Решение по делу № 2а-1442/2018 от 30.11.2017

Дело № 2а-1442/2018

Решение

Именем Российской Федерации

город Сургут 16 января 2018 года    

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Шерстобитова О.В., при секретаре Поповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Окружного фонда развития жилищного строительства «Жилище» к Начальнику Отдела судебных приставов по городу Сургуту Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Начальник ОСП по <адрес> УФССП России по ХМАО-Югре) Фролову О.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (УФССП России по ХМАО-Югре) об уменьшении размера исполнительского сбора, предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора,

установил:

Окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище» обратилось в суд с административным иском к Начальнику ОСП по <адрес> УФССП России по ХМАО-Югре Фролову О.В., Управлению ФССП по ХМАО-Югре. В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда /С/ХГ/сур от ДД.ММ.ГГГГ с Подрядчиком ООО «СтройАвтоГал» для устранения строительных недостатков в <адрес> тракт <адрес>, строительные работы планируются завершить в январе 2018. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Сургуту в рамках возбужденного исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Окружного фонда развития жилищного строительства «Жилище» в размере 50 000 рублей. Считают, что исполнение требования от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя об устранении строительных недостатков по вышеуказанному объекту в семидневный срок реально неисполнимо в виду отсутствия такой возможности. Просят принять во внимание имущественное положение Должника, а также правовой статус и цели деятельности Фонда «Жилище». На этом основании административный истец просит уменьшить размер исполнительского сбора, а также в связи с трудным финансовым положением Должника предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора на шесть месяцев, либо на иной срок, установленный судом.

Представитель административного истца, представитель ответчика Управлению Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре и судебный пристав-исполнитель в судебном заседании не присутствовали, обратились с заявлением о рассмотрении административного дела без их участия.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие сторон по делу.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Судебным-приставом исполнителем Самурхановым М.Р. в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП возбужденного на основании исполнительного документа: Исполнительный лист ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Сургутским городским судом по делу от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: Обязать окружной фонд развития жилищного строительства «Жилище» устранить строительные недостатки оконных и балконных дверных блоках (включая эркерных оконных конструкций) в <адрес> тракт <адрес>, в адрес Должника – Фонд «Жилище» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем представителю Фонда «Жилище» Жулитову С.В. вручено требование об исполнении решения суда, которое по настоящее время Должником не исполнено, документов подтверждающих уважительную причину неисполнения требования в отдел судебных приставов по городу Сургуту Должником не представлено.

Как указывает истец в административном исковом заявлении, исполнение требования от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя об устранении строительных недостатков по вышеуказанному объекту в семидневный срок реально неисполнимо, поскольку по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ с подрядчиком ООО «СтройАвтоГал» для устранения строительных недостатков в <адрес> тракт <адрес>, строительные работы будут завершены только в январе 2018. Кроме того Фонд «Жилище» в настоящее время продолжает находится в трудном финансово-экономическом состоянии, из-за недостаточности источников финансирования было приостановлено в 2016 строительство жилых домов в ряде городов ХМАО-Югры. Фонд «Жилище» является не имеющий членства некоммерческой организацией, созданной на основе добровольного имущественного взноса ХМАО-Югры. Учредителем Фонда является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в лице департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры. Согласно п.4.1, 4.4.1 Устава Фонд «Жилище» не преследует в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, оказывает помощь пострадавшим дольщикам в результате недобросовестных действий застройщиков на территории ХМАО-Югры.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать и с юридических лиц исполнительский сбор.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 указанного закона).

Частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Как видно из хронологии событий и представленных суду материалов, с момента вступления решения суда в законную силу и до принятия оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора прошло более шести месяцев.

С момента возбуждения исполнительного производства до принятия судебным приставом-исполнителем решения о взыскании исполнительского сбора прошло более двух месяцев. За это время должником Фондом «Жилище» каких-либо документов, подтверждающих, что административным истцом принимаются меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования, а также, что имеются обстоятельства непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, оправдывающих несвоевременность исполнения исполнительного документа, не представлено.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд признает правомерным вынесение судебным-приставом-исполнителем ОСП по городу Сургуту Самурханова М.Р. постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Окружного фонда развития жилищного строительства «Жилище» исполнительского сбора. Постановление вынесено уполномоченным лицом в рамках предоставленных законом полномочий, исполнительский сбор взыскан в установленном законом размере, должник с постановлением ознакомлен.

Совокупность таких условий как несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора требованиям закона и нарушение этим постановлением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, поэтому оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Вместе с тем, суд принимает во внимание представленные административным истцом документы, которыми подтверждается, что по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ с подрядчиком ООО «СтройАвтоГал» для устранения строительных недостатков в <адрес> тракт <адрес>, строительные работы в настоящее время ведутся и будут завершены в январе 2018.

С учетом времени, прошедшего с момента вынесения и вступления в законную силу решения, по мнению суда, изложенные обстоятельства не могут служить основанием для полного освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.

Вместе с тем, суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ до 37 500 рублей.

Разрешая заявленные административным истцом требования о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора на шесть месяцев, либо на иной срок, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 той же статьи.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановления иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке его исполнения.

Представитель Фонда «Жилище» в обоснование заявления указал на его затруднительное финансовое положение, утверждает, что в настоящее время исполнение требования судебного пристава-исполнителя невозможно по независящим от них обстоятельствам. Отсрочка исполнения требования о взыскании исполнительского сбора и предложенный заявителем период отсрочки, прав ответчика не нарушает.

При указанных обстоятельствах суд находит возможным заявленные требования истца о предоставлении отсрочки исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 182, 227 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление Окружного фонда развития жилищного строительства «Жилище» к Начальнику Отдела судебных приставов по городу Сургуту Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Фролову О.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об уменьшении размера исполнительского сбора, предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора на шесть месяцев либо на иной срок удовлетворить.

Уменьшить Окружному фонду развития жилищного строительства «Жилище» размер исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя Сургутского ОСП УФССП России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства 221854/17/86018-ИП до <данные изъяты> рублей.

Предоставить Окружному фонду развития жилищного строительства «Жилище» до ДД.ММ.ГГГГ отсрочку исполнения постановления судебного пристава-исполнителя Сургутского ОСП УФССП России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства 221854/17/86018-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры в течение месяца, через суд принявший решение.

Судья О.В. Шерстобитов

КОПИЯ ВЕРНА ДД.ММ.ГГГГ года

Подлинный документ находится в деле а-1442/2018

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_____________________________ О.В.Шерстобитов

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________________20_____г.

Секретарь суда ___________________________________

2а-1442/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Жилище ОФРЖС
Ответчики
УФССП по ХМАО-Югре в г.Сургуте
Суд
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
surggor.hmao.sudrf.ru
30.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
01.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
16.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2018[Адм.] Судебное заседание
19.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2018[Адм.] Дело оформлено
29.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее