Судья Земскова Н.В. Дело № 33-372
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
4 марта 2015 года г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Плехановой Н.А.,
судей Добыш Т.Ф., Петуховой М.Ю.,
при секретаре Герасиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Добыш Т.Ф.
дело по апелляционной жалобе П.Н.
на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 4 декабря 2014 года по иску П.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
У С Т А Н О В И Л А:
П.Н. обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Иск мотивирован тем, что при обращении к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей в этом было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Ответчик неправомерно не включил в специальный стаж периоды работы:
- с 20.04.1981 по 18.08.1984 в должности старшего библиотекаря в … библиотеке г. Иваново,
- с 15.08.1988 г. по 11.02.1990 г. в должности библиотекаря в войсковой части ….
- с 21.08.1990 по 31.10.1999. с 01.01.2001 по 09.04.2014 в должности руководителя кружка и по совмещению в должности методиста, с 09.02.1993 – педагога дополнительного образования и по совмещению в должности методиста, с 16.09.2005 – руководителя отдела с совмещением должности педагога дополнительного образования в объеме 1 ставки в … дворце пионеров и школьников, переименованном 09.09.1991 в городской центр … воспитания детей и подростков, 19.02.1998 – в МУСДО … дворец детского и юношеского творчества, 15.07.2003 – МОУДОД – … дворец детского и юношеского творчества, с 14.11.2011 – в МБОУДОД … дворец детского и юношеского творчества.
Она считает, что периоды работы в должностях руководителя кружка, в доме пионеров и школьников, а также в должностях библиотекаря и старшего библиотекаря в библиотеках подлежат включению в специальный стаж на основании Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397.
Должность «руководитель кружка» переименовали в должность «педагог дополнительного образования», которая предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
С учетом спорных периодов у нее имеется необходимый стаж для назначения пенсии.
Она просила включить в специальный стаж спорные периоды и назначить ей пенсию с даты первоначального обращения за ней.
Суд исковые требования удовлетворил частично: обязал ответчика включить в специальный стаж период работы с 15.08.1988 г. по 11.02.1990 г. в должности библиотекаря в войсковой части …, в остальной части иска отказал.
Истица не согласна с решением суда в отказной части, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение в этой части отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Жалоба мотивирована нарушением норм материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии третьего лица – МБОУ ДОД … дворец детского и юношеского творчества, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Выслушав истца П.Н., поддержавшую жалобу, представителя ответчика – П.А., возражавшего на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным.
Из материалов дела, ссылки на которые имеются в решении, судом первой инстанции правильно установлено, что 10.04.2014 года П.Н. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации».
Решением ответчика от 09.07.2014 года ей в этом было отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
По мнению ответчика, специальный стаж истца составил 3 года 3 месяца 1 день при требуемом 25 лет.
В специальный стаж не были включены спорные периоды, из которых судом был зачтен в специальный стаж только период работы истицы с 15.08.1988 г. по 11.02.1990 г. в должности библиотекаря в войсковой части …. В этой части решение суда не обжаловано, поэтому в соответствии с правилами, установленными в ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не проверялось.
Отказывая во включении в специальный стаж других спорных периодов, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для этого. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, в решении подробно приведены. Судебная коллегия с ними соглашается, как с основанными на доказательствах, представленных сторонами и оцененными по правилам ст.ст. 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о возможности включения в специальный стаж периода работы в должности старшего библиотекаря в областной детской библиотеке г. Иваново с 20.04.1981 по 18.08.1984 основан на ошибочном понимании норм материального права, подлежащего применению к данным правоотношениям.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также – Правила исчисления периодов такой работы.
Данным списком не предусмотрены старшие библиотекари в детских библиотеках.
Между тем, как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (п. 19), по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение педагогических работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"
Пунктом 1 постановления N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1067 было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
Списком, утвержденным постановлением № 1067, и Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, старшие библиотекари в детских библиотеках также не поименованы.
К нормативным правовым актам, регулировавшим порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, относится и Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действие которого распространялось на периоды работы до 1.10.1993 года, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Указанным перечнем были предусмотрены библиотеки, но из должностей – только заведующие и библиотекари. Должность старшего библиотекаря данным перечнем не была предусмотрена. Пунктом 2.7 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1 – 63 – И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», принятым в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 года № 1397, разъяснено, что в библиотеках имею право на пенсию за выслугу лет заведующие и библиотекари. В срок выслуги засчитывается время работы во всех библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности – в школьных, массовых, детских, в библиотеках предприятий, учреждений, организаций. Лица, работающие в должностях, не указанных в подразделе 2 раздела 1 Перечня (директора централизованных библиотечных систем, главные, старшие библиотекари, библиографы и т.д.) право на пенсию не имеют.
Таким образом, вывод суда о законности решения ответчика в части отказа во включении в специальный стаж истицы периода работы старшим библиотекарем является правомерным.
При этом довод жалобы о тождественности функциональных обязанностей должностей старшего библиотекаря и библиотекаря правового значения в данном конкретном случае не имеет, поскольку суд правом расширительного толкования перечня должностей, работа в которых входит в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не обладает.
Истица в жалобе указала, что период работы с 21.08.1990 по 31.10.1999 и с 01.01.2001 по 09.04.2014 подлежит включению в специальный стаж с применением ст. 80 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 № 463 о сохранения условий и порядка назначения пенсии педагогическим работникам, п. 2 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, разделом 8 ст. 52 Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании, Постановления государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 7.01.1977, утвердившим квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, в том числе и руководителя кружка; Приказа Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 № 94 п. 5 п.п. «л» о включении в стаж педагогической работы времени работы руководителями кружков, Приказа Министерства образования Российской Федерации от 11.11.1992 № 406 (приложение № 2) об изменении наименования должности руководителя кружка на педагога дополнительного образования.
По мнению истицы, с учетом анализа приведенного законодательства, действовавшего во времени спорного стажа, фактически установлена тождественность наименования должности руководитель кружка наименованию должности педагог дополнительного образования, которая уже предусмотрена в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Однако и эти доводы истицы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Педагоги дополнительного образования указаны в списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.1999 № 1067, но, согласно п. 3 постановления работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и пункте 15 раздела «Наименование учреждений» списка, засчитывается в выслугу за периоды с 01.11.1999 по 31.12.2000, что ответчиком и было добровольно сделано при оценке пенсионных прав истицы после подачи ею заявления о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (это подтверждено протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 9 июля 2014 года № 211 л.д. 8). Периоды же работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 01.01.2001, засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, и пунктами 1 – 14 раздела «Наименование учреждений» и пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и пункте 15 раздела «Наименование учреждений» данного Списка.
Должность педагога дополнительного образования предусмотрена п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, дворцы детского и юношеского творчества предусмотрены пунктом 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, у истицы есть факт работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в указанной должности и учреждении, но на 01.01.2001 года нет специального стажа продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев.
Аналогичные условия предусмотрены и пунктом 12 правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Таким образом, правовых оснований для включения в специальный стаж периода работы истицы в должности педагога дополнительного образования за период с 09.02.1993 по 31.10.1999 и с 01.01.2001 по 09.04.2014 не имеется.
Что касается стажа работы в должности руководителя кружка в Ивановском городском дворце пионеров и школьников, переименованном 09.09.1991 в городской центр эстетического воспитания детей и подростков, то данная работа могла быть включена в специальный стаж истицы по правилам, предусмотренным п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, только в случае наличия у нее не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным положением, приходившегося на учреждения, организации, должности, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет (п. 4 положения). Однако данное условие не соблюдено, у истицы нет соответствующего стажа необходимой продолжительности, поэтому нет и правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж.
Что касается стажа работы в должности методиста во внешкольном детском учреждении, в которой истица работала по совмещению, то работа и в этой должности не может быть зачета в специальный стаж истицы, поскольку такое право не было предусмотрено ни нормативными правовыми актами, действовавшими до нового правового регулирования, наступившего с 01.01.2002 года, ни нормативными правовыми актами, которые действовали на момент принятия ответчиком оспариваемого решения, начиная с 01.01.2002 года (это п.п. «д» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397; Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463; Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067; Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781).
Поскольку даже с учетом зачтенного судом специального стажа истицы не достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, то оснований для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия считает, что судом были правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, и эти обстоятельства доказаны; выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела; судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оснований, влекущих в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отмену решения, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 4 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: