2-1051/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Великий Устюг 30 августа 2017 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,
при секретаре Остроумовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Тамары Николаевны, действующей в интересах несовершеннолетнего В.Э., к администрации Великоустюгского муниципального района, Правительству Вологодской области и Министерству финансов Российской Федерации об установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году, и включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации,
у с т а н о в и л :
Истец Мартынова Т.Н., действуя в интересах несовершеннолетнего внука В.Э., обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Великоустюгского муниципального района, Правительству Вологодской области и Министерству финансов Российской Федерации об установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году, и включении в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование иска указала, что с августа 2014 года В.Э. зарегистрирован и постоянно проживает в доме, принадлежащем ей на праве собственности по адресу: .... В период с 15 по 29 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление домовладения по адресу: .... Факт постоянного проживания В.Э. по адресу: ... может быть подтвержден документами, приложенными к исковому заявлению. Просит суд установить факт постоянного проживания В.Э. по адресу: ..., признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обязать ответчиков включить его в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
В судебное заседание истец Мартынова Т.Н. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Бурлова Н.И. требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Великоустюгского муниципального района - Лопатникова Е.С. суду пояснила, что право на получение материальной и финансовой помощи имеют граждане, зарегистрированные на территории г. Великий Устюг в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации, при полной или частичной утрате имущества. В случае установления факта постоянного проживания истца по указанному адресу, он будет обладать правом на включение в Список на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Представитель ответчика - Правительства Вологодской области - в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором указано, что порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера регулируется Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110. Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержден приказом МЧС России от 29 августа 2014 года № 470. Пункт 2 Правил предусматривает мероприятия, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подпункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) (подпункт «д»). В целях оказания гражданам данных видов помощи осуществляется подготовка списков на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и формируются сводные данные. В соответствии с указанными Правилами и Порядком Правительством области обеспечена подготовка, согласование и направление документов для решения вопроса о финансовом обеспечении указанных мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации в Великоустюгском муниципальном районе. На основании пункта 13 Правил принятие решения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий не входит в компетенцию Правительства области. Считает, что по заявленным истцом требованиям Правительство области не является надлежащим ответчиком.
Представитель ответчика - Министерства финансов РФ будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал, что регистрация В.Э. по месту пребывания не является местом постоянной регистрации, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица – администрации СП Трегубовское, в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии сост.264ГПК РФ судустанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подп. «г», «д» пункта 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз. 2 п. 5 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В перечень имущества первой необходимости, согласно письму МЧС России от 09 июня 2014 года № 43-2578-7, включается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельностью, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомитета России от 28 апреля 2000 года № 36/34, в который входят посуда хозяйственная, приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, настольная лампа, настенные часы, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита, водонагреватель или котел отопительный.
В настоящее время действуют методические рекомендации МЧС России от 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно главе 2 методических рекомендаций к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29 августа 2014 года № 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения сторон, следует, что возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости, обязательными условиями для ее выплаты являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17 апреля 2016 года «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р. Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.
В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ..., собственником которого является Мартынова Т.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 июня 2006 года.
Комиссией было проведено обследование данного жилого дома. Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 22 апреля 2016 года зафиксировано, что в результате паводка полностью затоплен подвал, размыт фундамент дома, пол подняло, фундамент печей подмыло, вода на полу, испорчена газовая плита и холодильник, не работает станция для забора воды, подмочена часть мебели: диван, кресла. Дано заключение комиссии о полной утрате имущества первой необходимости и сумме финансовой помощи 400000 рублей на 4 человек.
Не доверять данному акту обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 22 апреля 2016 года у суда оснований не имеется. Утраченное имущество, указанное в акте, является имуществом первой необходимости.
22 апреля 2016 года истец обратилась в администрацию Великоустюгского района с заявлением о включении её и всех постоянно проживающих в доме лиц в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Согласно справке отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Великоустюгского района от 28 августа 2017 года В.Э. включен в список № 3 граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и в список № 3 граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей за счет средств бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий..
Судом установлено, что денежные средства в размере 110000 рублей В.Э. выплачены не были.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Факт постоянного проживания В.Э. по адресу: ... подтверждается показаниями свидетелей Л.В. и Ю.Ю,, а также документами, имеющимися в материалах гражданского дела, а именно: свидетельством № 746 ОУФМС России по Вологодской области в Великоустюгском районе от 10 января 2017 года о регистрации В.Э. по месту пребывания по адресу: ... 29 августа 2014 года по 29 августа 2019 года; справкой администрации СП ... от 17 мая 2017 года № 257 о том, что В.Э. зарегистрирован по месту пребывания с 29 августа 2014 года по 29 августа 2019 года по адресу: ..., и в период весеннего половодья 2016 года проживал по указанному адресу; справкой № 16 ... фельдшерско-акушерского пункта о том, что В.Э. в 2016 году неоднократно обращался за медицинской помощью на ... ФАП, копией медицинской карты В.Э., где адресом постоянного жительства указано: ..., справкой МБОУ «... средняя общеобразовательная школа» от 18 августа 2017 года о том, что В.Э., проживающий по адресу: ..., обучался в школе и выбыл из контингента обучающихся 22 июня 2016 года.
Таким образом, судом установлено, что В.Э. постоянно проживает по адресу: ... на момент чрезвычайной ситуации - паводка в апреле 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района проживал в доме по указанному адресу и пользовался им.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что В.Э. является пострадавшим от чрезвычайной ситуации и имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей, а следовательно, он должен быть включен в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории г.Великий Устюг и Великоустюгского района Вологодской области в апреле 2016 года за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить факт постоянного проживания В.Э., ... года рождения, уроженца ..., по адресу: ....
Признать В.Э. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2016 года № 180.
Признать за В.Э. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 (десять тысяч) рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 (сто тысяч) рублей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2016 года № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района включить В.Э. в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 (десять тысяч) рублей, и Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 (сто тысяч) рублей, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17 апреля 2016 года № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в месячный срок.
Судья: Т.Г. Зеленская