Решение по делу № 33-3904/2020 от 26.08.2020

Ленинский районный суд г. Махачкалы

Судья Чоракаев Т.Э.

Дело № 2-1174/19 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33- 3904/2020

г. Махачкала 24 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего Абдуллаева М.К.,

судей Зайнудиновой Ш.М. и Гасановой Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Юнусова М.М. – Абдуллаева Ш.М. на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 16 июля 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования Х. З. Х. удовлетворить.

Обязать Юнусова М. М. снести самовольную постройку - капитальный гараж, возведенный на принадлежащем Х. З. Х. земельном участке с к/н 05:40:61:4561.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., объяснения представителя Халидова З.Х.- адвоката Магомедова М.О., поддержавшего исковые требования, представителя ответчика Юнусова М.М. – адвоката Саидова А.И., просившего в удовлетворении исковых требований отказать, судебная коллегия

установила:

Халидов З.Х. обратился в суд с исковыми требованиями к Юнусову М.М. о сносе самовольной постройки - капитального гаража на принадлежащем истцу земельном участке с к/н 05:40:61:4561.

В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка с к/н 05:40:61:4561. На указанном земельном участке без какой-либо разрешительной документации ответчиком возведен капитальный гараж. Поскольку гараж возведен на земельном участке, принадлежащем истцу, а какая- либо разрешительная документация на него отсутствует, данное строение является самовольным и подлежит сносу.

Просит снести самовольную постройку - капитального гаража на принадлежащем истцу земельном участке.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Юнусова М.М. – Абдуллаев Ш.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Он указывает, что судом Юнусов М.М. не был надлежаще извещен о рассмотрении дела 16 июля 2019 г., вследствие чего он не имел возможности должным образом защитить свои права и законные интересы.

В судебное заседание судебной коллегии истец Халидов З.Х., ответчик Юнусов М.М. не явились, надлежаще извещены.

Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

На заседании суда апелляционной инстанции установлено, что судом первой инстанции дело рассмотрено в отсутствии ответчика Юнусова М.М., который судом не был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем определением от 1 октября 2019 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит заочное решение Советского районного суда г. Махачкалы от 19 декабря 2014 г. подлежащим отмене.

При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой ин станции судебная коллегия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В силу ч. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Также указанной ст. 222 ГК РФ предусмотрено, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из материалов дела усматривается, что постановлением главы Администрации г. Махачкалы № 226 от 18.01.1998 г. Фермерскому хозяйству «Чаранда» был предоставлен земельный участок размерами 15,0 х30,0 м по Комсомольскому проспекту, 43 «г» города Махачкалы под строительство фирменной пекарни.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.12.2013 г. (л.д.13), земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - под строительство пекарни, площадь 243 кв.м. принадлежит на праве собственности Сельскохозяйственному кооперативу «Чаранда». Согласно данным кадастрового паспорта от 12 сентября 2014 г. (л.д. 10-11) земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования – под строительство пекарни, общая площадь участка 243 кв.м., кадастровый номер 05:40:000061:4561, правообладатель Халидов Зубаир Халидович.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.12.2013 г. (л.д.13), земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов - под строительство пекарни, площадь 243 кв.м. принадлежит на праве собственности Сельскохозяйственному кооперативу «Чаранда».

Согласно Выписке из ЕГРН от 03.04.2019 г., земельный участок площадью 243 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000061:4561, по адресу <адрес> под строительство пекарни принадлежит на праве собственности Х. З. Х., запись № 05-05-01/032/ 2014 -075 от 15.04.2014 г.

Согласно заключению эксперта ООО «Южный центр судебной экспертизы и оценки ЮГРАС» № 026 от 18.06.2019 г., в границах земельного участка с кадастровым номером 05:40:000061:4561, предусмотренных правоустанавливающими документами, расположен объект недвижимости имущества (гараж) общей площадью 29, 68 кв.м., принадлежащий Юнусову М.М. согласно Типовому договору №1019 от 17.06.1997 г.

Фактически границы земельного участка с кадастровым номером 05:40:000061:4561 и его площадь соответствуют значениям, указанным в правоустанавливающих документах.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218), действующий с 1 января 2017 г., государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Аналогичная норма содержалась в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (здесь и далее - в редакции до 1 января 2017 г., далее - Закон N 122).

В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Вместе с тем, частью 2 ст. 69 Закона N 218, а также ч. 2 ст. 6 Закона N 122 права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в чч. 1 и 2 ст. 69 Закона N 218, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, установленных в чч. 1 и 2 ст. 69 Закона N 218, или совершенной после дня вступления в силу Закона N 122 сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и Законом N 218 (п. Зет. 69 Закона N218).

Аналогичная норма содержалась в п. 2 ст. 6 Закона N 122.

Применяя при разрешении возникшего спора указанные нормы материального права, судебная коллегия считает, что доводы истца со ссылкой на отсутствие государственной регистрации прав, возникших до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вышеизложенным нормам противоречит.

Так, ответчиком Юнусовым М.М. в суд представлены типовые договора аренды земельного участка за 1997 - 1998 г.г., копия постановления Администрации Ленинского районного суда г. Махачкалы от 16.05.1997 г. об узаконении ранее построенного капитального гаража в районе жилого дома за гражданином Юнусовым М.М., проживающим по пр. Комсомольский, 45 б, кВ. 69, что подтверждает право истца на капитальное строение гаража, возникшее в соответствии с требованиями части 2 ст. 69 Закона N 218.

Данные о государственной регистрации права на указанный выше гараж за Юнусовым М.М. Юнусовым М.М. действительно в суд не представлены, в материалах дела не имеется, что, однако, не является препятствием для применения вышеназванных норм закона.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Согласно статье 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель") в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (часть 3 статьи 14 указанного Закона).

Таким образом, материалами дела установлено, что на основании постановления Администрации Ленинского районного суда г. Махачкалы от 16.05.1997 г. об узаконении ранее построенного капитального гаража в районе жилого дома за гражданином Юнусовым М.М., проживающим по <адрес> б, <адрес>, у ответчика право на спорный объект возникло ранее, чем у истца возникло на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:4561. По смыслу закона государственная регистрация права Юнусова М.М. на указанный объект может быть произведена по желанию правообладателя. Доводы представителя истца о порочности документов, представленных Юнусовым М.М., при отсутствии надлежаще заявленных исковых требований об их оспаривании, не могут быть признаны обоснованными.

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений закона судебная коллегия находит исковые требования Халидова З.Х. необоснованными, подлежащими отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 328- 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 16 июля 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Х. З. Х. к Юнусову М. М. о сносе самовольной постройки отказать.

Председательствующий

Судьи

33-3904/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Халидов Зубаир Халидович
Ответчики
Юнусов Муслим Магомедович
Другие
Шарапудинов Г.Ш.
Дайитмирзаев Ш.А.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
28.08.2020Передача дела судье
24.09.2020Судебное заседание
24.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее