административный истец просит суд освободить Администрацию городского поселения «Новокручининское» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава – исполнителя от 07.07.2019г.
Административный истец Администрация городского поселения «Новокручининское» просила рассмотреть дело в свое отсуствие, административные ответчики Читинский РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, заинтересованные лица судебный пристав – исполнитель Читинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Рубис И.А., старший судебный пристав – исполнитель Читинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Абловацкая С.В., Карманова Н.В., Прокуратура Читинского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь пунктом 7 статьи 150 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в порядке упрощённого (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Из ч. 12 ст. 30 Закона № 229-ФЗ следует, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 2 Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Положениями ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Читинского районного суда Забайкальского края по делу № 2-1141/2018 на должника Администрацию городского поселения «Новокручининское» возложена обязанность предоставить жилое помещение.
На основании вышеуказанного решения 01.08.2018г. судебным приставом – исполнителем Читинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство № 34315/18/75036-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Читинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 07.07.2019г. с Администрации городского поселения «Новокручининское» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно ч.7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В обоснование заявленных требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора, административный истец ссылается на отсутствие возможности в установленный срок исполнить требования исполнительного документа, ввиду отсутствия финансирования муниципального образования, а также в связи с отсутствием свободного жилья на территории поселения. Однако, Администрацией городского поселения «Новокручининское» предпринимались меры по исполнению решения, в частности, административный истец обращался в Администрацию муниципального района «Читинский район» и Министерство территориального развития с просьбой оказать помощь в исполнении судебного решения. В настоящее время в Министерстве обороны находится на утверждение список жилых помещений, которые будут переданы в муниципальную собственность.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Из содержания административного иска и представленных по делу письменных доказательств следует, что решение суда в настоящий момент не исполнено.
Однако, вины административного истца в несвоевременном исполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, из материалов дела не усматривается.
Принимая во внимание, что Администрацией городского поселения «Новокручининское» предпринимались меры по исполнению решения, суд полагает возможным административное исковое заявление удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 174-175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Освободить Администрацию городского поселения «Новокручининское» от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № 34315/18/75036-ИП, возбужденного 01.08.2018г.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья: Беспечанский П.А.