Гражданское дело №
УИД 24RS0№-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2022 года <адрес>
Саянский районный суд <адрес> РФ в составе судьи Захаровой Л.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием истицы ФИО1, представителя истца ФИО7, участвующего на основании устного ходатайства,
представителя ответчика директора МБОУ «Агинская СОШ №» ФИО4,
представителя заинтересованного лица МКУ «Управление образование администрации <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Агинская средняя общеобразовательная школа №» о признании приказа об отстранении от работы противоправным и отмене приказа, признании права на оплату времени отстранения от работы как за простой по вине работодателя,
УСТАНОВИЛ
ФИО1 обратилась в суд с иском к МБОУ Агинская средняя общеобразовательная школа № (далее МБОУ Агинская СОШ№) о признании приказа об отстранении от работы противоправным и отмене приказа, признании права на оплату времени отстранения от работы как за простой по вине работодателя, мотивируя тем, что с сентября 2015 года работает в МБОУ Агинская СОШ № в должности учителя истории и обществознания. Приказом директора школы №-К от ДД.ММ.ГГГГ она была отстранена от работы без оплаты на период отстранения «в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19». Считает, указанный приказ проявлением грубого нарушения трудового законодательства РФ, ущемлением её конституционных, гражданских и трудовых прав. Указывает, что основаниями для издания приказа №-К послужили Постановление Главного Государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от 14.10.2021г. № и п.2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ, который может быть применен только при издании соответствующего постановления Главного санитарного врача.
Вместе с тем, постановление Главного Государственного санитарного врача по <адрес> содержит требование обеспечить проведение профилактических прививок с охватом не менее 80% работников, при этом, согласно п.1.5 постановления, из числа учитываемых работников исключены имеющие противопоказания. В школе, кроме нее, 15 декабря по этим же основаниям отстранены от работы 7 учителей, которые составляют менее 20% от общего числа педагогических работников. Сохранение за ней рабочего места и трудовой функции не противоречит требованию постановления.
Считает, отстранение от работы в связи со сложной эпидемиологической ситуацией – крайняя мера, ущемляющая права работника и допустимая лишь при невозможности его перевода на другую форму работы.
Считает, отстранение от работы незаконным, поскольку могла быть переведена на дистанционный режим работы педагога, имеющего для этого технические возможности. Считает, отказ от вакцинации является реализацией Конституционного права и продиктован опасением за свою жизнь и здоровье и не может быть виновным деянием. Поскольку отстранена от работы не по своей вине, а по решению работодателя, поэтому полагает, что период отстранения от работы должен быть оплачен согласно ст. 157 ТК РФ как простой по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника в денежной сумме 30 246,40 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1. и ее представитель ФИО7 поддержали требования иска по изложенным в нем основаниям, просили его удовлетворить. Также истец пояснила, что в настоящее время допущена к работе.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Агинская СОШ№» ФИО4 и представитель заинтересованного лица МКУ «Управление образование администрации <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признали в полном объеме, подали отзыв на исковое заявление. Просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Учитывая, что у истца отсутствовали медицинские противопоказания к вакцинации, вакцинацию истица не прошла, у МБОУ «Агинская СОШ№» имелись законные основания для её отстранения. В настоящее время предоставила ПЦР-тест на антитела, допущена к выполнению должностных обязанностей.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В судебном заседании установлено, что согласно уставу МБОУ Агинская СОШ № является некоммерческой организацией, создано для оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в сфере образования; целями деятельности является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней.
Истец ФИО1 приказом №- К от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МБОУ Агинская СОШ № на должность учителя истории и обществознания ПКГ должностей педагогических работников 4 квалификационного уровня, постоянно переводом из МКОУ Гладковская СОШ.
Согласно трудовой книжке ТК № ФИО1 принята учителем истории и обществознания ПКГ должностей педагогических работников 4 квалификационного уровня в Агинскую общеобразовательную школу приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на работу в МБОУ «Агинская СОШ №» в подразделение педагогические работники по должности учитель истории и обществознания ПКГ должностей педагогических работников 4 квалификационного уровня, постоянно с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ «Агинская СОШ №», ссылаясь на постановление главного государственного санитарного врача по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. постановления № от ДД.ММ.ГГГГ) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», письменно уведомил сотрудников школы, в том числе ФИО1, о том, что, сотрудники, не прошедшие вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к установленному сроку ДД.ММ.ГГГГ, будут отстранены от работы или переведены на дистанционный режим работы.
ДД.ММ.ГГГГ учителю МБОУ «Агинская СОШ №» ФИО1 вручено уведомление, в котором предлагается пройти вакцинацию от COVID-19, а в случае несогласия с вакцинацией- написать письменный отказ от вакцинации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представила в учебное учреждение заявление, где указывает, что не относит себя к лицам, являющимся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и источниками распространения инфекционных заболеваний, считает, что угрозу для окружающих не представляет.
На основании приказа от 13.12.2021г. №-К директора МБОУ «Агинская СОШ №» в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на основании п.2 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» и постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», учитель истории и обществознания ФИО1 с 16 12.2021 г. была отстранена от работы до:
- издания Главным государственным санитарным врачом по <адрес> об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе;
- предоставления работником сертификата о вакцинации, либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от COVID-19, без сохранения заработной платы в период отстранения.
С приказом №-к об отстранении от работы ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, была не согласна, о чем имеется собственноручная подпись.
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья работников, трудовая деятельность которых связанна с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (аз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCo V).
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 35 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. В соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Из приведенных норм закона следует, что обязательной вакцинации подлежат не только граждане, выполняющие работы, предусмотренные перечнем работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, но и категории граждан, включенные в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа.
На основании п.п. 5.2, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Минздрав России наделен полномочиями самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты: перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок; календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых гражданам проводятся профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Соответственно, определение перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, относится к компетенции Минздрава России. Во исполнение данных полномочий, Минздравом России вынесен приказ от ДД.ММ.ГГГГ №н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н» и приказ от ДД.ММ.ГГГГ №Н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н».
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1307и), согласно которого к приоритету I уровня отнесены работники образовательных организаций.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1122н утвержден «Национальный календарь профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок», согласно которому к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 к приоритету 1-го уровня относятся работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров.
Соответственно, для лиц, работающих образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров, вакцинация против новой коронавирусной инфекции является обязательной. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п с ДД.ММ.ГГГГ введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>.
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Роспотребнадзора по <адрес> является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление Роспотребнадзора по <адрес> осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 8.1 Положения).
Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по <адрес> (пункт 11 Положения).
Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом постановления № от ДД.ММ.ГГГГ) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения <адрес>, было постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 80 % от общей численности к ДД.ММ.ГГГГ, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности МБОУ «Агинская СОШ №» является образование среднее общее.
В силу изложенного, МБОУ «Агинская СОШ №» относится к числу образовательных организаций, и для сотрудников, осуществляющих работы на территории <адрес>, вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной.
Согласно п. 6 письма по разъяснению организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных Минтруда России и Роспотребнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ №/П-5532 в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку, работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Таким образом, поскольку Календарь профилактических прививок, утвержденный Минздравом России в пределах его компетенции, в части определения перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, требует обязательного проведения работниками профилактических прививок, а наличие эпидемических показаний для вакцинации лиц, работающих в образовательных организациях, в свою очередь, подтверждается постановлением Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, суд соглашается с доводами представителя ответчика, что отсутствие профилактических прививок у учителя МБОУ «Агинская СОШ №» влечет обязанность работодателя по его отстранению от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Кроме того, в соответствии со ст. 88 ТК РФ, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций. Между тем, истребование у работника вышеуказанных медицинских документов в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав работника.
Документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесенной болезни COVID-19 в спорный период, истцом работодателю не предоставлены, в ходе судебного заседания истица подтвердила отсутствие у нее в указанный период прививки, противопоказаний и наличия сведений о болезни, в связи с чем, суд приходит к выводу, что приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ, изданным директором МБОУ «Агинская СОШ №» была на законных основаниях отстранена от работы без оплаты на период отстранения «в связи с не прохождением вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19» на основании абз. 8ч. 1 ст. 76 ТК РФ. На момент рассмотрения дела истица допущена к работе в связи с предоставлением ПЦР теста на антитела.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании противоправным и не имеющим под собой законных оснований и отмене приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ Агинская СОШ № об отстранении от работы.
Требование истца о признании права на оплату времени отстранения от работы как за простой по вине работодателя также удовлетворению не подлежит, поскольку простоя по вине работодателя не имелось, в данном случае работником не выполнены обязательные требования санитарного законодательства в связи с осуществляемой им деятельностью, в связи с чем, он был отстранен от работы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Агинская средняя общеобразовательная школа №» о признании приказа об отстранении от работы противоправным и отмене приказа, признании права на оплату времени отстранения от работы как за простой по вине работодателя - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Саянский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Захарова.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.