К делу №а-2915/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Санкт- Петербургу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС № по <адрес> обратилась в Майкопский городской суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени.
В обоснование административного иска указано, что за административным ответчиком числится задолженность по налогу на имущество за 2017г. в размере 1501 руб. В адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа, согласно которому административный ответчик был обязан оплатить образовавшуюся задолженность по вышеуказанному налогу, однако административным ответчиком задолженность по налогу, в соответствии с указанным требованием, не была уплачена.
Административный истец просил взыскать с административного ответчика в свою пользу недоимку по земельному налогу в размере 1501 руб.
В судебное заседание представитель административного истца МИФНС № по <адрес> не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее дело.
Исследовав материалы настоящего дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 НК Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ст.15 НК РФ к местным налогам относится налог на имущество физических лиц.
В силу ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Как установлено судом налогоплательщику принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> – Петербург, <адрес>, 10-Н.
Налог на имущество физических лиц исчисляется на основании последних данных об инвентаризационной стоимости.
В силу ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В адрес административного ответчика были направлены следующие требования об уплате налога:
- № от 31.01.2019г. об уплате налога на имущество в размере 18 017 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГг.,
- № от 22.12.2016г. об уплате налога на имущество в размере 15 914 руб., со сроком исполнения до 24.01.2017г.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженность по налогу на имущество в размере 15 914 руб., пеню в размере 106.09 руб.
ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ отменен на основании заявления административного ответчика.
Так как административный истец обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа лишь ДД.ММ.ГГГГ и мировым судьей судебного участка № <адрес> РА вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика налога на имущество – 28.06.2019г., то есть административный истце обратился в суд по истечении 6 месяцев.
Пунктом 2 ст. 48 ПК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Для определения срока обращения в суд необходимо руководствоваться положениями п. 3 ст. 48 НК РФ во взаимосвязи с положениями п. 2 ст. 48 НК РФ.
Соответственно, по смыслу вышеприведенных норм, Межрайонная ИФНС России № по РА вправе была обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога на имущество в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов и после отмены судебного приказа административный истец вправе был обратиться в суд в порядке искового производства также в течение 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Однако с заявлением о вынесении судебного приказа о задолженности налога на имущество, Межрайонная ИФНС России № по РА обратилась к мировому судье по истечении установленного шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Поскольку административным истцом пропущен срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, то соответственно нарушен и срок обращения в суд в порядке искового производства с исковым заявлением о взыскании задолженности налога на имущество.
Пунктом 7 ст. 219 КАС РФ установлено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом п. 8 ст. 219 КАС РФ определяется, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом учитывается, то обстоятельство, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи, с чем он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением и взыскании обязательных платежей и санкций.
Административным истцом не представлено доказательств, объективно подтверждающих уважительность пропуска сроков обращения в суд, а также ходатайство о восстановлении срока обращения в суд.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований административного истца к ФИО1 о взыскании задолженности налога на имущество, отказать ввиду пропуска срока обращением в суд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество - отказать, в связи с пропуском сроков обращения в суд.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Майкопский городской суд.
Председательствующий: подпись М.И. Катбамбетов
УИД 01RS0№-90
Подлинник находится в деле №а-2915/2020
В Майкопском городском суде