Решение по делу № 33-372/2015 от 03.02.2015

Судья Земскова Н.В. Дело № 33-372

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 марта 2015 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи Плехановой Н.А.,

судей Добыш Т.Ф., Петуховой М.Ю.,

при секретаре Герасиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Добыш Т.Ф.

дело по апелляционной жалобе П.Н.

на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 4 декабря 2014 года по иску П.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

У С Т А Н О В И Л А:

П.Н. обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Иск мотивирован тем, что при обращении к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей в этом было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Ответчик неправомерно не включил в специальный стаж периоды работы:

- с 20.04.1981 по 18.08.1984 в должности старшего библиотекаря в … библиотеке г. Иваново,

- с 15.08.1988 г. по 11.02.1990 г. в должности библиотекаря в войсковой части ….

- с 21.08.1990 по 31.10.1999. с 01.01.2001 по 09.04.2014 в должности руководителя кружка и по совмещению в должности методиста, с 09.02.1993 – педагога дополнительного образования и по совмещению в должности методиста, с 16.09.2005 – руководителя отдела с совмещением должности педагога дополнительного образования в объеме 1 ставки в … дворце пионеров и школьников, переименованном 09.09.1991 в городской центр … воспитания детей и подростков, 19.02.1998 – в МУСДО … дворец детского и юношеского творчества, 15.07.2003 – МОУДОД – … дворец детского и юношеского творчества, с 14.11.2011 – в МБОУДОД … дворец детского и юношеского творчества.

Она считает, что периоды работы в должностях руководителя кружка, в доме пионеров и школьников, а также в должностях библиотекаря и старшего библиотекаря в библиотеках подлежат включению в специальный стаж на основании Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Должность «руководитель кружка» переименовали в должность «педагог дополнительного образования», которая предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

С учетом спорных периодов у нее имеется необходимый стаж для назначения пенсии.

Она просила включить в специальный стаж спорные периоды и назначить ей пенсию с даты первоначального обращения за ней.

Суд исковые требования удовлетворил частично: обязал ответчика включить в специальный стаж период работы с 15.08.1988 г. по 11.02.1990 г. в должности библиотекаря в войсковой части …, в остальной части иска отказал.

Истица не согласна с решением суда в отказной части, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение в этой части отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

Жалоба мотивирована нарушением норм материального права.

В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии третьего лица – МБОУ ДОД … дворец детского и юношеского творчества, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Выслушав истца П.Н., поддержавшую жалобу, представителя ответчика – П.А., возражавшего на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным.

Из материалов дела, ссылки на которые имеются в решении, судом первой инстанции правильно установлено, что 10.04.2014 года П.Н. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации».

Решением ответчика от 09.07.2014 года ей в этом было отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению ответчика, специальный стаж истца составил 3 года 3 месяца 1 день при требуемом 25 лет.

В специальный стаж не были включены спорные периоды, из которых судом был зачтен в специальный стаж только период работы истицы с 15.08.1988 г. по 11.02.1990 г. в должности библиотекаря в войсковой части …. В этой части решение суда не обжаловано, поэтому в соответствии с правилами, установленными в ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не проверялось.

Отказывая во включении в специальный стаж других спорных периодов, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для этого. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, в решении подробно приведены. Судебная коллегия с ними соглашается, как с основанными на доказательствах, представленных сторонами и оцененными по правилам ст.ст. 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод жалобы о возможности включения в специальный стаж периода работы в должности старшего библиотекаря в областной детской библиотеке г. Иваново с 20.04.1981 по 18.08.1984 основан на ошибочном понимании норм материального права, подлежащего применению к данным правоотношениям.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также – Правила исчисления периодов такой работы.

Данным списком не предусмотрены старшие библиотекари в детских библиотеках.

Между тем, как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (п. 19), по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение педагогических работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"

Пунктом 1 постановления N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1067 было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.

Списком, утвержденным постановлением № 1067, и Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, старшие библиотекари в детских библиотеках также не поименованы.

К нормативным правовым актам, регулировавшим порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, относится и Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действие которого распространялось на периоды работы до 1.10.1993 года, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Указанным перечнем были предусмотрены библиотеки, но из должностей – только заведующие и библиотекари. Должность старшего библиотекаря данным перечнем не была предусмотрена. Пунктом 2.7 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1 – 63 – И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», принятым в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 года № 1397, разъяснено, что в библиотеках имею право на пенсию за выслугу лет заведующие и библиотекари. В срок выслуги засчитывается время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности – в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций. Лица, работающие в должностях, не указанных в подразделе 2 раздела 1 Перечня (директора централизованных библиотечных систем, главные, старшие библиотекари, библиографы и т.д.) право на пенсию не имеют.

Таким образом, вывод суда о законности решения ответчика в части отказа во включении в специальный стаж истицы периода работы старшим библиотекарем является правомерным.

При этом довод жалобы о тождественности функциональных обязанностей должностей старшего библиотекаря и библиотекаря правового значения в данном конкретном случае не имеет, поскольку суд правом расширительного толкования перечня должностей, работа в которых входит в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не обладает.

Истица в жалобе указала, что период работы с 21.08.1990 по 31.10.1999 и с 01.01.2001 по 09.04.2014 подлежит включению в специальный стаж с применением ст. 80 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 № 463 о сохранения условий и порядка назначения пенсии педагогическим работникам, п. 2 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, разделом 8 ст. 52 Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании, Постановления государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 7.01.1977, утвердившим квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, в том числе и руководителя кружка; Приказа Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 № 94 п. 5 п.п. «л» о включении в стаж педагогической работы времени работы руководителями кружков, Приказа Министерства образования Российской Федерации от 11.11.1992 № 406 (приложение № 2) об изменении наименования должности руководителя кружка на педагога дополнительного образования.

По мнению истицы, с учетом анализа приведенного законодательства, действовавшего во времени спорного стажа, фактически установлена тождественность наименования должности руководитель кружка наименованию должности педагог дополнительного образования, которая уже предусмотрена в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Однако и эти доводы истицы основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Педагоги дополнительного образования указаны в списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.1999 № 1067, но, согласно п. 3 постановления работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и пункте 15 раздела «Наименование учреждений» списка, засчитывается в выслугу за периоды с 01.11.1999 по 31.12.2000, что ответчиком и было добровольно сделано при оценке пенсионных прав истицы после подачи ею заявления о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (это подтверждено протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 9 июля 2014 года № 211 л.д. 8). Периоды же работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 01.01.2001, засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, и пунктами 1 – 14 раздела «Наименование учреждений» и пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и пункте 15 раздела «Наименование учреждений» данного Списка.

Должность педагога дополнительного образования предусмотрена п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, дворцы детского и юношеского творчества предусмотрены пунктом 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, у истицы есть факт работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в указанной должности и учреждении, но на 01.01.2001 года нет специального стажа продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев.

Аналогичные условия предусмотрены и пунктом 12 правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

Таким образом, правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы истицы в должности педагога дополнительного образования за период с 09.02.1993 по 31.10.1999 и с 01.01.2001 по 09.04.2014 не имеется.

Что касается стажа работы в должности руководителя кружка в Ивановском городском дворце пионеров и школьников, переименованном 09.09.1991 в городской центр эстетического воспитания детей и подростков, то данная работа могла быть включена в специальный стаж истицы по правилам, предусмотренным п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, только в случае наличия у нее не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным положением, приходившегося на учреждения, организации, должности, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет (п. 4 положения). Однако данное условие не соблюдено, у истицы нет соответствующего стажа необходимой продолжительности, поэтому нет и правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж.

Что касается стажа работы в должности методиста во внешкольном детском учреждении, в которой истица работала по совмещению, то работа и в этой должности не может быть зачета в специальный стаж истицы, поскольку такое право не было предусмотрено ни нормативными правовыми актами, действовавшими до нового правового регулирования, наступившего с 01.01.2002 года, ни нормативными правовыми актами, которые действовали на момент принятия ответчиком оспариваемого решения, начиная с 01.01.2002 года (это п.п. «д» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397; Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463; Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067; Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781).

Поскольку даже с учетом зачтенного судом специального стажа истицы не достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, то оснований для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости у суда первой инстанции не имелось.

Судебная коллегия считает, что судом были правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, и эти обстоятельства доказаны; выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела; судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права.

Таким образом, оснований, влекущих в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отмену решения, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 4 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-372/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Покаместова Нина Ивановна
Покаместова Н.И.
Ответчики
УПФ Р.г.
УПФ РФ г.Иваново
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Добыш Татьяна Федоровна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
04.03.2015Судебное заседание
18.03.2015Передано в экспедицию
18.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее