УИД 75RS0013-01-2024-001760-46
Дело № 2-56/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2025 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.В.,
при секретаре Филатовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карымского района Забайкальского края И.С. Ванчугова в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» Карымского района, Администрации муниципального района «Карымский район» Забайкальского края об обязании укомплектовать медицинский кабинет медицинскими изделиями, профинансировать мероприятия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Карымского района Забайкальского края обратился в Карымский районный суд с названным исковым заявлением, в обоснование указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охран здоровья несовершеннолетних в Муниципальном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты>»), в результате которой установлено следующее.
Проведенной проверкой установлено, что на втором этаже МОУ «<данные изъяты>» расположен медицинский кабинет №, однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства указанный кабинет не укомплектован следующими медицинскими изделиями:
-в нарушение п.8 Порядка, медицинский кабинет образовательного учреждения не оснащен плантографом -1 шт.;
-в нарушение п.10 Порядка, медицинский кабинет образовательного учреждения не оснащен оториноскопом с набором воронок -1 шт.;
-в нарушение п.21 Порядка, медицинский кабинет образовательного учреждения не оснащен воздуховодом для искусственного дыхания «рот в рот» -1 шт.;
-в нарушение п.22 Порядка, медицинский кабинет образовательного учреждения не оснащен аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу -1 шт.;
-в нарушение п.23 Порядка, медицинский кабинет образовательного учреждения не оснащен грелкой медицинской -2 шт.;
-в нарушение п.28 Порядка, медицинский кабинет образовательного учреждения не оснащен зондами желудочными разных размеров -4 шт.;
-в нарушение п.51 Порядка, медицинский кабинет образовательного учреждения не оснащен пинцетом -4 шт.;
-в нарушение п.52 Порядка, медицинский кабинет образовательного учреждения не оснащен корцангом -4 шт.
28.11.2024 прокуратурой в адрес директора МОУ <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.
Директором МОУ <данные изъяты> в адрес СКУ «Комитет образования администрации муниципального района «Карымский район» направлялась заявка на выделение денежных средств для укомплектования медицинского блока, денежные средства до настоящего времени не выделены.
Выявленные нарушения создают угрозу здоровью и жизни несовершеннолетних обучающихся в образовательных учреждениях района и должны быть устранены за счет средств администрации муниципального района «Карымский район».
Просит обязать МОУ «СОШ №<данные изъяты>» в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать медицинский кабинет следующими медицинскими изделиями: плантографом -1 шт.; оториноскопом с набором воронок -1 шт.; воздуховодом для искусственного дыхания «рот в рот» -1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу -1 шт.; грелкой медицинской -2 шт.; зондами желудочными разных размеров -4 шт.; пинцетом -4 шт.; корцангом -4 шт.
В случае отсутствия в МОУ «<данные изъяты>» достаточных средств на устранение выявленных нарушений федерального законодательства возложить на администрацию муниципального района «Карымкий район» обязанность течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета муниципального района Карымский район» МОУ «<данные изъяты>» профинансировать мероприятия по укомплектованию медицинского кабинета следующими медицинскими изделиями: плантографом -1 шт.; оториноскопом с набором воронок -1 шт.; воздуховодом для искусственного дыхания «рот в рот» -1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу -1 шт.; грелкой медицинской -2 шт.; зондами желудочными разных размеров -4 шт.; пинцетом -4 шт.; корцангом -4 шт.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Карымского района Забайкальского края Судьина К.А. заявленные исковые требования поддержала, указав, что не обеспечение медицинского блока образовательного учреждения медицинскими изделиями ставит под угрозу здоровье несовершеннолетних и оказания им первой медицинской помощи.
Представитель ответчика МОУ «<данные изъяты>», администрация муниципального района «Карымский район» в судебное заседание не явились о времени и месте извещались надлежащим образом.
Третье лицо МКУ «Комитет образования администрации муниципального района «Карымский район» извещенное надлежащим образом, не явилось, своего представителя не направило, ходатайств и заявлений не представило.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, на основании обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что медицинский кабинет МОУ «<данные изъяты>» не укомплектован следующими медицинскими изделиями: плантографом -1 шт.; оториноскопом с набором воронок -1 шт.; комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» -1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу -1 шт.; грелкой медицинской -2 шт.; зондами желудочными разных размеров -4 шт.; пинцетом -4 шт.; корцангом -4 шт.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники
признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с оказанием первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В силу ч.3 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Так, п.15 ст.28 Закона №273-ФЗ образовательное учреждение обязано создать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Как следует из ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 2.9.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и бучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, медицинская помощь в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Медицинская деятельность в хозяйствующих субъектах осуществляется самостоятельно (при наличии санитарно-эпидемиологических заключения) иди медицинской организацией.
В соответствии со ст.54 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приказом Минздрава России от 05.11.2013 №822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.
В соответствии с пунктом 4 Порядка Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно пункта 5 Порядка первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся).
В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации (п. 7 Порядка)
Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (п.8 Порядка). Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (пункт 9 Порядка).
Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение N 3 к настоящему Порядку) (п.11 Порядка).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что медицинский кабинет МОУ «<данные изъяты>» не укомплектован следующими медицинскими изделиями: плантографом -1 шт.; оториноскопом с набором воронок -1 шт.; воздуховодом для искусственного дыхания «рот в рот» -1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу -1 шт.; грелкой медицинской -2 шт.; зондами желудочными разных размеров -4 шт.; пинцетом -4 шт.; корцангом -4 шт.
Согласно ч.11 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), организация предоставления дополнительного образования взрослых по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п.2.1 Устава МОУ «<данные изъяты>», утверждённое Постановлением Администрации муниципального района «Карымский район» от 21.12.2015 г. №320 данное учреждение является бюджетным, предметом деятельности которого является реализация конституционного права граждан РФ на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной и иной деятельности населения.
Учредителем вышеуказанного образовательного учреждения является администрация муниципального района «Карымский район», функции и полномочия учредителя осуществляет отраслевой орган – комитет образования администрации муниципального района «Карымский район» (п.1.3 Устава).
Как указано в п.14 ч.1 ст.<адрес> «<адрес>» утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), организация предоставления дополнительного образования взрослых по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п.п.2 и 3 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 37-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными вилами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретённых бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п.6 ст.9.2 Закона №7-ФЗ).
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансово обеспечив выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений (п.п.3 п.7 ст.9.2 Закона №7-ФЗ).
Согласно п.5.9 Устава условия и порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определятся учредителем.
28.11.2024 года прокуратурой района в адрес директора МОУ <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.
Директором МОУ «<данные изъяты>» в адрес МКУ «Комитет образования администрации муниципального района «Карымский район» направлялась заявка на выделение денежных средств для укомплектования медицинского блока, денежные средства до настоящего времени не выделены.
Таким образом, выявленные нарушения создают угрозу здоровью и жизни несовершеннолетних обучающихся в образовательном учреждении района и должны быть устранены за счет средств МОУ «<данные изъяты>», а при их недостаточности – за счет средств администрации муниципального района «Карымский район», исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Карымского района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать МОУ «<данные изъяты>» в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать медицинский кабинет следующими медицинскими изделиями: плантографом -1 шт.; оториноскопом с набором воронок -1 шт.; воздуховодом для искусственного дыхания «рот в рот» -1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу -1 шт.; грелкой медицинской -2 шт.; зондами желудочными разных размеров -4 шт.; пинцетом -4 шт.; корцангом -4 шт.
В случае отсутствия в МОУ «<данные изъяты>» достаточных средств на устранение выявленных нарушений федерального законодательства возложить на администрацию муниципального района «Карымкий район» обязанность течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета муниципального района Карымский район» МОУ «<данные изъяты>» профинансировать мероприятия по укомплектованию медицинского кабинета следующими медицинскими изделиями: плантографом -1 шт.; оториноскопом с набором воронок -1 шт.; воздуховодом для искусственного дыхания «рот в рот» -1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу -1 шт.; грелкой медицинской -2 шт.; зондами желудочными разных размеров -4 шт.; пинцетом -4 шт.; корцангом -4 шт.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья Мищенко Е.В.
Решение изготовлено 19.01.2025