Решение по делу № 2-1782/2022 от 14.03.2022

УИД: 59RS0004-01-2022-001494-40

Дело № 2-1782/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Гнездиловой З.В.,

с участием представителя истца Каменских Т.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Петрова О.Ю. к управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Петрова О.Ю. обратилась с иском к управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми, в котором просит признать отказ в постановке на жилищный учет от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и незаконным, признать Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ нуждающимися в жилом помещении, возложить на управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность семью Петрова О.Ю., состоящую из 4 человек, в том числе: Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ поставить на жилищный учет и предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди из расчета не менее установленной нормы 15 кв.м. на человека, то есть не менее 60 кв.м. В обоснование требований указано, что семья истца состоит из 4 человек: Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в постановке на жилищный учет. Семья истца является нуждающейся в предоставлении жилого помещения в связи с пожаром, случившимся в 2016 году, в результате которого уничтожены, принадлежавший семье жилой дом и надворные постройки по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана малоимущей для подтверждения права получить жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем истец обратилась с заявлением о постановке на жилищный учет как нуждающаяся в жилом помещении, представив необходимый пакет документов, однако в постановке на жилищный учет отказано на том основании, что не были представлены документы, удостоверяющие личность ПНЛ, ПИФ, зарегистрированных по адресу: <Адрес>, а также сведения об их правах, которые не зарегистрированы в ЕГРН. Считает отказ незаконным, поскольку указанные граждане в состав семьи истца не входят, приходятся бывшими членами семьи ПЛГ (ПИФ – бывшая супруга, ПНЛ - совершеннолетняя дочь), которые на протяжении 10 лет проживают отдельно от ПЛГ Несмотря на то, что ПЛГ имеет в собственности 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <Адрес> зарегистрирован по данному адресу, фактически с 2012 года по настоящее время ПЛГ проживает в другом зарегистрированном браке на территории г. Перми. Обеспеченность ПЛГ жилым помещением не может являться основанием к не включению его заявителем в перечень членов семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Полагает, что ПЛГ может быть включен в состав семьи заявителя, однако ПИФ и ПНЛ не могут быть включены в состав семьи заявителя.

Истец в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором на исковых требованиях настаивает, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что бывшие члены семьи не могут быть включены в состав семьи истца, при расчете нуждаемости должна быть учтена 1/3 доля в праве супруга истца. В настоящее время семья арендует жилое помещение по адресу: <Адрес>. Ранее основанием для снятия истцов с учета послужило отсутствие регистрации по месту жительства. Прописка прекращена в связи с тем, что сгоревший дом был снят с кадастрового учета. Дом был частным, в нем проживало две семьи. Решением суда с истцов соседям было взыскано возмещение, в связи с чем страховая выплата в связи с пожаром, пошла на возмещение ущерба соседям. Земельный участок, располагавшийся под домовладением, продан, поскольку средств на восстановление дома не было. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление документов на бывших членов семьи. ПИФ и ПЛГ находятся в разводе более 12 лет.

Представитель ответчиков в судебное заседание не явилась, направила заявления, в которых возражает против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в ранее представленных отзывах, поскольку ч. 4 ст. 52 ЖК РФ установлен перечень документов необходимых для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако Петрова О.Ю. документы были представлены не в полном объем, в связи с чем в постановке на жилищный учет было отказано. Дом по адресу: <Адрес> уничтожен в результате пожара, непригодным для проживания граждан, аварийным и подлежащим сносу не признавался, следовательно, не включался и не включен ни в одну из действующих муниципальных программ. Истец под расселение в порядке ст.ст. 86,87,89 ЖК РФ не попадает. Установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к жилому помещению, предоставляемому нанимателю в случае признания занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания, а также в иных случаях, к числу таких требований относится равнозначность жилого помещения по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. Истец с семьей не проживает в жилом помещении, расположенном в доме признанном аварийным и подлежащем сносу, в связи с чем не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Постановка на учет в качестве нуждающихся, также не является основанием для предоставления жилого помещения вне очереди. На учете в качестве нуждающихся состоит более 12 тысяч семей и предоставление жилого помещения истцу раньше других граждан, состоящих на учете, нарушит их права. Истцом были представлены документы не в полном объеме, в связи с чем принято решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Третьи лица в судебное заседание не явились, направили заявления, в которых исковые требования истца поддержали в полном объеме, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав, представителя истца, оценив доводы искового заявления, письменных отзывов, исследовав материалы гражданского дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление о постановке на учет по месту своего жительства в орган местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет).

В заявлении указывается согласие гражданина на проверку поданных сведений и жилищных условий. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с гражданином-заявителем дееспособными членами семьи. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.

К заявлению прилагаются:

паспорт или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи;

сведения о составе семьи заявителя, предоставленные должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства, за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления. Сведения о составе семьи лиц, проживающих в государственном или муниципальном жилищном фонде, запрашиваются органами местного самоуправления самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия;

решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и(или) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к определенной федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма;

документы, подтверждающие право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, а именно:

документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и лицами, указанными в качестве членов его семьи (договор найма, решение о предоставлении жилого помещения, судебное решение о вселении и т.п.). Данная норма не распространяется на заявителей, являющихся нанимателями муниципального или государственного жилищного фонда, а также на собственников жилых помещений, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

документы, подтверждающие несоответствие занимаемого жилого помещения установленным требованиям;

документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Все документы представляются в орган, осуществляющий принятие на учет, в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов, необходимых для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее тридцати рабочих дней со дня представления заявления и документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

В соответствии с положениями ст. 7 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» решение об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается в случаях, если: не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

В силу положений ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ААМ является матерью (Петрова) АОЮ, что подтверждается свидетельством о рождении (том 1 л.д. 29).

ДД.ММ.ГГГГ АОЮ заключила брак с ЛИМ, в котором ДД.ММ.ГГГГ родился сын ЛЗИ После заключения брака жене присвоена фамилия Ложкин (том 1 л.д. 30, 31, 64, 74).

ДД.ММ.ГГГГ брак между ЛИМ и ЛОЮ прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 32, 65).

ДД.ММ.ГГГГ между ПЛГ и ПИФ расторгнут брак (том 1 л.д. 28, 67).

ДД.ММ.ГГГГ ЛОЮ и ПЛГ заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Петрова (том 1 л.д. 33, 63).

ААМ, Петрова О.Ю., ЛЗИ не имеют на праве собственности жилые помещения, что подтверждается выписками, уведомлениями из ЕРГН, справкой ГУП «ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 21, 36-41, 115, 127, 131-132, 271-273).

ПЛГ на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 38,3 кв.м, расположенной по адресу: <Адрес> (том 1 л.д. 35, 120, 133).

В жилом помещении по адресу: <Адрес> по месту жительства были зарегистрированы: Петрова О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ААМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ЛЗИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 22-26, 83-84).

В жилом помещении по месту жительства по адресу: <Адрес> зарегистрированы ПЛГ, ПНЛ, ПИФ (том 1 л.д. 27 оборот, 100-101).

Жилое помещение, площадью 38,3 кв.м. по адресу: <Адрес> на праве общей долевой собственности по 1/3 доли в праве принадлежит ПЛГ, ПНЛ, ПИФ (том 1 л.д. 102-108, 129-130, 176).

Согласно сведениям, содержащимся в справке 1 ОНД и ПР по г. Перми, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в бане и частном жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес>. По данному факту проводится проверка (том 1 л.д. 17, 94).

Постановлением дознавателя ОНД и ПР г. Перми по Орджоникидзевскому району 1 ОНРП по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления предусмотренного ст. 168 УК РФ на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в виду отсутствия состава преступления (том 1 л.д. 18-19, 95-97).

Жилой дом с надворными постройками, площадью 120,9 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ снят с кадастрового учета (том 1 л.д. 20, 86-87, 261-264, 266-270).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми принято решение о предоставлении Петрова О.Ю. сроком на один год комнаты маневренного жилищного фонда, жилой площадью 17,0 кв.м, в <Адрес> на состав семьи из трех человек, в том числе: ААМ, ЛЗИ (том 1 л.д. 224, 266).

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» и Петрова О.Ю. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: <Адрес> (том 1 л.д. 164, 165, 166, 225, том 2 л.д. 17).

ДД.ММ.ГГГГ Петрова О.Ю. принято решение о сносе жилого здания с кадастровым номером по адресу: <Адрес> (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ между Петрова О.Ю., ЛЗИ, ЛИМ, ЛСИ, и ЛЛФ, ЛИВ заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 922 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером <Адрес> (том 1 л.д. 92-93,117-119, 124-125, 274).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт постоянного проживания Петрова О.Ю., ПЛГ, ААМ. ЛЗИ на территории г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 13-16, 81-82).

ДД.ММ.ГГГГ решением департамента социальной политики администрации г. Перми семья Петрова О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, с составом семьи из четырех человек, в том числе ААМ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать), ЛЗИ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), ПЛГ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж) (л.д. 12, 80).

ДД.ММ.ГГГГ Петрова О.Ю. через ГБУ ПК «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма с составом семьи из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ, представив необходимый пакет документов (том 1 л.д. 34, 57).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми Петрова О.Ю. с составом из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, так как не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, а именно: копии документов, удостоверяющих личность ПНЛ, ПИФ, зарегистрированных по адресу: <Адрес>, сведения о правах, которые не зарегистрированы в ЕГРН, в отношении ПНЛ и ПИФ ДД.ММ.ГГГГ соответствующее уведомление направлено в адрес Петрова О.Ю. (том 1 л.д. 4, 53, 54).

ДД.ММ.ГГГГ между МЕА, МАА и Петрова О.Ю. заключен договор найма жилого помещения – квартиры, общей площадью 72,4 кв.м, расположенной по адресу: <Адрес> (том 2 л.д. 19-22).

Из ответа управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой <Адрес> в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п, а также в «Региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории и Пермского края на 2019-223 годы», утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018 № 217-П, не включен. В отношении помещений, расположенных в указанном доме, решение о признании их непригодными для проживания не принималось, также не принималось решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (том 2 л.д. 13, 31).

Таким образом судом установлено, что жилой дом, в котором проживала семья истца, уничтожен пожаром, в связи с чем снят с кадастрового учета; семья истца с составом семьи четыре человека, в том числе Петрова О.Ю., ААМ, ЛЗИ, ПЛГ в установленном законом порядке признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма. Истцу отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, так как не представлены копии документов, удостоверяющих личность ПНЛ, ПИФ, зарегистрированных по адресу: <Адрес>, сведения о правах, которые не зарегистрированы в ЕГРН, в отношении ПНЛ и ПИФ

Из позиции ответчиков следует, что истцу для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо было представить документы в отношении ПНЛ и ПИФ, поскольку ПЛГ, ПНЛ и ПИФ зарегистрированы в одном жилом помещении.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией ответчика на основании следующего.

Положениями ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1).

ПНЛ (бывшая супруга ПЛГ) и ПИФ (совершеннолетняя дочь ПЛГ) не являются ни членами семьи истца, ни членами семьи ПЛГ, поскольку брак между ПЛГ и ПИФ расторгнут ДД.ММ.ГГГГ; ПЛГ ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак с ЛОЮ Кроме того, совместно с истцом и ПЛГ ПНЛ и ПИФ не проживают, поскольку решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ ПЛГ с Петрова О.Ю., ААМ и ЛЗИ на территории г. Перми. При этом наличие в общей долевой собственности ПЛГ, ПНЛ и ПИФ жилого помещения не является основанием для признания ПНЛ и ПИФ членом семьи истца и членами семьи ПЛГ

Доказательств обратному суду не представлено, в материалах дела не содержится.

Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии оснований для предоставления документов в отношении ПНЛ и ПИФ для постановки Петрова О.Ю. с составом из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что на момент вынесения распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Петрова О.Ю. при обращении с заявлением о постановке ее семьи составом из четырех человек на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма были представлены все необходимые документы.

Таким образом, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Петрова О.Ю. с составом из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма является незаконным.

Поскольку единственным основанием для отказа Петрова О.Ю. с составом из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма явилось не представление предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов: копий документов, удостоверяющих личность ПНЛ, ПИФ, зарегистрированных по адресу: <Адрес>, сведений о правах, которые не зарегистрированы в ЕГРН, в отношении ПНЛ и ПИФ, суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения на управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанности принять семью Петрова О.Ю., состоящую из четырех человек, в том числе: Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется вне очереди малоимущим, находящимся на учете нуждающихся в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ), при условии, что занимаемые им жилые помещения в установленном порядке признаны непригодными бдя проживания (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Документом, подтверждающим признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, является решение органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания, принятое в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Согласно ст. 32 ЖК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники жилых помещений вправе претендовать только на выкуп жилого помещения, поскольку предоставление другого жилого помещения взамен аварийного производится только на основании соглашения. Вместе с тем, процедуры, предусмотренные ч.ч. 1, 8, 9, 10 ст. 32 ЖК РФ не пройдены, решение об изъятии земельного участка и жилого помещения не принималось, истцы не определяли рыночную стоимость принадлежавшего им жилого помещения.

В отношении указанного жилого дома отсутствуют акт и заключение межведомственной комиссии о признании его аварийным и подлежащим сносу. Орган местного самоуправления не принимал решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором был расположен дом, не заключалось соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Петрова О.Ю. с семьей из трех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ было предоставлено жилье маневренного фонда, комнату жилой площадью 17,0 кв.м, в <Адрес> сроком на один год в связи с пожаром жилого дома.

Кроме того, собственники земельного участка Петрова О.Ю. ЛЗИ, ЛИМ, ЛСИ продали земельный участок по адресу: <Адрес> за 1300000 руб. по 325000 руб. каждому собственнику.

Также суд полагает необходимым указать, что при проведении проверки дознавателем отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Орджоникидзевскому району 1 ОНПР по г. Перми установлено, что частный дом по адресу: <Адрес> одноэтажный с мансардным этажом, баня, были застрахованы в страховой компании СПАО «РЕСО-Гарантия» на сумму 2000000 руб.

Каких-либо сведений о выплате страхового возмещения либо от отказе в выплате, в материалы гражданского дела не представлены.

Таким образом истец и третьи лица не предпринимали мер к восстановлению сгоревшего дома, совершили отчуждение земельного участка по возмездной сделке. Средства от реализации земельного участка не были направлены на обеспечение жилым помещением. В настоящее время семья истца проживает в жилом помещении по договору найма, заключенному с МЕА, МАА

При это суд полагает необходимым указать, что согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Учитывая, что в настоящее время дом полностью разрушен (уничтожен пожаром), дом не может представлять опасность для жизни и здоровья истца и членов его семьи.

Принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства, фактические обстоятельства дела, отсутствуют правовые основания для вывода о наличии у истца права на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, поскольку предусмотренные ст. 57 ЖК РФ четко определенные законодательством условия отсутствуют.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Перми следует отказать, поскольку действующим законодательством обязанность по разрешению вопросов постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на управление жилищных отношений администрации г. Перми, а в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения судом отказано.

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ;

возложить на управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность принять семью Петрова О.Ю., состоящей из четырех человек: Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований, в удовлетворении исковых требований к администрации г. Перми Петрова О.Ю. – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2022

Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-1782/2022

Ленинского районного суда г. Перми

УИД: 59RS0004-01-2022-001494-40

Дело № 2-1782/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Гнездиловой З.В.,

с участием представителя истца Каменских Т.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Петрова О.Ю. к управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,

установил:

Петрова О.Ю. обратилась с иском к управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми, в котором просит признать отказ в постановке на жилищный учет от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и незаконным, признать Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ нуждающимися в жилом помещении, возложить на управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность семью Петрова О.Ю., состоящую из 4 человек, в том числе: Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ поставить на жилищный учет и предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди из расчета не менее установленной нормы 15 кв.м. на человека, то есть не менее 60 кв.м. В обоснование требований указано, что семья истца состоит из 4 человек: Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в постановке на жилищный учет. Семья истца является нуждающейся в предоставлении жилого помещения в связи с пожаром, случившимся в 2016 году, в результате которого уничтожены, принадлежавший семье жилой дом и надворные постройки по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана малоимущей для подтверждения права получить жилое помещение по договору социального найма, в связи с чем истец обратилась с заявлением о постановке на жилищный учет как нуждающаяся в жилом помещении, представив необходимый пакет документов, однако в постановке на жилищный учет отказано на том основании, что не были представлены документы, удостоверяющие личность ПНЛ, ПИФ, зарегистрированных по адресу: <Адрес>, а также сведения об их правах, которые не зарегистрированы в ЕГРН. Считает отказ незаконным, поскольку указанные граждане в состав семьи истца не входят, приходятся бывшими членами семьи ПЛГ (ПИФ – бывшая супруга, ПНЛ - совершеннолетняя дочь), которые на протяжении 10 лет проживают отдельно от ПЛГ Несмотря на то, что ПЛГ имеет в собственности 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <Адрес> зарегистрирован по данному адресу, фактически с 2012 года по настоящее время ПЛГ проживает в другом зарегистрированном браке на территории г. Перми. Обеспеченность ПЛГ жилым помещением не может являться основанием к не включению его заявителем в перечень членов семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Полагает, что ПЛГ может быть включен в состав семьи заявителя, однако ПИФ и ПНЛ не могут быть включены в состав семьи заявителя.

Истец в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором на исковых требованиях настаивает, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что бывшие члены семьи не могут быть включены в состав семьи истца, при расчете нуждаемости должна быть учтена 1/3 доля в праве супруга истца. В настоящее время семья арендует жилое помещение по адресу: <Адрес>. Ранее основанием для снятия истцов с учета послужило отсутствие регистрации по месту жительства. Прописка прекращена в связи с тем, что сгоревший дом был снят с кадастрового учета. Дом был частным, в нем проживало две семьи. Решением суда с истцов соседям было взыскано возмещение, в связи с чем страховая выплата в связи с пожаром, пошла на возмещение ущерба соседям. Земельный участок, располагавшийся под домовладением, продан, поскольку средств на восстановление дома не было. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление документов на бывших членов семьи. ПИФ и ПЛГ находятся в разводе более 12 лет.

Представитель ответчиков в судебное заседание не явилась, направила заявления, в которых возражает против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в ранее представленных отзывах, поскольку ч. 4 ст. 52 ЖК РФ установлен перечень документов необходимых для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако Петрова О.Ю. документы были представлены не в полном объем, в связи с чем в постановке на жилищный учет было отказано. Дом по адресу: <Адрес> уничтожен в результате пожара, непригодным для проживания граждан, аварийным и подлежащим сносу не признавался, следовательно, не включался и не включен ни в одну из действующих муниципальных программ. Истец под расселение в порядке ст.ст. 86,87,89 ЖК РФ не попадает. Установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к жилому помещению, предоставляемому нанимателю в случае признания занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания, а также в иных случаях, к числу таких требований относится равнозначность жилого помещения по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. Истец с семьей не проживает в жилом помещении, расположенном в доме признанном аварийным и подлежащем сносу, в связи с чем не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Постановка на учет в качестве нуждающихся, также не является основанием для предоставления жилого помещения вне очереди. На учете в качестве нуждающихся состоит более 12 тысяч семей и предоставление жилого помещения истцу раньше других граждан, состоящих на учете, нарушит их права. Истцом были представлены документы не в полном объеме, в связи с чем принято решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Третьи лица в судебное заседание не явились, направили заявления, в которых исковые требования истца поддержали в полном объеме, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав, представителя истца, оценив доводы искового заявления, письменных отзывов, исследовав материалы гражданского дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление о постановке на учет по месту своего жительства в орган местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет).

В заявлении указывается согласие гражданина на проверку поданных сведений и жилищных условий. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с гражданином-заявителем дееспособными членами семьи. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.

К заявлению прилагаются:

паспорт или иные документы, удостоверяющие личность заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи;

сведения о составе семьи заявителя, предоставленные должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства, за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления. Сведения о составе семьи лиц, проживающих в государственном или муниципальном жилищном фонде, запрашиваются органами местного самоуправления самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия;

решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и(или) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к определенной федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма;

документы, подтверждающие право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, а именно:

документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и лицами, указанными в качестве членов его семьи (договор найма, решение о предоставлении жилого помещения, судебное решение о вселении и т.п.). Данная норма не распространяется на заявителей, являющихся нанимателями муниципального или государственного жилищного фонда, а также на собственников жилых помещений, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

документы, подтверждающие несоответствие занимаемого жилого помещения установленным требованиям;

документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Все документы представляются в орган, осуществляющий принятие на учет, в копиях с одновременным представлением оригинала. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются лицом, принимающим документы.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов, необходимых для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее тридцати рабочих дней со дня представления заявления и документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

В соответствии с положениями ст. 7 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» решение об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается в случаях, если: не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

В силу положений ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ААМ является матерью (Петрова) АОЮ, что подтверждается свидетельством о рождении (том 1 л.д. 29).

ДД.ММ.ГГГГ АОЮ заключила брак с ЛИМ, в котором ДД.ММ.ГГГГ родился сын ЛЗИ После заключения брака жене присвоена фамилия Ложкин (том 1 л.д. 30, 31, 64, 74).

ДД.ММ.ГГГГ брак между ЛИМ и ЛОЮ прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 32, 65).

ДД.ММ.ГГГГ между ПЛГ и ПИФ расторгнут брак (том 1 л.д. 28, 67).

ДД.ММ.ГГГГ ЛОЮ и ПЛГ заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Петрова (том 1 л.д. 33, 63).

ААМ, Петрова О.Ю., ЛЗИ не имеют на праве собственности жилые помещения, что подтверждается выписками, уведомлениями из ЕРГН, справкой ГУП «ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 21, 36-41, 115, 127, 131-132, 271-273).

ПЛГ на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 38,3 кв.м, расположенной по адресу: <Адрес> (том 1 л.д. 35, 120, 133).

В жилом помещении по адресу: <Адрес> по месту жительства были зарегистрированы: Петрова О.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ААМ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ЛЗИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 22-26, 83-84).

В жилом помещении по месту жительства по адресу: <Адрес> зарегистрированы ПЛГ, ПНЛ, ПИФ (том 1 л.д. 27 оборот, 100-101).

Жилое помещение, площадью 38,3 кв.м. по адресу: <Адрес> на праве общей долевой собственности по 1/3 доли в праве принадлежит ПЛГ, ПНЛ, ПИФ (том 1 л.д. 102-108, 129-130, 176).

Согласно сведениям, содержащимся в справке 1 ОНД и ПР по г. Перми, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в бане и частном жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес>. По данному факту проводится проверка (том 1 л.д. 17, 94).

Постановлением дознавателя ОНД и ПР г. Перми по Орджоникидзевскому району 1 ОНРП по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления предусмотренного ст. 168 УК РФ на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в виду отсутствия состава преступления (том 1 л.д. 18-19, 95-97).

Жилой дом с надворными постройками, площадью 120,9 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ снят с кадастрового учета (том 1 л.д. 20, 86-87, 261-264, 266-270).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми принято решение о предоставлении Петрова О.Ю. сроком на один год комнаты маневренного жилищного фонда, жилой площадью 17,0 кв.м, в <Адрес> на состав семьи из трех человек, в том числе: ААМ, ЛЗИ (том 1 л.д. 224, 266).

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» и Петрова О.Ю. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: <Адрес> (том 1 л.д. 164, 165, 166, 225, том 2 л.д. 17).

ДД.ММ.ГГГГ Петрова О.Ю. принято решение о сносе жилого здания с кадастровым номером по адресу: <Адрес> (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ между Петрова О.Ю., ЛЗИ, ЛИМ, ЛСИ, и ЛЛФ, ЛИВ заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью 922 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером <Адрес> (том 1 л.д. 92-93,117-119, 124-125, 274).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт постоянного проживания Петрова О.Ю., ПЛГ, ААМ. ЛЗИ на территории г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 13-16, 81-82).

ДД.ММ.ГГГГ решением департамента социальной политики администрации г. Перми семья Петрова О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, с составом семьи из четырех человек, в том числе ААМ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать), ЛЗИ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), ПЛГ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж) (л.д. 12, 80).

ДД.ММ.ГГГГ Петрова О.Ю. через ГБУ ПК «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма с составом семьи из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ, представив необходимый пакет документов (том 1 л.д. 34, 57).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми Петрова О.Ю. с составом из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, так как не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, а именно: копии документов, удостоверяющих личность ПНЛ, ПИФ, зарегистрированных по адресу: <Адрес>, сведения о правах, которые не зарегистрированы в ЕГРН, в отношении ПНЛ и ПИФ ДД.ММ.ГГГГ соответствующее уведомление направлено в адрес Петрова О.Ю. (том 1 л.д. 4, 53, 54).

ДД.ММ.ГГГГ между МЕА, МАА и Петрова О.Ю. заключен договор найма жилого помещения – квартиры, общей площадью 72,4 кв.м, расположенной по адресу: <Адрес> (том 2 л.д. 19-22).

Из ответа управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой <Адрес> в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п, а также в «Региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории и Пермского края на 2019-223 годы», утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018 № 217-П, не включен. В отношении помещений, расположенных в указанном доме, решение о признании их непригодными для проживания не принималось, также не принималось решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (том 2 л.д. 13, 31).

Таким образом судом установлено, что жилой дом, в котором проживала семья истца, уничтожен пожаром, в связи с чем снят с кадастрового учета; семья истца с составом семьи четыре человека, в том числе Петрова О.Ю., ААМ, ЛЗИ, ПЛГ в установленном законом порядке признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма. Истцу отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, так как не представлены копии документов, удостоверяющих личность ПНЛ, ПИФ, зарегистрированных по адресу: <Адрес>, сведения о правах, которые не зарегистрированы в ЕГРН, в отношении ПНЛ и ПИФ

Из позиции ответчиков следует, что истцу для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо было представить документы в отношении ПНЛ и ПИФ, поскольку ПЛГ, ПНЛ и ПИФ зарегистрированы в одном жилом помещении.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией ответчика на основании следующего.

Положениями ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1).

ПНЛ (бывшая супруга ПЛГ) и ПИФ (совершеннолетняя дочь ПЛГ) не являются ни членами семьи истца, ни членами семьи ПЛГ, поскольку брак между ПЛГ и ПИФ расторгнут ДД.ММ.ГГГГ; ПЛГ ДД.ММ.ГГГГ вступил в брак с ЛОЮ Кроме того, совместно с истцом и ПЛГ ПНЛ и ПИФ не проживают, поскольку решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт постоянного проживания с ДД.ММ.ГГГГ ПЛГ с Петрова О.Ю., ААМ и ЛЗИ на территории г. Перми. При этом наличие в общей долевой собственности ПЛГ, ПНЛ и ПИФ жилого помещения не является основанием для признания ПНЛ и ПИФ членом семьи истца и членами семьи ПЛГ

Доказательств обратному суду не представлено, в материалах дела не содержится.

Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии оснований для предоставления документов в отношении ПНЛ и ПИФ для постановки Петрова О.Ю. с составом из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что на момент вынесения распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Петрова О.Ю. при обращении с заявлением о постановке ее семьи составом из четырех человек на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма были представлены все необходимые документы.

Таким образом, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Петрова О.Ю. с составом из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма является незаконным.

Поскольку единственным основанием для отказа Петрова О.Ю. с составом из четырех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ, ПЛГ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма явилось не представление предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов: копий документов, удостоверяющих личность ПНЛ, ПИФ, зарегистрированных по адресу: <Адрес>, сведений о правах, которые не зарегистрированы в ЕГРН, в отношении ПНЛ и ПИФ, суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения на управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанности принять семью Петрова О.Ю., состоящую из четырех человек, в том числе: Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется вне очереди малоимущим, находящимся на учете нуждающихся в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ), при условии, что занимаемые им жилые помещения в установленном порядке признаны непригодными бдя проживания (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Документом, подтверждающим признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, является решение органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания, принятое в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Согласно ст. 32 ЖК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники жилых помещений вправе претендовать только на выкуп жилого помещения, поскольку предоставление другого жилого помещения взамен аварийного производится только на основании соглашения. Вместе с тем, процедуры, предусмотренные ч.ч. 1, 8, 9, 10 ст. 32 ЖК РФ не пройдены, решение об изъятии земельного участка и жилого помещения не принималось, истцы не определяли рыночную стоимость принадлежавшего им жилого помещения.

В отношении указанного жилого дома отсутствуют акт и заключение межведомственной комиссии о признании его аварийным и подлежащим сносу. Орган местного самоуправления не принимал решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором был расположен дом, не заключалось соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Петрова О.Ю. с семьей из трех человек, в том числе ААМ, ЛЗИ было предоставлено жилье маневренного фонда, комнату жилой площадью 17,0 кв.м, в <Адрес> сроком на один год в связи с пожаром жилого дома.

Кроме того, собственники земельного участка Петрова О.Ю. ЛЗИ, ЛИМ, ЛСИ продали земельный участок по адресу: <Адрес> за 1300000 руб. по 325000 руб. каждому собственнику.

Также суд полагает необходимым указать, что при проведении проверки дознавателем отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Орджоникидзевскому району 1 ОНПР по г. Перми установлено, что частный дом по адресу: <Адрес> одноэтажный с мансардным этажом, баня, были застрахованы в страховой компании СПАО «РЕСО-Гарантия» на сумму 2000000 руб.

Каких-либо сведений о выплате страхового возмещения либо от отказе в выплате, в материалы гражданского дела не представлены.

Таким образом истец и третьи лица не предпринимали мер к восстановлению сгоревшего дома, совершили отчуждение земельного участка по возмездной сделке. Средства от реализации земельного участка не были направлены на обеспечение жилым помещением. В настоящее время семья истца проживает в жилом помещении по договору найма, заключенному с МЕА, МАА

При это суд полагает необходимым указать, что согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Учитывая, что в настоящее время дом полностью разрушен (уничтожен пожаром), дом не может представлять опасность для жизни и здоровья истца и членов его семьи.

Принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства, фактические обстоятельства дела, отсутствуют правовые основания для вывода о наличии у истца права на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, поскольку предусмотренные ст. 57 ЖК РФ четко определенные законодательством условия отсутствуют.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Перми следует отказать, поскольку действующим законодательством обязанность по разрешению вопросов постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на управление жилищных отношений администрации г. Перми, а в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения судом отказано.

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ;

возложить на управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность принять семью Петрова О.Ю., состоящей из четырех человек: Петрова О.Ю., ЛЗИ, ААМ, ПЛГ, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований, в удовлетворении исковых требований к администрации г. Перми Петрова О.Ю. – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2022

Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-1782/2022

Ленинского районного суда г. Перми

2-1782/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрова Ольга Юрьевна
Ответчики
Управление жилищных отношений администрации города Перми
Администрация города Перми
Другие
Петров Леонид Геннадьевич
Ардашева Анна Максимовна
Ложкин Захар Иванович
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Чикулаева И.Б.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
14.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2022Передача материалов судье
16.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2022Предварительное судебное заседание
26.05.2022Предварительное судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2022Дело оформлено
26.07.2022Дело передано в архив
16.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее