Дело № 2-147/2022
УИД 02RS0007-01-2022-000286-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
с. Усть-Кан 13 мая 2022 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шадеевой С.А.,
при секретаре Маниковой А.А.,
с участием помощника прокурора Ерохоновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Канского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Козульская СОШ» об обязании оборудовать площадку для складирования и хранения золошлаков навесом в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу,
установил:
Прокурор Усть-Канского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Козульская СОШ» об обязании оборудовать площадку для складирования золошлаковых отходов структурного подразделения МБОУ «Козульская СОШ» Козульский детский сад в <адрес> навесом в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МБОУ «Козульская СОШ» в указанной области. Установлено, что в нарушение норм законодательства золошлаковые отходы структурного подразделения МБОУ «Козульская СОШ» Козульский детский сад в <адрес> складируются на площадке, имеющей твердое покрытие. Вместе с тем, площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, т.е. отсутствует навес. Складирование отходов в местах, не оборудованных для этих целей, может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, то есть оказать серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека.
Ранее прокуратурой по указанным нарушениям в адрес директора школы вносилось представление об устранении выявленных нарушений, однако на момент проверки ******* выявлено, что конкретных мер по устранению нарушений не принято.
Неисполнение вышеуказанных требований законодательства, может привести к нарушению прав несовершеннолетних на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности нахождения в образовательном учреждении, причинению вреда жизни, здоровью.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Канского района Ерохонова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика не явился.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании ч.2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу п. 215 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» определены основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
на производственных территориях, на открытых площадках или специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
на производственных территориях предприятий по переработке обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
Согласно п.216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов соответствующих требованиям Санитарных правил.
Хранение сыпучих и летучих отходов в открытом виде не допускается. Допускается хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде на промплощадках при условии применения средств пылеподавления на основании п.217 СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии с п. 218 накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
На основании п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 02.11.2018) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» золошлаковые отходы (зола от сжигания угля малоопасная) относятся к IV классу опасности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Усть-Канского района была проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МБОУ «Козульская СОШ» в указанной области.
По выявленным нарушениям ******* прокурором района в адрес директора МБОУ «Козульская СОШ» было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Директором МБОУ «Козульская СОШ» ФИО3 ******* предоставлен ответ на представление прокурора, из которого следует, структурное подразделение МБОУ «Козульская СОШ» Козульский детский сад обязуется построить навес над площадкой с твердым покрытием во время проведения текущего ремонта до 30.07.2022г.
В ходе проведенной проверки установлено, что по состоянию на ******* структурное подразделение МБОУ «Козульская СОШ» Козульский детский сад, расположенный по адресу: <адрес> эксплуатирует котельную на угле. В процессе деятельности образуются золошлаковые отходы, золошлаки складируются на площадке имеющей твердое покрытие. Вместе с тем площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков, ветров, отсутствует навес.
Таким образом, фактически нарушения не устранены в настоящее время, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Несоблюдение требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, поскольку выявленные нарушения в области охраны окружающей среды нарушают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также гарантированные государством права граждан, в том числе несовершеннолетних, находящихся в образовательном учреждении, на благоприятную окружающую среду.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать МБОУ «Козульская СОШ» оборудовать площадку для складирования золошлаковых отходов структурного подразделения МБОУ «Козульская СОШ» Козульский детский сад в <адрес> навесом в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Шадеева
Мотивированное решение суда принято *******.
Судья С.А. Шадеева.