Изготовлено: «24» декабря 2020 года Дело №2-2491/20
УИД 76RS0014-01-2020-002095-63 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2020 года
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русиновой Л.М.,
при секретаре Ильичевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле гражданское дело исковому заявлению Морозовой Юлии Юрьевны к Федеральному агентству водных ресурсов, ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице филиала по Ярославской области – Ярославский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о возмещении ущерба, причиненного подтоплением,
У С Т А Н О В И Л:
Морозова Ю.Ю. обратилась в суд с указанным иском, в котором просит взыскать с ответчиков (с учетом уточнений) в солидарном порядке материальный ущерб в размере стоимости восстановительного ремонта внутренней отделки жилого дома и движимого имущества 352000 рублей, стоимости устранения дефектов пола в размере 1276947,6 рублей, возместить судебные расходы. Требования мотивирует тем, что является собственником жилого дома и земельного участка по адресу <адрес>. В период с 29.01.2020 года по 07.02.2020 года произошло поднятия уровня воды в реке Волге и втекающих в нее водных объектов, в результате чего был подтоплен земельный участок истца и расположенный на нем жилой дом, имущество повреждено, требуется восстановительный ремонт. Повреждение имущества произошло в связи с ненадлежащим исполнением ответчиками возложенных обязательств.
В судебном заседании представитель истца Горячев Г.А. (по доверенности) доводы и требования искового заявления поддержал.
Представители ответчиков ФГБУ «Центральное УГМС» Фуникова Е.В., Енюшова Н.В. (по доверенности), Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области Капарулина А.Г. (по доверенности), представители третьих лиц ПАО «РусГидро» Самойлов В.В. (по доверенности), Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области Ярцева М.А. (по доверенности), АО «СО ЕЭС» Глушко С.И. (по доверенности) в судебном заседании по заявленным требованиям возражали.
Представитель Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие. Ответчиком представлен письменный отзыв, из которого следует, что агентство по заявленным требованиям возражает.
Остальные стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, материалы проверки прокуратуры Ярославской области, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" предусмотрено, что граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, возмещается в полном объеме причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Для возложения на ответчиков обязанности по возмещению ущерба истцу необходимо было представить суду следующие доказательства: в подтверждение факта (события), в результате которого ей был причинен вред; наличие противоправных действий (бездействия) ответчиков; наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчиков и причиненным истице ущербом; размер причиненного ущерба.
Факт (событие) причинения ущерба истцу от повреждения ее жилого дома и земельного участка по <адрес> в результате подтопления в период с 30.01.2020 года по 07.02.2020 года подтверждается материалами дела, никем из участников процесса не оспаривается. Из материалов дела следует, что дом и земельный участок истца расположен на правом берегу р.Пахма в 0,27 км выше впадения ее в р.Которосль, в 10 км выше ее устья, в непосредственной близости от водного объекта.
Подтопление территории, на которой расположен земельный участок и дом истца, произошло в результате повышение уровня воды в р.Волга и впадающих в нее водных объектов в связи с образованием заторно-зажорных явлений на границе Ярославского и Некрасовского районов (в районе д.Сорокино и в районе д.Турово). Указанные участки расположены в зоне влияния Рыбинского и Горьковского гидроузлов, входящих в состав Волжско-Камского каскада.
Как следует из материалов дела, истец в обоснование заявленных требований ссылается на проверку сложившейся ситуации, проведенную прокуратурой Ярославской области. В письме от 18.03.2020 года №7-151-2020, направленном Морозовой Ю.Ю. в ответ на ее обращение, указано, что причиной подтопления территории Ярославской области в период с 29.01 по 07.02.2020 года явилось неосуществление Федеральным агентством водных ресурсов мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду вод Горьковского водохранилища, в том числе проведение ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда и ликвидации водных заторов на момент их образования, отсутствие надлежаще организованного мониторинга водных объектов – реки Волга и Рыбинского гидроузла. Также непринятием Ярославским ЦГМС при выявлении факта повышения уровня воды в реке Волге мер к своевременному выявлению зажорных явлений ледяных заторов, а также мер по информированию об этом Федерального агентства водных ресурсов, органов местного самоуправления и государственной власти, что привело к невозможности своевременного осуществления ледокольных мероприятий, оповещения населения о возможном подтоплении и снижении уровня сбросов с Рыбинского гидроузла. Органами местного самоуправления Ярославского района ненадлежащим образом была организована работа по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выразившиеся, в том числе в позднем уведомлении населения о начавшемся подтоплении.
Истцом не представлены относимые и допустимые доказательства наличия противоправных действий ответчиков и причинно-следственной связи между бездействиями ответчика, на которые указывает истец, и наступившими последствиями в виде причинения ущерба истцу.
В силу п. 16 ст. 1 Водного кодекса РФ негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 названной статьи.
Статьей 67.1 ВК РФ предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В целях настоящей статьи под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.
В силу п.7 ст.67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1 и 17 ст. 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
В силу Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года №282, Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлении федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов - территориальный орган агентства межрегионального уровня, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлении федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, в том числе на территории Ярославской области и в отношении Рыбинского и Горьковского водохранилища.
Ярославский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, является территориальным подразделением ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
В силу пп.5.4.5 Положения о федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сред, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 372, федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов (в пределах своей компетенции);
Порядок государственного мониторинга водных объектов установлен Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 N 219
В соответствии с п.11 указанного постановления Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении мониторинга поверхностных водных объектов осуществляет регулярные наблюдения за состоянием поверхностных водных объектов в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов на базе государственной наблюдательной сети; проводит оценку и прогнозирование изменений состояния поверхностных водных объектов в части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов; обеспечивает сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, и представление в Федеральное агентство водных ресурсов данных мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Основу государственной наблюдательной сети составляют стационарные и подвижные пункты наблюдения.
На территории города Ярославля для проведения гидрологических наблюдений действует одно наблюдательное подразделение – озерный гидрологический пост Ярославль – Горьковское вдрх. (р.Волга). В районе образования затора Ярославский ЦГМС поста наблюдений не имеет.
Как следует из материалов дела, с декабря 2019 года в соответствии с указаниями Росводресурсов был определен режим равномерной сработки Рыбиснкого водохранилища до отметок, регламентированных основными правилами использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилища на р.Волге с соблюдением установленных ограничений по водпосту г.Рыбинск. В период с 24.01.2020 года по 06.02.2020 года на Рыбинской ГЭС осуществлялась переполоводная сработка плановыми сбросами в соответствии с действующими правилами использования водохранилищ и установленными режимами работы гидроузлов Волжско-Камского каскада.
В период 2019-2020 года на территории Ярославской области имела место аномально теплая зима. Начало ледообразования на реках и водоемах начиналось на один месяц позже средних многолетних сроков при повышенных в сравнении с нормой уровнях воды. Продолжительные оттепели в январе-феврале 2020 года в бассейне Верхней Волги привели к формированию тало-дождевого паводка, что обеспечило рост притока воды, соответственно уровней воды на реках и водохранилищах, в том числе на р.Волга. Для пропуска дополнительных объемов воды и обеспечения выполнения требований о преполоводной сработке были увеличены сбросные расходы через гидроузлы, в том числе Рыбинский. При условиях роста притока воды и усиливающимися с 23.01.2020 года морозами произошло развитие ледовых явлений в виде битого льда и шуги, с 28.01.2020 года на границе Ярославского и Некрасовского районов на участке с характерным сужением русла стали образовываться ледяные заторы.
Уровни, наблюдавшиеся на Горьковском водохранилище в районе поста наблюдений Ярославского ЦГМС Ярославль-Горьковское вдрх. (р.Волга), превышали отметку неблагоприятного явления, но отметки опасного явления не достигли.
Информация об уровнях воды, консультации, обзоры развития ледовой обстановки Ярославской ЦГМС передавались во все заинтересованные организации (ГУ МЧС России по Ярославской области, ПАО «РусГидро» - «Каскад Верхневолжских ГЭС», Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Ярославской области, ЕДДС г.Ярославля). Также были организованы дополнительные измерения уровня воды, дополнительный пост на Горьковском водохранилище, проводились маршрутные обследования участка Горьковского водохранилища совместно с ГУ МЧС.
С учетом изложенных обстоятельств доводы стороны истца о противоправном бездействии Ярославского ЦГМС в части неуведомления соответствующих служб о сложившейся ситуации, невыявлении ледяных заторов не нашли своего подтверждения.
По мнению суда, для получения вывода о противоправном бездействии Федерального агентства водных ресурсов, выразившееся в непроведении ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда и ликвидации водных заторов, требуются специальные познания. Из материалов прокурорской проверки не следует, что данный вывод подтверждается соответствующим экспертным заключением.
Вместе с тем, в период 17-19.02.2020 года ФГБУ «Государственный гидрологический институт» проводился мониторинг гидрологической и ледовой обстановки на территории Ярославской области, по результатам обследования составлен отчет. В ходе мониторинга было установлено, что в условиях зарегулированной реки любые мероприятия, проводимые с целью снижения негативного воздействия на зажорно-заторные явления, на рассматриваемом участке невозможны, поскольку приведут к ухудшению ледовой обстановки (более мощному затору ниже по течению). Данные выводы сделаны после проведения инженерных изысканий, расчетов, полевого обследования, гидрометрических работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 1 указанного Закона предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со ст.7 Федерального закона N 68-ФЗ объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
На основании ст. 11 ФЗ N 68-ФЗ органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу пункта 8 части 1 статьи 14 данного закона к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления поселения, муниципального района, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в пункте 2 статьи 11 Закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ.
По факту вышеуказанного события на территории Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области режим чрезвычайной ситуации не вводился.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что органами местного самоуправления в связи со сложившейся ситуацией, связанной с подъемом уровня воды в р.Волге, была создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ярославского муниципального района, с 31.01.2020 года, в том чисел д.Ивановский Перевоз был организован мониторинг гидрологической обстановки и уровня воды, информирование населения о сложившейся обстановке, осуществлялись объезды территорий, наиболее подтвержденных подтоплению, оповещение жителей о сложившейся обстановке. В том числе оповещались жители, проживающие в доме по адресу д.Ивановский Перевоз, д.4.
Материалы дела не содержат надлежащих допустимых доказательств тому, что повреждение имущества истца вызваны следствием каких-либо действий (бездействий) ответчика.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Истец, будучи собственником домовладения, находящегося в непосредственной близости к реке, подтопление от которой происходит с регулярной периодичностью, не застраховала свой дом и имущество, а также не предприняла мер в целях уменьшения размера ущерба, несмотря на то, что подтопление происходило постепенно в период с 30.01.2020 года по 07.2020 года, а собственнику было известно о сложившейся ситуации, о чем свидетельствуют материалы дела, в том числе ее обращение в Центральное управление кризисных ситуаций от 06.02.2020 года.
С учетом данных обстоятельств, суд не усматривает правовых оснований для взыскания с ответчиков заявленной суммы ущерба.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Морозовой Юлии Юрьевны к Федеральному агентству водных ресурсов, ФГБУ «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в лице филиала по Ярославской области – Ярославский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о возмещении ущерба, причиненного подтоплением, – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья Русинова Л.М.