Дело № 2-187/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Называевск 24.06.2019
Называевский городской суд Омской области в составе
председательствующего судьи Ю.В. Булгаковой
при секретаре Л.Д. Бершауэр
с участием прокурора Лукьяновой О.Ш.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования гражданское дело по иску Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Муравьевская средняя общеобразовательная школа Называевского муниципального района Омской области» о возложении обязанности оборудовать вход в здание школы металлоискателем,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Называевский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам в защиту интересов неопредёленного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательного процесса и условий пребывания граждан в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в деятельности МБОУ «Муравьевская СОШ» установлено, что здание школы не оборудовано металлоискателем. Просит обязать МБОУ «Муравьевская СОШ» принять меры по созданию безопасных условий обучения путем оборудования входа в здание школы в трехмесячный срок.
В судебном заседании прокурор Лукьянова О.Ш. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - МБОУ «Муравьевская СОШ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал, указав, что причиной невыполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности является отсутствие у ответчика финансовой возможности установления металлоискателей на входе в школу.
Представитель третьего лица - Комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований прокурора не возражал, просил предоставить срок для устранения нарушений законодательства на 1 год.
Выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористической защищенности, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания Рї. 8 С‡. 1 СЃС‚. 41 Федерального закона РѕС‚ 29.12.2012 в„– 273-ФЗ «Об образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», охрана Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ обучающихся включает РІ себя обеспечение безопасности обучающихся РІРѕ время пребывания РІ образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 №1215 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с п.п. 17, 18, 22 которых антитеррористическая защищенность объектов независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
В силу п. 6.44 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
Согласно п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
По мнению прокурора как административного истца, отсутствие метллоискателя (металлодетектора) на входе в здание МБОУ «Муравьевская СОШ» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, способствует несанкционированному доступу в школу посторонних лиц, и, как следствие, влечет нарушение права на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, в здании МБОУ «Муравьевская СОШ» отсутствует металлоискатель, тем самым, эксплуатация помещения, в котором осуществляет свою деятельность МБОУ «Муравьевская СОШ» создает угрозу жизни, здоровью и безопасности пребывающих там учащихся, педагогов и иных лиц, при этом, меры к устранению выявленных нарушений ответчиками не принимаются, что предопределяет обязанность суда обязать ответчика устранить допущенные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности.
В данном случае, необходимо признать за детьми, в первую очередь, право на реализацию приоритетов интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения мер безопасности, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что для исполнения обязанности по устранению недостатков в здании МБОУ «Муравьевская СОШ» возможно предоставить трехмесячный срок. При этом суд учитывает значимость и неотложный характер данной меры, а также требования разумности, финансовое положение ответчика.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать судебные расходы, а именно расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.
Абзац 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ предусматривает, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6000 рублей.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как усматривается из иска, прокурором заявлены требования в интересах неопределенного круга лиц - граждан, в том числе, несовершеннолетних, посещающих МБОУ «Муравьевская СОШ», то есть, физических лиц, в связи с чем размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, так как прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Требования Называевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Муравьевская средняя общеобразовательная школа Называевского муниципального района Омской области» принять меры по созданию безопасных условий обучения путем оборудования входа в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Муравьевская средняя общеобразовательная школа Называевского муниципального района Омской области» металлоискателем в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Муравьевская средняя общеобразовательная школа Называевского муниципального района Омской области» в бюджет Называевского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи жалобы через Называевский городской суд Омской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 26.06.2019.
Судья Ю.В. Булгакова