Решение по делу № 3а-864/2019 от 04.03.2019

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                          ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                                                 08 апреля 2019 года

        Самарский областной суд в составе:

        председательствующего судьи          Калинниковой О.А.,

        при секретаре                                       Князькиной А.С.,

с участием прокурора Валюткиной С.Ш., представителя административного истца Воронина Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-864/2019 по административному исковому заявлению Хабибуллиной З.Х. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

                                                      у с т а н о в и л :

        Хабибуллина З.Х. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими:

         - пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265;

         - пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907;

        - пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647;

         - пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 (далее также Перечни).

        В обоснование заявленных требований административный истец указала, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером , которое не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ. Считает нормативные правовые акты в указанной части незаконными, нарушающими её права, как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, поскольку здание не является административно-деловым либо торговым центром, под коммерческую деятельность используется менее 20% его общей площади.

        В судебном заседании представитель административного истца Воронин Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

        Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Шляхтина Н.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилое здание - Дом быта отвечает критериям п.п. 1 п. 1, п. 4 ст. 378.2 НК РФ, поскольку расположено на земельном участке с видом разрешенного использования под магазины, в связи с чем обоснованно включено в Перечни объектов на 2016-2019 г.г. на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, полученных в порядке информационного взаимодействия.

        Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Валюткиной С.Ш., полагавшей, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,     суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

        Установлено, что Хабибуллина Р.Х. является собственником нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 968, 9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 16.04.2012г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19.02.2019 г.

         В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

        Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

         В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

        Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

        В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

        В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

        В рамках переданных полномочий приказами министерства имущественных отношений Самарской области    от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, от 14 ноября 2016 года № 1907, от 18 октября 2017 года № 1647, от 29 октября 2018 года № 1608 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016, 2017, 2018, 2019 г.г., соответственно.

Оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

        В указанные Перечни на 2016, 2017, 2018 и 2019 г.г. включено принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером .

        В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что нежилое здание для использование не востребовано, находится в состоянии, требующем ремонта, в полном объеме не эксплуатируется, в подтверждение чего представлен договор аренды части нежилого здания, заключенный между Хабибуллиной З.Х. и ООО «ЛАВР» от 10.02.2017 г. в целях размещения розничной торговли смешанными группами товаров; соглашение о замене стороны по договору аренды с ООО «Барыня» от 22.02.2018 г., а также заключение кадастрового инженера ФИО1 от 05.04.2019 г., согласно которому фактическое использование здания определено следующим образом: 6,8 кв.м – офисы, 152, 6 кв.м – магазины, что составляет 16,4% от общей площади объекта.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и

помещения в них.

        Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

        1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

        2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

        здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

        фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

         В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу пунктов 3, 4 ст. 378.2 НК РФ для признания здания объектом делового, административного или коммерческого назначения либо торговым центром в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и включения его в Перечень достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме. При этом фактическое использование объекта имеет значение только в случае, если отсутствуют иные условия.

Как следует из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В данном классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка «магазины», который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.

        Как видно из материалов дела, принадлежащий административному истцу объект капитального строительства с кадастровым номером по сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение: «нежилое здание» и    наименование: «Дом быта».

Названный объект недвижимости расположен на принадлежащем Хабибуллиной З.Х. на праве собственности земельном участке, площадью 981+/-11 кв.м, с кадастровым номером с видом разрешенного использования: «магазины, иные объекты розничной торговли», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 19.02.2019г., 15.03.2019 г.

Таким образом, виды разрешенного использования земельного участка прямо предусматривают размещение на нем объектов торговли, что является самостоятельным основанием для включения данного здания в оспариваемые Перечни вне зависимости от его фактического использования (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости в полной мере отвечает критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ и имелись законные основания для    включения его министерством имущественных отношений Самарской области в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016-2019 г.г., в связи с чем основания для удовлетворения административного иска Хабибуллиной З.Х. отсутствуют.

Доводы представителя административного истца о том, что нежилое здание нуждается в ремонте, фактически под офисы и объекты торговли используются помещения, площадь которых составляет менее 20% от общей площади здания,    не могут быть учтены судом, поскольку нежилое здание «Дом быта» было включено в оспариваемые Перечни по иным основаниям.

Не имеют правового значения и доводы административного истца о невостребованности данного здания в селе Подбельск, так как для включения объекта в Перечни достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ, совокупность таких условий не требуется.

То обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка не изменялся на протяжении периодов 2016-2019 г., представителем административного истца не оспаривалось.

         Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

          В удовлетворении административного искового заявления Хабибуллиной З.Х. о признании недействующими со дня принятия пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265; пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907; пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647; пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 - отказать.

        Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

         Судья:                                                                             О.А. Калинникова

         Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.04.2019 г.

                                                           

3а-864/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Самарской области
Хабибуллина З.Х.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
04.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
05.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2019[Адм.] Судебное заседание
08.04.2019[Адм.] Судебное заседание
04.03.2019Регистрация административного искового заявления
04.03.2019Передача материалов судье
06.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2019Подготовка дела (собеседование)
19.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2019Судебное заседание
26.03.2019Судебное заседание
11.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее