Дело №2-25/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Брейтово 30 апреля 2021 г.
Брейтовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Савельева Р.В., при секретаре Беляевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брейтовского района Ярославской области, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области и ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» о возложении на ответчиков обязанности устранить недостатки в содержании автодороги «Углич-Некоуз-Брейтово» в границах Брейтовского муниципального района Ярославской области,
у с т а н о в и л:
Прокурор Брейтовского района Ярославской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области и ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить сплошное разрушение дорожного полотна указанной выше автодороги на участках с 213+980 по 214+040 км., с 222+564 по 223+500 км., с 229 +150 по 229+220 км., с 229+405 до 229+550 км, с 229+600 по 230+200 км.
В обоснование требований прокурором указано, что проведенной прокурором проверкой на данных участках автодороги выявлено сплошное разрушение дорожного покрытия, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», угрожает безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Комаров С.Р. иск поддержал по тем же основаниям. Уточнил заявленные исковые требования, просил установить ответчикам срок для устранения недостатков содержания автодороги, то есть для приведения покрытия проезжей части указанной выше автодороги на участках с 222+564 по 223+500 км., с 229 +150 по 229+220 км., с 229+405 до 229+550 км, с 229+600 по 230+200 км. в соответствие с требованиями п. 5.2.4 «ГОСТ 33220-2015, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчиков Департамента дорожного хозяйства Ярославской области и ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба», третьих лиц АО «Ярдормост» и ОГИБДД МО МВД России «Некоузский» в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» Дворянинова М.Н. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» не является собственником автодороги, не является представителем собственника автодороги, не распоряжается бюджетными средствами, поэтому не может являться надлежащим ответчиком. По участку автодороги от 213+980 по 214+040 км. проводится ямочный ремонт. В рамках национальной программы в ДД.ММ.ГГГГ планируется ремонт 10 км. данной автодороги.
Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Согласно п. 7 ст. 3, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 5 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.В соответствии с п.п.1, 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и осуществление дорожной деятельности в отношении данных автомобильных дорог. Органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Ярославской области функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства, является Департамент дорожного хозяйства Ярославской области. В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области № 195-п от 28.03.2018 года «Об утверждении Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области», задачами Департамента являются в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии с Законом Ярославской области от 28 декабря 2011 г. N 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области» было создано государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба». Основными задачами Учреждения являются реализация федеральных, областных, ведомственных целевых программ развития дорожного хозяйства области и обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в интересах обеспечения прав пользователей автомобильными дорогами. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Ярославской области осуществляет департамент дорожного хозяйства Ярославской области.
Из материалов дела следует, что автодорога «Углич-Некоуз- Брейтово» на основании постановления Правительства Ярославской области № 83-п от 12.03.2008 года «Об утверждении перечней автомобильных дорог» находится в собственности Ярославской области. Соответственно, в силу указанных выше нормативных актов ответчики, как лица, ответственные за содержание данной автодороги, обязаны содержать ее в соответствии с требованиями государственных стандартов и законодательства, регламентирующего требования безопасности для жизни и здоровья участников дорожного движения, круг лиц которых является неопределенным. Соответственно доводы о том, что ГКУ ЯО «Ярдорслужба» по делу является не надлежащим ответчиком, необоснованны.
Согласно п. 3.19 «ГОСТ 32825-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений», введенного в действие Приказом Росстандарта от 02.02.2015 N 47-ст сплошное разрушение дорожного покрытия: состояние дорожного покрытия, на котором при визуальной оценке площадь повреждений составляет более половины от общей площади оцениваемого участка покрытия.
В соответствии с п. 1 ГОСТ 33220-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию" (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1122-ст) настоящий стандарт устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования для обеспечения безопасности дорожного движения. В силу требований п. 5.2.4 указанного выше ГОСТ покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2, в частности отдельных выбоин или проломов глубиной 5 см и более, площадью 0,09 кв. м и более. Вышеназванные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды. Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 также установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Из представленных прокурором актов выявленных недостатков ОГИБДД МО МВД России «Некоузский» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с приложенными к ним фототаблицами следует, что покрытие проезжей части указанной выше автодороги на указанных прокурором участках имеет дефекты, в виде сплошного разрушения, то есть не соответствует указанным требованиям. При этом ответчики не представили суду доказательств, что дорожное покрытие ко дню вынесения судом решения приведено в соответствие с нормативными требованиями. Таким образом подтверждено, что покрытие проезжей части автодороги на указанных участках не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015, что создает препятствие к пользованию автодорогой для участников дорожного движения, создает реальную угрозу для их жизни и здоровья. При таких обстоятельствах заявленный прокурором иск с учетом произведенного в судебном заседании уточнения, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░: ░ 222+564 ░░ 223+500 ░░., ░ 229 +150 ░░ 229+220 ░░., ░ 229+405 ░░ 229+550 ░░, ░ 229+600 ░░ 230+200 ░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.2.4 «░░░░ 33220-2015. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 11.08.2015 N 1122-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.05.2021 ░.