Решение по делу № 2-3585/2020 от 25.08.2020

№ 2-3585/2020

УИД: 27RS0007-01-2020-004664-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2020 года                  г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи – Е.Г. Клименко,

при секретаре судебного заседания – А.С.Ходжер,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Обуховой А. Б. к городскому округу город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре, муниципальному унитарному предприятию «Специализированный комбинат коммунального обслуживания», о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Обухова А.Б. обратилась в суд с иском к городскому округу город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре о взыскании компенсации за причиненный моральный вред, судебных расходов. В обоснование требований указала, что 14 ноября 2018 года произошел трагический случай, в результате которого погибли ее (Обуховой А.Б.) родная тетя - Камзалова В.Т.(дата) года рождения (в девичестве - Манаева) и ее (Обуховой А.Б.) двоюродный брат - Ахмедеев С.С. (дата) года рождения. Камзалова В.Т. и Ахмедеев С.С. оставались ее (Обуховой В.Т.) единственными родственниками.

Она (Обухова А.Б.) о смерти родственников узнала марте 2020 года и предприняла соответствующие меры по установлению обстоятельств трагедии, в том числе направив в МУП «СККО» и в КГБУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы запросы о представлении информации, касающейся обстоятельств смерти и последующего захоронения, погребения родственников.

Из полученной мной выписке из ЕГРН ей (Обуховой А.Б.) стало известно, что новым правообладателем квартиры, где раньше проживали ее родственники -Камзалова В.Т. и Ахмедеев С.С. стало муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре».

Из ответов МУП «СККО» и КГБУЗ Бюро судмедэкспертизы стало известно, что тела родственников после были направлены в морг по (адрес), и находились там до 10 декабря 2018 года, то есть до момента их востребования. Из полученной информации следовало, что тела погибших были на хранении - 27 дней. Затем 10 декабря 2018 года силами и средствами МУП «СККО»» тела были транспортированы на городское кладбище мкр. Старт, в квартал 436 и там, в районе для захоронений безродных и невостребованных, были погребены как безродные и невостребованные.

Перед транспортировкой тел на кладбище работники МУП «СККО» и КГБУЗ Бюро судмедэкспертизы опознание умерших не проводили. Облачение тел в одежду также не производилось, гроб для умерших не предоставлялся.

23 мая 2020 года она (Обухова А.Б.) выехала на кладбище. В районе квартала 436 было найдено захоронение предположительно Камзаловой В.Т. Могила, как таковая отсутствовала, была только небольшое подобие ямы прямоугольной формы с осевшим грунтом. Но месте второго захоронения, где, предположительно должен был быть погребен Ахмедеев С.С., была лишь неглубокая, разрытая яма прямоугольной формы, с обрывками какого-то материала и несколько разбитых дощечек. Рядом с этой ямой лежал столбик-постамент с табличкой, на которой были данные о Ахмедееве С.С. Примерно в полутора метрах от этой ямы валялся человеческий череп. Фактически могила Ахмедеева С.С. была полностью разрушена, на ее месте - разрытая яма прямоугольной формы. Вид этой ямы и состояние второго захоронения Камзаловой В.Т. ее (Обухову А.Б.) шокировал, она была возмущена увиденным, испытала сильный психоэмоциональный стресс.

29 мая 2020 года она (Обухова А.Б.) с группой их 5-и человек приехали в район квартала 436 с целью произвести фотосъемку и видеосъемку мест захоронения и составить соответствующий акт. Усматривая в уведенном признаки состава преступления. она (Обухова А.Б.) обратилась в полицию. 26 июня 2020 года отделом полиции №4 в ввиду отсутствия состава преступления, предусмотренного ст.244 УК РФ было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Полагает, что погребение, Ахмедеева С.С. было осуществлено работниками МУП «СККО» поверхностно, то есть, спецпакет, в который был помещен без облачения предположительно труп Ахмедеева С.С. был уложен в этом месте на глубине не более 40 или 50 см. от поверхности, вместо положенных по нормативам - не менее чем 1,5 метров от поверхности земли. Следствием такого поверхностного захоронения стало то, что впоследствии крупным хищником, предположительно медведем, легко был удален поверхностный слой захоронения, спецпакет разорван и останки унесены хищником.

Также полагает, что тела Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С., без учета первых трех суток - то есть 14, 15 и 16.11.2018, - находились в морге последующие 24 дня незаконно, то есть включительно до 10 декабря 2018 года. В тот период времени ее (Обухову А.Б.) как единственную наследницу второй и третей очереди по праву представления, никто не разыскивал.

В ответ на ее (Обуховой А.Б.) запросы ни МУП «СККО», ни КГБУЗ Бюро СМЭ не предоставили сведений о том, проводилось ли в морге 10 декабря 2018 года опознание и идентификация умерших как Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С.

В отсутствие надлежащего контроля за деятельностью МУП «СККО» со стороны муниципального образования городской округ город Комсомольск-на-Амуре повлекло нарушение законодательства.

Полагает, что нарушениями является: 1) захоронение умерших спустя длительный срок, не предусмотренный законодательством, и без соответствующего в таких случаях опознания, идентификации тел в морге, в связи с чем отсутствуют доказательства того, что 10 декабря 2018 года в указанном месте были захоронены тела именно Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С.; 2) факт погребения умерших без надлежащего облачения, и не в гробах, как положено по закону; 3) погребение Ахмедеева С.С. на глубине значительно меньшей установленной по нормативу; 4) ненадлежащее захоронение Камзаловой В.Т., так как не было произведено минимальное обустройство захоронения (на этом месте имеется некое подобие ямы прямоугольной формы с просевшим в ней грунтом).

Указанными обстоятельствами в совокупности ей (Обуховой А.Б.) были причинены физические и длительные нравственные страдания, состояние ее здоровья ухудшилось. Все это усугубилось глубокими переживаниями в связи с утратой единственных родственников, а также переживаниями из-за обстоятельств их страшной и трагической смерти и т.д. Вследствие развития невроза из-за пережитого психоэмоционального стресса и шока ее (Обуховой А.Б.) физическое состояния стало значительно хуже: из-за чего обратилась за врачебной помощью и была на амбулаторном лечении у невролога поликлиники №7 в период с 11.06.2020 по 25.06.2020 с диагнозом - ДИАГНОЗ

Обращаясь с иском в суд, просит взыскать с муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амурег причиненный неправомерными действиями (бездействием) моральный ущерб в сумме – 500 000 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Определением от 15 сентября 2020 года МУП «СККО» освобождено от участия в деле в качестве третьего лица, привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании истец Обухова А.Б. на удовлетворении заявленных требований настаивала. Дополнительно пояснила, что после смерти ее отца в 2018 году, она с Камзаловой В.Т. и Ахмедеевым С.С. не общались, последние не пришли на похороны ее отца, и в дальнейшем не шли на контакт по инициативе тети. О смерти Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С. она узнала от старшей по подъезду. Выяснив, где они похоронены, испытала сильнейший шок, увидев, в каком состоянии находятся захоронения, поэтому на взысканные денежные средства хочет перезахоронить тела Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель истца, Погорелов И.Н., действующий на основании нотариальной доверенности, требования истца поддержал, по доводвам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что тела умерших захоронены с нарушениями Федерального закона от 12.01.1996 №8 «О погребении и похоронном деле», Решения городской Думы Комсомольска-на-Амуре от 22.07.2005г. №120 «Об утверждении Порядка деятельности муниципальных мест погребений», Федерального закона от 12.01.1996г. №8 «О погребении и похоронном деле», положений СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» от 28.06.2011г. №84. О смерти родственников Обухова А.Б. не знала. Как только узнала, то начала принимать меры к восстановлению произошедших событий и обстоятельств ненадлежащего захоронения. Длительные переживания истца связаны с трагичной гибелью ее единственных родственников, фактом неясного длительного хранения тел в морге, нахождения останков тел – предположительно Ахмедеева С.С. на кладбище. Обухова А.Б. испытала нравственные страдания, выразившиеся в нервозности. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Комсомольска-на-Амуре Пырькова О.С., действующая на основании доверенности, возражала против требований истца, пояснив, что между администрацией города в лице Управления ЖКХ и МУП «СККО» был заключен муниципальный контракт №14 от 11 апреля 2018 на оказание услуг по организации деятельности общественного кладбища в мкр. Старт г. Комсомольска-на-Амуре. Доказательств неправомерных действий со стороны администрации города истцом не представлено, как и не представлено доказательств того, что действиями (бездействиями) администрации ей (Обуховой А.Б.) причинен моральный вред, как и не доказано само причинение морального вреда – то есть физических или нравственных страданий. Доводы истца о нахождении на лечении, полагает, не находятся в причинно-следственной связи с произошедшими событиями. Прсоила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика МУП «СККО» - Ковтун Д.Ю., действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражал, пояснив, что МУП «СККО» исполнило свои обязанности надлежащим образом. По заявлению Комсомольского межрайонного отдела КГБУЗ «Бюро СМЭ» от 28 ноября 2018 года МУП «СККО» было организовано захоронение умерших Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С. Тела умерших были облачены в хлопчатобумажную ткань и пленку полиэтитеновую, на каждое тело предоставлен гроб деревянный, на место захоронения установлен намогильный знак с указательной табличкой из жести, номерной знак, о чем имеются акты выполненных работ от 10 декабря 2018 года. Стоимость работ возмещена согласно гарантируемого перечня услуг по погребению Управлением Жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре. Глубина могилы – 1,5 м., выкопать могилу 0,5 м. на практике невозможно, поскольку всем рабочим известно, что при такой глубине в воздухе будет устойчивый трупный запах. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Хабаровского края, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Ранее в судебном заседании представитель КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Малашкина Ю.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что 14 ноября 2018 года в Комсомольский-на-Амуре межрайонный отдел судебно- медицинской экспертизы поступили тела Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С., вместе с телами поступили: паспорта умерших Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С.; постановление от 14 ноября 2018 года старшего следователя следственного отдела по г. Комсомольску-на-Амуре СУ СК России по Хабаровского края Шамьяновой В.С. о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа Камзаловой В.Т.; постановление от 14 ноября 2018 года старшего следователя следственного отдела по г. Комсомольску-на-Амуре СУ СК России по Хабаровского края Шамьяновой В.С. о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа Ахмедеева С.С.; копия протокола с места происшествия и осмотра трупов от 14 ноября 2018 года.

При поступлении трупа в судебно-медицинский морг личность умершего считается установленной при наличии документа, удостоверяющего его личность. В тех случаях, когда документ, удостоверяющий личность вмершего отсутствует, при этом также отсутствует протокол опознания трупа, оформленный органом следствия или дознания, труп оформляется как «неустановленное лицо» и в журналах регистрации делается запись - «неустановленный (или неизвестный) мужчина» либо «неустановленная женщина». Если в последствии в морг поступает протокол опознания умершего, то в журнал регистрации трупов вносится дополнительная запись с ФИО умершего и сведения о протоколе опознания. Таким образом, никакие мероприятия по установлению и опознанию трупов сотрудниками судебно-медицинского морга не проводится, так как сотрудники экспертного учреждения не правомочны проводить такие мероприятия.

Ссылаясь на положения ст. ст. 8, 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пояснила, что по сложившейся практике, тела умерших, невостребованных для захоронения родственниками или иными лицами, хранятся более трех суток, как случилось с телами Камзаловой В. Т. и Ахмедеева С. С., которое осуществлялось за счет средств Бюро СМЭ. Обязанность по контролю за мероприятиями по розыску родственников на экспертное учреждение не возлагается, у экспертного учреждения отсутствует право требовать от правоохранительных органов розыск родственников умерших.

В связи с тем, что тела Ахмедеева С.С. и Камзаловой В.Т. были невостребованы родственниками для захоронения 03 декабря 2018 года КГБУЗ «Бюро СМЭ» обратилось в следственный отдел г. Комсомольска-на-Амуре СУ СК России по Хабаровскому краю за разрешением на захоронение, том числе Ахмедеева С.С. и Камзаловой В.Т., как невостребованных. После получения разрешения на захоронение Бюро СМЭ обратилось в МУП «Специализированный комбинат коммунального обслуживания г. Комсомольска-на-Амуре» на которое возложена органами местного самоуправления обязанность по погребению умерших. 10 декабря 2018 года тела Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С., в числе прочих невостребованных умерших, были переданы МУП СККО для захоронения. При этом представителю МУП СККО были переданы паспорта умерших и медицинские свидетельство о смерти.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней.

Как следует из положений ст. 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Приведенный список является исчерпывающим. Из анализа ст. 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» к числу дополнительных особенностей организации погребения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, относятся:

- организация такого погребения только с согласия органов внутренних дел;

- способ погребения - только путем предания земле;

- место погребения - специально отведенные для погребения данной категории лиц участки общественных кладбищ.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определена Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30.09.2015 № 2954-па «Об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». В соответствии с вышеуказанным постановлением, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 9, статьи 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ, пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ с 01 января 2016 года на территории г. Комсомольска-на-Амуре при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение; умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, определена стоимость услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню:

оформление документов, необходимых для погребения, Услуги приемщика заказа по захоронению с оформлением документов, необходимых для организации похорон и погребения умершего;

облачение тела: облачение тела (ткань белая х/б 5 м, пленка полиэтиленовая двойная 2,5 м);

изготовление, предоставление гроба: гроб деревянный для взрослого длиной до 2,2 м без обивки снаружи и внутри ситцем, гроб деревянный для ребенка длиной до 1,4 м без обивки снаружи и внутри ситцем;

намогильный знак с указательной табличкой из жести, номерной знак с установкой на намогильном знаке

доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, к зданию морга;

предоставление автотранспорта для перевозки тела (останков) умершего на кладбище, укладка тела в гроб с выносом гроба с телом умершего из морга, доставка автотранспортом гроба с телом от морга до места захоронения;

погребение: рытье могилы ручным способом под гроб для взрослого длиной до 2,2 м на свободных площадях, рытье могилы ручным способом под гроб для ребенка длиной до 1,4 м на свободных площадях, погребение взрослого (забивка крышки гроба и опускание в могилу, засыпка могилы и устройство намогильного холма, установка намогильного знака с указательной табличкой и номерного знака), погребение ребенка (забивка крышки гроба и опускание в могилу, засыпка могилы и устройство намогильного холма, установка намогильного знака с указательной табличкой и номерного знака).

11 апреля 2018 года между администрацией города в лице Управления Жжилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики и МУП «СККО» был заключен муниципальный контракт №14 на оказание услуг по организации деятельности общественного кладбища в мкр. Старт г. Комсомольска-на-Амуре.

Из анализа норм Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Устава Администрации г. Комсомольска-на-Амуре следует, что органы местного самоуправления, в функции которых входит создание условий для организации погребения граждан, не имеющих близких или иных родственников, а также иных лиц, способных осуществить погребение, не обязаны и не полномочны производить розыск таких лиц и (или) выяснять обстоятельства, связанные с их местонахождением и финансовыми возможностями. Ключевой обязанностью органов местного самоуправления в соответствующих случаях является организация оказания гарантированного перечня ритуальных услуг, установленного Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».

Согласно п 4.1.9 Порядка деятельности муниципальных мест погребения г. Комсомольска-на-Амуре утвержденного Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120 «Об утверждении Порядка деятельности муниципальных мест погребения г. Комсомольска-на-Амуре» специализированная служба по вопросам похоронного оказывает услуги при погребении умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, установленные статьей 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ.

Согласно Устава МУП «СККО», изменениям и дополнениям в Устав МУП «СККО», Предприятие создано для решения вопросов местного значения в части реализации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Для достижения целей Предприятия оно осуществляет следующие виды деятельности: похоронную, мемориальную, ритуальное обслуживание (в т.ч. предоставление гарантированного перечня услуг по захоронению), торговлю похоронными принадлежностями и намогильными сооружениями.

Как установлено в судебном заседании Камзалова (до брака Манаева) В. Т., (дата) года рождения является тетей Обуховой (до брака Манаевой) А. Б., что подтверждается свидетельство о рождении МА.й А. Б. (родители: Манаев Б. Т. и Манаева В. Я.), свидетельством о рождении Манаева Б. Т. (родители: Манаев Т. А. и Манаева Л. С.), свидетельством о рождении Манаевой В. (родители: Манаев Т. А. и Манаева Л. С.), справкой о заключении брака №823 о заключении брака Манаевой В. Т. и Ахмедеева С. Н., жене после заключения брака присвоена фамилия Ахмедеева, справкой о заключении брака №824 о заключении брака Манаевой В. Т. и Камзалова В. А., жене после заключения брака присвоена фамилия Камзалова, свидетельством о заключении брака между МА.й А. Б. и ФИО1, после заключения брака жене присвоена фамилия Обухова.

Согласно свидетельству о рождении (№) Ахмедеев С. С. (дата) г.р. является сыном Ахмедеевой В. Т. и Ахмедеева С. Н., и, следовательно, двоюродным братом Обуховой А.Б.

14 ноября 2018 года Ахмедеев С.С., Камзалова В.Т. умерли, о чем 21 ноября 2018 года ОЗАГС Ленинского округа администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края составлены актовые записи о смерти.

На основании постановления старшего следователя СО по г Комсомольск-на-Амуре СУ СК России по Хабаровскому краю Шамьяновой В.С. от 14 ноября 2018 года КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» 15 ноября 2018 года начата, и 05 декабря 2018 года окончена экспертиза трупа Камзаловой В.Т. (заключение эксперта №1225); 15 ноября 2018 года начата и 13 декабря 2018 года окончена экспертиза трупа Ахмедеева С.С. (заключение эксперта №1224).

В связи с необращением родственников Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С. за телами, 03 декабря 2018 года и.о. зав. Комсомольским межрайонным отделом КГБУЗ «Бюро СМЭ» А.А. Шалимовым запрошено разрешение у руководителя СО по г. Комсомольску-на-Амуре на захоронение трупов граждан, личность которых не установлена, а также трупов граждан невостребованных родственниками, в т.ч. Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С.

Руководителем СО по г. Комсомольску-на-Амуре список от 03 декабря 2018 года утвержден.

Далее судом установлено, что Управлением ЖКХ и МУП «СККО» заключен муниципальный контракт №14 от 11 апреля 2018 года на оказание услуг по организации деятельности общественного кладбища в мкр. Старт г. Комсомольска-на-Амуре.

По заявлению Комсомольского межрайонного отдела КГБУЗ «Бюро СМЭ» от 28 ноября 2018 года МУП «СККО» было организовано захоронение умерших Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С.

Согласно актам выполненных работ согласно гарантированному перечню услуг по погребению от 10 декабря 2020 года МУП «СККО» организовано и выполнено: оформление документов, необходимых для погребения Камзаловой В.Т., Ахмедеева С.С., облачение тела, предоставление гроба, перевозка тела на кладбище, погребение.

Стоимость работ возмещена согласно гарантируемого перечня услуг по погребению Управлением Жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре (реестры от 15 декабря 2018 года и 20 декабря 2018 года).

Из анализа представленных в материалы дела документов, суд приходит к выводу, что трехдневный срок с момента установления причины смерти (с даты окончаний заключений эксперта №1225 и №1224, при отсутствии иных доказательств) ответчиком МУП «СККО» не нарушен.

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120 «Об утверждении Порядка деятельности муниципальных мест погребения г. Комсомольска-на-Амуре» в целях улучшения качества ритуального обслуживания населения, утверден прилагаемый Порядок деятельности муниципальных мест погребения г. Комсомольска-на-Амуре.

Согласно п. 1.3 «Порядка деятельности муниципальных мест погребения г. Комсомольска-на-Амуре» единственным муниципальным местом погребения в городе Комсомольске-на-Амуре является общественное кладбище в мкр. Старт.

Выбор участков под строительство кладбища осуществляется управлением архитектуры и градостроительства администрации города совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по согласованию с представителями санитарно-эпидемиологической и экологической служб города и утверждается правовым актом администрации города (п. 2.1 Порядка).

Согласно инженерно-геологического заключения о составе грунтов и пригодности для захоронений участков, отведенных под расширение кладбища, от 2004 года, инв. №8687 районы шурфа 8 (квартал 43) по грунтовым условиям пригоден для захоронений при условии проведения дренажа подпочвенных вод.

Как было ранее установлено судом, обязанности на оказание услуг по организации деятельности общественного кладбища в мкр. Старт г. Комсомольска-на-Амуре возложен на МУП «СККО».

Устройство мест захоронений производится в соответствии с Рекомендациями о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации.

Расстояние между могилами по длинным сторонам должно быть не менее 1 м.

Ширина пешеходных дорожек между могилами или их сдвоенными рядами на участке должна быть не менее 1 м.

Глубина могилы должна быть не менее 1,5 м.

Надмогильный холм формируется высотой 0,3 м - 0,5 м от поверхности земли. Насыпь должна выступать за границы могилы для защиты последней от поверхностных вод (п. 3.9 Порядка).

При захоронении на каждом намогильном холме устанавливается регистрационный знак с указанием фамилии, имени, отчества умершего, даты рождения, смерти, регистрационного номера (п. 3.12 Порядка).

На основании ст. 59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В обоснование ненадлежащего исполнения МУП «СККО» услуг по захоронению, истцом представлены акт осмотра мест захоронений на территории кладбища мкр. Старт от 29.05.2020, составленного и подписанного: Обуховой А.Б., Погореловым И.Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3, представлены фотографии с места захоронения Ахмедеева С.С. (23 штуки), Камзаловой В.Т. (11 штук).

Вместе с тем, суд не принимает указанные документы в качестве допустимых доказательств, поскольку они составлены и подписаны лицами, не являющиеся правомочным на составление указанных документов.

Как следует из осмотра места происшествия от 24.06.2020, составленного участковым уполномоченным полиции ОП №4 УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре в присутствии понятых ФИО1, ФИО3, с участием Обуховой А.Б., Погорелова И.Н., в результате осмотра могил (захоронений №2124-18-у, №2125-18-у) на квартале 43 «Б» обнаружены просевшие могилы, поваленные столбики, далее в ходе движения обнаружены кости, предположительно принадлежащие человеку, фрагмент черепа. Таблички на столбиках имеют подписи 2125-18-у, Камзалова В. Т., МУП «СККО», 00571946, 14.11.18/10.12.18, следов проседания могилы не зафиксировано. 2124-18-у, Ахмедеев С. С., МУП «СККО», 00571944, 14.11.18/10.12.18. Грунт могилы просевший, просматривается пластиковый мешок со следами разрыва. Осуществлен замер захоронения: длина 190 см, ширина 65 см в самом широком месте, глубина проседания грунта 50 см. Почва грунта предположительно разрыта, повреждения пакета произведено крупным хищником – предположительно медведем.

По результатам осмотра составлена фототаблица.

Согласно постановлению от 25.06.2020 об отказе в возбуждении уголовного дела, участковым уполномоченным полиции ОП №4 УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре отказано в возбуждении уголовного дела по заявлению Обуховой А.Б. о привлечении неизвестных лиц к уголовной ответственности по ст. 244 УК РФ, в связи с отсутствием зафиксированных надругательства над трупами, умышленного повреждения или осквернения могил. В ходе ОМП обнаружены и зафиксированы следы проседания грунта, просматривающийся из могилы черный полиэтиленовый пакет, следы животного, предположительно когти лап медведя.

Материалы гражданского дела, материалы КУСП (№) от 15.06.2020 по заявлению Обуховой А.Б. не содержат прямых доказательств ненадлежащего исполнения ритуальных услуг по захоронению.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 1100ГК РФ).

При разрешении спора о компенсации морального вреда суду следует устанавливать, характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (п. 1 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).

Как следует из искового заявления и пояснений истца, ее представителя, длительные нравственные страдания ей (Обуховой А.Б.) были причинены вследствие непринятия мер МУП «СККО» и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре по надлежащему захоронению Камзаловой В.Т. и Ахмедеева С.С., нарушений нормативов захоронения, утратой близких и единственных родственников.

В качестве доказательств причинения ей морального вреда (физических и нравственных страданий) истцом представлена выписка КГБУЗ «Городская больница (№)» Поликлиника (№) из амбулаторной карты №(№) Обуховой А.Б., согласно которой Обухова А.Б. наблюдается в поликлинике (№) КГБУЗ «Городская больница (№)». 11 июня 2020 года – прием врача-невролога с диагнозом ДИАГНОЗ назначено лечение, 17 июня 2020 года, 25 июня 2020 года – повторные приема врача-невролога, 25 июня 2020 года – лечение окончено.

При этом имеющаяся в материалах дела медицинская справка подтверждает лишь факт обращения истца Обуховой А.Б. за медицинской помощью, и не свидетельствует о том, что основанием для такого обращения послужили действия ответчиков. Иных документов в обоснование доводов о причинении действиями ответчиков морального вреда (физических и нравственных страданий) истцом представлено.

Проанализировав в совокупности имеющиеся в материалах дела сведения, суд приходит к выводу о том, что в возникших спорных правоотношениях не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) МУП «СККО», администрации города и обращением Обуховой А.Б. за медицинской помощью.

Принимая во внимание, что виновные действия ответчиков не установлены, доказательств причинения морального вреда действиями ответчиков материалы дела не содержат, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Обуховой А. Б. к городскому округу город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре, муниципальному унитарному предприятию «Специализированный комбинат коммунального обслуживания», о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                    Е.Г. Клименко

2-3585/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Обухова Анна Борисовна
Ответчики
Городской округ Город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре
Муниципальное унитарное предприятие «Специализированный комбинат коммунального обслуживания»
Другие
КГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" министерства здравоохранения Хабаровского края
Погорелов Игорь Николаевич
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Клименко Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
centralny.hbr.sudrf.ru
25.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2020Подготовка дела (собеседование)
29.09.2020Подготовка дела (собеседование)
16.10.2020Подготовка дела (собеседование)
16.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2020Судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее