Решение по делу № 33-1482/2019 от 01.04.2019

Судья Ерченко Л.Ю. Дело № 33-1482/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 апреля 2019 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего: судьи Пудова А.В.

Судей: Бобриковой Л.В., Степанова С.А.

при секретаре Сысоенковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 21 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Бобриковой Л.В., объяснения представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Александровой М.Н. в поддержание жалобы, возражения Петровой (в связи с заключением брака- Гайдуковой) Е.В., Похилиной И.П., судебная коллегия,

У с т а н о в и л а :

Петрова Е.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Ф.К.М.., (дата) рождения, и П.А.С., (дата) года рождения, с учетом уточненных требований, обратилась в суд с иском о взыскании с Министерства Строительства и ЖКХ РФ, как главного распорядителя средств федерального бюджета – 380 375, 92 руб., с Департамента Смоленской области по социальному развитию, как главного распорядителя средств областного бюджета – 112 914,08 руб., с Управления строительства и ЖКХ Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области, как главного распорядителя средств местного бюджета – 82215 руб., а всего – 575 505 руб. социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В обоснование указала, что являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее «Подпрограмма»), 14.12.2017 заключила договор купли-продажи жилого помещения, однако, несмотря на заключение договора и государственную регистрацию перехода права собственности, денежные средства так и не были зачислены, поскольку Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области в нарушение действующего законодательства вернула в бюджет Смоленской области ранее перечисленные средства субсидии на социальные выплаты.

В судебном заседании Петрова Е.В. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Александрова М.Н. иск не признала, указав, что Департамент не является надлежащим ответчиком, поскольку неиспользованные до конца финансового года денежные средства, предназначенные для обеспечения социальной выплаты истцу, не были зачислены на счет временного распоряжения и ошибочно возвращены органом местного самоуправления, в связи с чем данный орган и является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской Епишина С.М. и представитель Управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области Пивоварова Н.В. иск в части социальной выплаты, предназначенной из местного бюджета в размере 82 215 руб. признали, сославшись на то, что зачисленные Департаментом Смоленской области по социальному развитию денежные средства в размере 493 290 руб. (380 375,92 руб. + 112 914,08 руб.), как неизрасходованные до конца финансового года по указанию Департамента возвращены в его адрес.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Смоленской области Ермолаева Г.А. иск к ним не признала, сославшись на то, что МФ РФ не может являться надлежащим ответчиком, поскольку никакого отношения к распоряжению денежными средствами по возникшему спору не имеет.

Представитель Министерства строительства и ЖКХ РФ в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения по иску, в которых указал, что предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках Подпрограммы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.01.2017 № 57 Смоленской области распределена субсидия из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на доставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в объеме 86 669, 60 тыс. рублей.

В 2017 году Смоленской областью освоены средства субсидии в размере – 83 672,65 тыс. руб. Неиспользованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидии в размере 2 996, 95 тыс. руб. возвращен в федеральный бюджет и направлен в резервный фонд Правительства Российской Федерации.

Поскольку решения Правительства РФ об оказании помощи Смоленской области в объеме неиспользованного в 2017 году остатка субсидии не принималось, обязательства по предоставлению социальных выплат по свидетельствам, выданным в 2017 году, по мнению Минстроя и ЖКХ РФ, должны быть исполнены за счет средств областного и (или) местного бюджета.

Представитель финансового управления Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области в судебное заседание не явился.

Третье лицо Похилина И.П. иск поддержала, пояснив, что 14.12.2017 продала принадлежавшую ей на праве собственности квартиру № в доме № по ... Петровой Е.В., действовавшей также в интересах несовершеннолетних детей Ф.К.М. и П.А.С.., за 1 250 000 руб. До настоящего времени денежные средства в размере 575 505 руб., предназначенные ей по Договору купли-продажи в виде социальной выплаты по выданному 23.10.2017 Петровой Е.В. Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области Свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, не перечислены.

Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 21.11.2018 исковые требования Петровой Е.В. удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ просит решение суда отменить в части взыскания социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и принять новое решение, ссылаясь при этом на неправильное определение юридически значимых обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

В апелляционной жалобе Департамент Смоленской области по социальному развитию выражает несогласие с судебным решением о взыскании денежных средств за счет средств областного бюджета, ссылаясь при этом на неправильное определение юридически значимых обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020 годы. Приложением № 4 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Основными целями и задачами подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат. Социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса первичном рынке жилья) (пункты 1 и 2 Правил).

Право молодой семьи - участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее - подпрограмма) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (п. 3 Правил).

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению № 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе, касающейся формы бланка государственного жилищного сертификата и порядка его заполнения, а также порядка учета, хранения и уничтожения бланков государственных жилищных сертификатов.

В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области от 19.10.2017 №1658 Петровой Е.В. с семьей из трех человек (она и двое несовершеннолетних детей: Ф.К.М. (дата) г.р., и П.А.С., (дата) г.р.), как нуждающимся в улучшении жилищных условий и включенным в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015-2020 годы, выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства серии МС № от 23.10.2017 со сроком действия его до 23.05.2018.

Между ПАО «Сбербанк России» и Петровой Е.В. 23.10.2017 заключен Договор о счете со сроком действия по 23.05.2018 для перечисления владельцу Свидетельства социальной выплаты в размере 575505 руб.

Согласно договора купли-продажи 67 АА № 1181759 от 14.12.2017 Похилина И.П. продала, а Петрова Е.В., действующая также в интересах детей: Ф.К.М.., (дата) года рождения, и П.А.С., (дата) года рождения, купила принадлежащую на праве собственности продавцу квартиру № в доме № по ... общей площадью 61, 2 кв.м. за 1250 000 руб.

При этом согласно условиям договора денежная сумма в размере 163 300 руб. будет перечислена Департаментом Смоленской области по социальному развитию за счет материнского капитала (п. 5.1 Договора); денежная сумма в размере 374 779 руб. 15 коп. будет перечислена Пенсионным Фондом РФ за счет материнского (семейного) капитала (п.5.2 Договора); денежная сумма в размере 575 505руб. будет перечислена в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты по Свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства серия МС от 23.10.2017, выданного Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области Петровой Е.В. совместно с членами ее семьи: Ф.К.М.. и П.А.С.. путем безналичного перечисления денежных средств со счета Петровой Е.В. (п. 5.3 Договора); денежная сумма в размере 136415 руб. будет выплачена из собственных средств Петровой Е.В. (п. 5.4 Договора).

Данный договор подписан сторонами, переход права собственности 19.12.2017 зарегистрирован в Управлении Росреестра (л.д. 11-12).

Однако денежные средства, предусмотренные п. 5.3 Договора купли-продажи, истцу не перечислены до настоящего времени, в связи с чем возникла угроза расторжения данного Договора.

Из материалов дела следует, что между Департаментом Смоленской области по социальному развитию и Администрацией МО «Гагаринский район» Смоленской области было заключено 25.04.2017 Соглашение № , по условиям которого Департамент обязался перечислить Администрации субсидию на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы в размере, порядке и на условиях, предусмотренных порядком и данным соглашением, а также обязался осуществлять контроль за целевым использованием средств областного бюджета (п.3.1.1, 3.1.2); осуществить возврат средств, предоставленных Получателю из областного бюджета, при неиспользовании или невозможности использования данных средств в финансовом году по требованию Департамента (п. 3.3.7 Соглашения).

Согласно имеющихся в материалах дела копий платежных поручений, субсидия 27.04.2017 в размере 6 138 720 руб. зачислена на счет местного бюджета, 22.01.2018 возвращена как неиспользованная в размере 1 296 344,63 руб. в Департамент Смоленской области по социальному развитию, а последним платежным поручением № от 24.01.2018 возвращена как неиспользованная в прошлом году Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Разрешая спор, суд первой инстанции, придя к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку факт неполучения Петровой Е.В. социальной выплаты в размере 575505 руб., предусмотренной Свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, по вине должностных лиц ответчиков нашел свое подтверждение, взыскал соответствующие денежные суммы с ответчиков как главных распорядителей средств федерального, областного и местного бюджета.

В этой части с решением суда судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.

Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 01.12.1997 № 18-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 29.01.2004 № 2-П, определения от 04.12.2003 № 415-О, от 15.02.2005 № 17-О, от 27.12.2005 № 502-О и др.).

Статьей 132 БК РФ предусмотрена возможность предоставления финансовой помощи субъектам РФ в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Вместе с тем, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 № 307-ЭС15-7013).

Под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (абзац 20 ст.6 БК РФ).

Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац 21 ст.6 БК РФ).

Неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферы, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансферов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, на основании части 5 ст.242 БК РФ подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1562 внесены изменения в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, в частности, Правила предоставления и распределения субсидий (Приложение №5) дополнены пунктом 14(1) (введен в действие с 03.06.2017), согласно которому в целях предоставления социальных выплат поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) средства в объеме, необходимым для предоставления социальной выплаты, перечисляются на счет, на котором в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета Российской Федерации (местного бюджета), с отражением указанных операций на лицевых счетах, открытых органам государственной власти субъекта Российской Федерации (органам местного самоуправления) как получателям бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (финансовом органе муниципального образования).

Перечисление средств с лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляется на основании представленных в территориальный орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта Российской Федерации (финансовый орган муниципального образования) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) утвержденных указанными органами списков получателей социальных выплат с указанием размера социальной выплаты для каждого получателя.

Именно Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области, получив во временное распоряжение денежные средства в объеме, достаточном для предоставления Петровой Е.В. социальной выплаты, обязана была перечислить данные денежные средства на счет, на котором в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств местного бюджета, и в этом случае денежные средства не подлежали бы возврату как неиспользованный остаток в соответствии с частью 5 статьи 242 БК РФ.

Поскольку данные действия не были совершены указанным органом местного самоуправления, что повлекло нарушение прав Петровой Е.В. на получение социальной выплаты, по правилам ст.1069 ГК РФ ответственность за вред, причиненный истцу в результате незаконных действий (бездействия), должна быть возложена на Администрацию МО «Гагаринский район» Смоленской области. При этом оснований для возложения ответственности на других ответчиков (Минстрой России и Департамент Смоленской области по социальному развитию) и взыскания денежных средств с соответствующих бюджетов судебная коллегия не усматривает ввиду неустановления факта совершения с их стороны каких-либо действий (бездействия), нарушающих права истца. Кроме того, удовлетворение требований истца за счет средств федерального и областного бюджетов приведет к изменению законодательно установленного бюджетного процесса, регламентированного БК РФ.

При таком положении решение суда первой инстанции подлежит изменению, с взысканием в пользу Петровой Е.В. социальной выплаты в размере 575505 руб. с Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 21 ноября 2018 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области в пользу Петровой Е.В., действующей также в интересах несовершеннолетних Ф.К.М. и П.А.С., денежные средства в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 575505 рублей.

Председательствующий

Судьи

33-1482/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрова Елена Викторовна
Ответчики
Департамент Смоленской области по социальному развитию
Управлениее по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Финансовое управление Администрации МО "Гагаринский район"
Министерство финансов РФ
Администрация МО "Гагаринский район"
Министерство строительства ЖКХ РФ
Другие
Похилина Ирина Петровна
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Бобрикова Лариса Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
28.01.2020Передача дела судье
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
23.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее