Дело № 2а-822/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 р.п. Москаленки
Резолютивная часть решения принята и объявлена судом 21.11.2018
Мотивированное решение составлено 21.11.2018
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Дроздова А.В.,
при секретаре Панкратовой В.В.,
с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области - Шнайдмиллер А.В.,
представителя административного истца – Дьяченко К.В.,
административного ответчика – Шенберга Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому ОМВД России по Москаленскому району Омской области к Шенбергу Денису Викторовичу об установлении административного надзора и дополнительных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре,
У С Т А Н О В И Л:
ОМВД России по Москаленскому району Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и дополнительных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре в отношении Шенберга Д.В.
В обоснование требований указано, что Шенберг Д.В. ДД.ММ.ГГГГ был осужден Москаленским районным судом Омской области по п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 1 ст. 161 УК РФ с применением положений, предусмотренных ч. 3 ст. 69 УК РФ к 1 году 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Исилькульского городского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Шенберг Д.В. был освобожден из ФКУ ИК №4 УФСИН России по Омской области условно-досрочно на <данные изъяты>
В ОМВД России по Москаленскому району Шенберг Д.В. состоит на учете как «ранее судимый» и «формально подпадающий по административный надзор» со дня освобождения.
ДД.ММ.ГГГГ Шенберг Д.В. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 500 руб.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № в Москаленском судебном районе Омской области Шенберг Д.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 1000 рублей.
Административный истец считает, что возникли основания для установления Шенбергу Д.В. административного надзора на срок три года в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", поскольку он судим за совершение тяжкого преступления, характеризуется отрицательно, после отбытия наказания дважды в течение 2018 года привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, с установлением ограничений в виде: обязательной явки один раз в месяц для регистрации в ОМВД по месту жительства (пребывания), запрета на пребывание вне жилого либо иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период времени с 23 часов до 06 часов.
Представитель ОМВД России по Москаленскому району Омской области Дьяченко К.В. заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно суду пояснив, что после освобождения из мест лишения свободы Шенберг Д.В. совершил оба административных правонарушения только в 2018 году, именно поэтому просит установить срок административного надзора на три года. Установление ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в ОМВД для регистрации является обязательным, установление запрета на пребывание вне жилого помещения будет способствовать тому, чтобы Шенберг Д.В. не совершил преступлений и правонарушений. Сведения об отрицательной характеристике Шенберга Д.В., о которых указано в административном исковом заявлении взяты им от участкового уполномоченного. Сам Шенберга Д.В. дома не проверял, охарактеризовать его не может.
В судебном заседании осужденный Шенберг В.В. заявил, что считает слишком суровым наказанием установление ему административного надзора и ограничений за те административные правонарушения, которые им совершены, при этом факт совершения административных правонарушений подтвердил, постановления о привлечении к административной ответственности не обжаловал. Назначенные штрафы оплатил. С характеристикой участкового уполномоченного не согласен, так как был всего один конфликт с супругой, из-за которого она действительно вызывала сотрудников полиции, а не несколько, как указано в характеристике. Больше с супругой конфликтов не допускал, она в настоящее время беременна, ребенок должен родиться <данные изъяты> Он не может найти постоянную работу по месту своего жительства, встал на учет в Центр занятости населения, дата явки ему установлена ДД.ММ.ГГГГ. Сейчас он работает по найму, берется за любую работу, иногда приходится работать за пределами района, где он проживает, потому не сможет обеспечить свое нахождение дома постоянно в то время, когда указано в иске.
Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Шнайдмиллер А.В., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 14 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Обязанность доказывания установлена статьей 62 КАС РФ.
Так, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу п.2 ч.1 ст.270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В соответствии с частью 5 ст. 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.
Административные исковые заявления о дополнении ранее установленных административных ограничений административного надзора подаются в суд по месту осуществления административного надзора (часть 6 статьи 270 КАС РФ).
Из административного искового заявления, а также прилагаемых к нему материалов следует, что Шенберг Д.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>
Статья 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее – Закон) определяет, что административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По правилу, предусмотренному частью 1 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений.
Согласно части 3 Закона, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении указанных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае совершения ими после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона, главы 6, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как указано в статье 4 Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу п.п.1 ч.1 ст. 5 Закона, административный надзор на лиц, указанных в части 1 в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Исходя из данных обстоятельств, суд считает, что административное исковое заявление ОМВД России по Москаленскому району подлежит частичному удовлетворению.
Так, Шенберг Д.В. ДД.ММ.ГГГГ был осужден Москаленским районным судом <адрес> по п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 1 ст. 161 УК РФ с применением положений, предусмотренных ч. 3 ст. 69 УК РФ к 1 году 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, в соответствии с положениями статьи 15 УК РФ отнесено к категории тяжких, срок погашения судимости, согласно положениям статьи 86 УК РФ - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Исилькульского городского суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Шенберг Д.В. был освобожден из ФКУ ИК №4 УФСИН России по Омской области условно-досрочно на 5 месяцев 25 дней, таким образом, дата погашения имеющейся у ФИО2 судимости – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением участкового уполномоченного ФИО3 по <адрес> ФИО2 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 500 руб., постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением мирового судьи судебного участка № в Москаленском судебном районе Омской области Шенберг Д.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 1000 рублей, постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее – Постановление Пленума), при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
При этом в п. 1 названного Постановления Пленума указано, что для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (далее - административное ограничение).
Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения (далее - поднадзорное лицо), таких ограничений (далее - административный надзор).
Исходя из изложенного административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 КАС РФ, статья 2 Закона.
По мнению суда, с учетом данных о личности Шенберга Д.В., по месту жительства характеризующегося удовлетворительно, официально не работает, имеет не снятые и не погашенные судимости, в том числе за совершение двух умышленных преступлений против собственности, одно из которых отнесено законом к категории тяжких, второе – средней тяжести, дважды в течение короткого промежутка времени в 2018 году привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (глава 20 КоАП РФ), на его поведение поступали жалобы в ОМВД России по Москаленскому району, имеет приводы, замечен с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, при таких обстоятельствах установление в отношении Шенберга Д.В. административного надзора и административных ограничений, о которых указано административным истцом, является необходимым и обоснованным в целях предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Однако, суд считает установление административного надзора Шенбергу Д.В. на три года, о чем заявлено административным истцом, является чрезмерным и не будет соответствовать положениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума, в котором указано, что согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона.
При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.
С учетом конкретных обстоятельств дела и образа жизни Шенберга Д.В., который встал на учет в Центр занятости населения Москаленского района, при этом работает по найму, проживает с супругой, которая беременна, доказательств, свидетельствующих о совершении Шенбергом Д.В. более двух административных правонарушений суду не представлено, суд приходит к выводу о необходимости назначения Шенбергу Д.В. административного надзора на срок один год с установлением административных ограничений в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, если это не связано с осуществлением трудовой деятельности, полагая, что эти меры будут направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на Шенберга Д.В. в целях недопущения совершения им правонарушений или антиобщественного поведении, при этом назначение административного надзора на один год и административных ограничений не влечет несоразмерного ограничения прав поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п., как того требуют положения пункта 22 Постановления Пленума и не противоречит положениям, содержащимся в части 3 статьи 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты конституционно значимых ценностей, является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума, Верховного Суда РФ органы внутренних дел исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктах 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре.
С учетом изложенного при удовлетворении административного искового заявления органа внутренних дел, связанного с административным надзором, государственная пошлина в порядке статьи 111 КАС РФ с поднадзорного лица, в данном случае с Шенберга Д.В., не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 270-273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ОМВД России по Москаленскому району Омской области об установлении административного надзора и дополнительных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре в отношении Шенберга Дениса Викторовича – удовлетворить частично.
Установить в отношении Шенберга Дениса Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, административный надзор сроком на один год.
Установить в указанный период Шенбергу Денису Викторовичу административные ограничения:
- обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, если это не связано с осуществлением трудовой деятельности.
Срок административного надзора, установленного в отношении Шенберга Дениса Викторовича, исчислять со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Москаленский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья подпись А.В. Дроздов
Подлинное решение подшито в материалы дела № 2а-822/2018 Москаленского районного суда Омской области. Решение вступило в законную силу «___» ____________2018 года Судья _________________________А.В. Дроздов |
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ______________________ __Секретарь судебного заседания_______ (Наименование должности работника аппарата суда) _Панкратова В.В.___ (инициалы, фамилия) 21.11.2018 |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>