Дело№2-1029/13 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2013 года г. Кимры
Кимрский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи - Зайцевой Н.Н.,
при секретаре Мартыненко С.Ф.,
с участием:
представителя Кимрской межрайонной прокуратуры - помощника Кимрского межрайонного прокурора Мутаева М.Ш.,
представителя ответчика ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Центра» - Тарасовой Н.Ю.,
представителя ответчика МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» - Смирнова В.Г.,
представителя третьего лица - администрации г. Кимры Тверской области - Можайкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее ОАО МРСК Центра»), Муниципальному унитарному предприятию г. Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее МУП ВКХ») о признании незаконными действий ОАО «МРСК Центра» в лице обособленного подразделения - ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по полному ограничению поставки электороэнергии на котельные, находящиеся на обслуживании МУП «ВКХ», при объявлении начала отопительного сезона, признании незаконными бездействия МУП «ВКХ», выразившееся в несвоевременной оплате поставленной по договору энергоснабжения № 65 от 01.05.2013 г., запрещении «МРСК Центра» в дальнейшем ограничивать поставку электроэнергии на котельные МУП «ВКХ»,
УСТАНОВИЛ:
Кимрский межрайонный прокурор <адрес>, выступающий в интересах неопределённого круга лиц и несовершеннолетних, обратился в Кимрский городской суд с исковым заявлением к ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и МУП «ВКХ» о признании незаконными действий ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по полному ограничению поставки электроэнергии на котельные: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, находящихся на обслуживании МУП «ВКХ», при объявлении отопительного сезона; о признании незаконным бездействия МУП «ВКХ», выразившееся в несвоевременной оплате поставленной электроэнергии по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, что привело к не обеспечению бесперебойной подачи тепла в многоквартирные жилые дома и на социальный объект коммунальных ресурсов надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю; возложении на ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» обязанности по восстановлению положения, существовавшего до нарушения прав жителей <адрес>, проживающих в вышеперечисленных многоквартирных жилых домах и учащихся МОУ «Средняя школа №» <адрес>, запрете ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» в дальнейшем ограничивать поставку электроэнергии на котельные МУП «ВКХ» и на социальные объекты, полностью исполняющих обязательства, установленные законодательством РФ, на бесперебойное обеспечение теплоснабжения.
Исковые требования мотивированы тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению директора МУП «ВКХ» и заместителя главы администрации <адрес> о введении полного ограничения режима электропотребления на котельные МУП «ВКХ»: № (<адрес>), № (<адрес>), № (<адрес>), обеспечивающих теплом тринадцать многоквартирных домов и здание МОУ «Средняя школа №».
В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па всем теплоснабжающим предприятиям <адрес>, независимо от формы собственности, необходимо начать отопительный сезон 2013 - 2014 г.г. для детских дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений города с ДД.ММ.ГГГГ; согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па в связи с понижением температуры наружного воздуха и в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» всем теплоснабжающим предприятиям <адрес> независимо от формы собственности предписано начать отопительный сезон с ДД.ММ.ГГГГ.
Из обращений в прокуратуру администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и МУП «ВКХ» от ДД.ММ.ГГГГ № следовало, что котельные №, № и №, находящиеся в муниципальной собственности и переданные в хозяйственное ведение МУП «ВКХ», отключены ОАО «МРСК Тверьэнергосбыт» от электроснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и МУП «ВКХ» заключен договор электроснабжения № (для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт), предметом которого является продажа энергоснабжающей организацией (ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» - Гарантирующим поставщиком) и покупка абонентом (МУП «ВКХ» - Потребителем) электрической энергии на условиях, определяемых настоящим договором. Договором установлено, что энергоснабжающая организация имеет право инициировать введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления при наступлении любого из обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Согласно информации начальника Кимрского МО Отделения «Тверьэнергосбыт» филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № задолженность МУП «ВКХ» за электроэнергию перед ОАО «МРСК Центра» за период с 01 мая по ДД.ММ.ГГГГ составляет 14295358,11 руб., действенных мер к погашению задолженности МУП «ВКХ» не предпринимает, что вынуждает ОАО «МРСК Центра» принимать меры и вводить в отношении объектов данного потребителя ограничение режима потребления электроэнергии.
Однако введение ограничения энергообеспечения на вышеуказанные объекты МУП «ВКХ» является незаконным, поскольку приводит к нарушению прав потребителей коммунальных ресурсов на получение отопления.
Положения действующего законодательства, которыми руководствовалось ОАО «МРСК Центра», не исключают возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии организациям-потребителям в том случае, если таковыми являются юридические лица.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с действующим законодательством гражданам - потребителям коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю. Исполнители коммунальных услуг в виде поставки горячего водоснабжения и отопления (в данном случае МУП «ВКХ», осуществляющее функции теплоснабжающей организации) для собственных нужд тепловую энергию не используют.
Согласно ст. 17 Конституции РФ запрещено нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении лицом своих прав. Обладание правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при осуществлении или злоупотреблении ими.
В силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определённых законом целей. Большинство граждан, проживающих в отключённых от теплоснабжения жилых домах и являющихся потребителями тепловой энергии, поставляемой МУП «ВКХ», добросовестно оплачивают услугу теплоснабжения.
В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Закона РФ предоставляется право требовать возмещения вреда, причинённого вследствие недостатков услуги, любому потерпевшему, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с ресурсоснабжающей организацией или нет. Отсутствие договорных отношений ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» с гражданами-потребителями не может служить основанием для нарушения прав и законных интересов последних.
Согласно п.п. «в» и «г» п.3 Раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю.
Пунктом 121 указанных Правил предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» установлено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителя, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах (пункт 6). При этом данное постановление распространяет своё действие на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжёлым экологическим последствиям, а также на объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, согласно действующему санитарному законодательству, в том числе СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сложившаяся ситуация создаёт условия для наступления неблагоприятных последствий в плане санитарно-эпидемиологической обстановки, при которой в первую очередь страдают социально незащищённые слои населения. В условиях функциональной и технологической связанности процессов производства, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, а также отсутствия в настоящее время у участников спорных отношений реальных возможностей, обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления, реализация снабжающей организацией предоставленного ей законом права на прекращение (ограничение) подачи энергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц (субабонентов), являющихся добросовестными плательщиками. В противном случае восстановление имущественного интереса поставщика электроэнергии может привести к причинению таким лицам материального ущерба и морального вреда, размер которого несоизмерим с потерями энергоснабжающей организации в рамках обязательственных отношений с организацией-неплательщиком.
Бездействие МУП «ВКХ», выразившееся в несвоевременной оплате поставленной электроэнергии, привело к прекращению подачи тепла на котельные МУП «ВКХ», обеспечивающие теплом многоквартирные дома и социальный объект. Кроме того, МУП «ВКХ» не приняло должных мер к обеспечению бесперебойной подачи в жилые дома и на социальный объект коммунальных ресурсов надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю, в связи с чем, были нарушены законные права и интересы граждан и несовершеннолетних. Таким образом, в связи с неправомерными действиями МУП «ВКХ» и ОАО «МРСК Центра» жильцы многоквартирных жилых домов и учащиеся и преподаватели МОУ «Средняя школа №» лишены возможности получать коммунальную услугу теплоснабжения.
В силу особых обстоятельств Кимрский межрайонный прокурор просил обратить решение к немедленному исполнению.
В ходе судебного разбирательства Кимрский межрайонный прокурор изменил исковые требования, предъявив их к ОАО «МРСК Центра» и МУП «ВКХ», просил признать незаконными действия ОАО «МРСК Центра» в лице обособленного подразделения ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по полному ограничению поставки электроэнергии на котельные: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, находящиеся на обслуживании МУП «ВКХ», при объявлении отопительного сезона; признать незаконным бездействие МУП «ВКХ», выразившееся в несвоевременной оплате поставленной электроэнергии по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, что привело к не обеспечению с началом отопительного сезона бесперебойной подачи коммунального ресурса в виде теплоснабжения надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю - МОУ «Средняя школа №», а также поставило под угрозу обеспечение теплоснабжения жителей многоквартирных домов; запретить ОАО «МРСК Центра» в дальнейшем ограничивать поставку электроэнергии на котельные МУП «ВКХ» и на социальные объекты, полностью исполняющих обязательства, установленные законодательством РФ, на бесперебойное обеспечение теплоснабжения.
В судебном заседании помощник Кимрского межрайонного прокурора <адрес> ФИО4 уточненные исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - ОАО «МРСК Центра» ФИО5 исковые требования не признала, пояснила, что МУП «ВКХ» является организацией, которая систематически нарушает свои обязательства по оплате полученной электроэнергии. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за электроэнергию составляет 11860421,79 руб. За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время оплата производилась один раз ДД.ММ.ГГГГ в размере 500 000,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУП «ВКХ», Кимрского межрайонного прокурора, главы администрации <адрес>, начальника ГО и ЧС по <адрес> направлены уведомления о введении ограничения электропотребления в отношении котельных, находящихся в ведении МУП «ВКХ», по причине невыполнения обязательств по оплате поставленной электроэнергии. Однако задолженность не погашается, а продолжает расти: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ долг МУП «ВКХ» составляет 16 588 163,76 руб.
Исходя из положений п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Среди видов деятельности, перечисленных в Уставе ОАО «МРСК Центра» отсутствует такой вид деятельности как предоставление коммунальной услуги по отоплению либо горячему водоснабжению. ОАО «МРСК Центра» является поставщиком электрической, а не тепловой энергии. Следовательно, толкование положений Закона РФ «О защите прав потребителей» в целях расширения понятия «исполнитель» по договору об оказании услуг отопления и горячего водоснабжения является неверным, поскольку в данном случае положения Закона РФ «О защите прав потребителей» входит в противоречие с положениями ГК и специальными законами, регулирующими деятельность по энергоснабжению.
Обязательства по обеспечению населения коммунальными услугами лежат как на МУП «ВКХ», так и на администрации <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании письма ОАО «МРСК Центра» от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене заявки на ограничение объектов МУП «ВКХ» сетевой организацией ООО «Горэнерго» была возобновлена поставка электроэнергии на котельные №, 8, 9.
Таким образом, на момент поступления в суд искового заявления оснований для заявления данного иска не было, поскольку энергоснабжение было восстановлено.
Представитель ответчика - МУП «ВКХ» ФИО6, полагая требования Кимрского межрайонного прокурора, предъявленные к ОАО «МРСК «Центра», правомерными, в то же время заявил, что исковые требования о признании незаконным бездействия МУП «ВКХ», выразившееся в несвоевременной оплате поставленной электроэнергии, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: МУП «ВКХ» находится в стадии банкротства, введено конкурсное управление (определение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с этим расчеты с кредиторами по текущим обязательствам производятся в соответствии с п.2 ст. 134 Федерального закона № 1267-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О несостоятельности (банкротстве)» в порядке очередности. Контроль за соблюдением очередности осуществляет кредитная организация. Объекты МУП «ВКХ» относятся к социально значимым (водозабор, очистные сооружения, котельные), ограничения режима потребления которых может привести к социальным последствиям.
Представитель третьего лица - Администрации <адрес> - ФИО7 поддержал требования прокурора и просил их удовлетворить.
Представители третьих лиц: ООО «КДЕЗ» и МОУ «Средняя школа №» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения участников процесса и на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что МУП «ВКХ» оказывает коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «МРСК Центра» (филиал ОАО «МРСК Центра - Тверьэнерго», именуемое в дальнейшем Гарантирующий поставщик) и МУП «ВКХ (Потребитель) заключён договор электроснабжения №, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (п.1.1 Договора). Гарантирующий поставщик имеет право инициировать при наступлении любого из обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством РФ, в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режим потребления электрической энергии (п. 2.2.1. Договора).
Однако данным договором не определено, в каких случаях Гарантирующий поставщик имеет право приостанавливать либо отключать подачу электроэнергии, а также не определен механизм отключения электроснабжения, позволяющий вырабатывать и подавать тепло абонентам, не имеющим задолженности по оплате.
ДД.ММ.ГГГГ конкурсному управляющему МУП «ВКХ», а также Кимрскому межрайонному прокурору, главе администрации <адрес>, начальнику ГО и ЧС по <адрес> начальником Кимрского МО отделения «Тверьэнергосбыт» - Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» ФИО3 направлено уведомление о введении ограничения электропотребления в отношении объектов МУП «ВКХ» по причине невыполнения обязательств по оплате поставленной электроэнергии. Поскольку в указанный в уведомлении период задолженность по оплате не была погашена, сетевой организацией ООО «Горэнерго» по заявке ОАО «МРСК Центра» с ДД.ММ.ГГГГ было введено ограничение режима потребления.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па всем теплоснабжающим предприятиям <адрес>, независимо от формы собственности, необходимо начать отопительный сезон 2013 - 2014 г.г. для детских дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений города ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па в связи с понижением температуры наружного воздуха и в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» всем теплоснабжающим предприятиям <адрес> независимо от формы собственности предписано начать отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании письма ОАО «МРСК Центра» от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене заявки на ограничение объектов МУП «ВКХ» сетевой организацией ООО «Горэнерго» была возобновлена поставка электроэнергии.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ должен был начаться отопительный сезон для детских дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ - для жителей <адрес>.
Вместе с тем в судебном заседании бесспорно установлено, что с 18 сентября по ДД.ММ.ГГГГ отопительный сезон для учащихся и преподавателей МОУ «Средняя школа №» не был начат, в связи с тем, что на основании вышеуказанного уведомления с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ было произведено ограничение режима потребления электрической энергии на котельные №, 9, 3, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>», переданные в хозяйственное ведение МУП «ВКХ». При этом, котельная № обеспечивала теплом МОУ «Средняя школа №».
Обосновывая правомерность своих действий, представитель ОАО «МРСК Центра» - ФИО5 в судебном заседании ссылалась на то, что МУП «ВКХ» является организацией, которая систематически нарушает свои обязательства по оплате полученной электроэнергии: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ долг МУП «ВКХ» составляет 16 588 163,76 руб., погашение задолженности производилось один раз ДД.ММ.ГГГГ в размере 500000,00 руб., что ведёт к нарушению прав ОАО «МРСК Центра» в части своевременности поступления денежных средств за поставленную электроэнергию. Отключённые объекты не входит в перечень потребителей, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии, или потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. Ответственность за наступление неблагоприятных последствий для третьих лиц в данном случае должна быть возложена на руководство МУП «ВКХ» и на администрацию <адрес>, т.к. указанные орган местного самоуправления и организация не обеспечили своевременную и полную оплату поставляемых ресурсов.
Суд не может согласиться с позицией данного представителя, поскольку действия ОАО «МРСК Центра» в лице Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», связанные с прекращением подачи электроснабжения для предприятия МУП «ВКХ», приведшие к прекращению подачи тепла на котельные, являются незаконными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьёй 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением, допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждён Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Согласно п.20 Постановления N 442 введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в нарушение положений ст. ст. 546, 548 ГК РФ, Порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, из-за полного прекращения поставки электроэнергии для МУП «ВКХ», данной теплоснабжающей организацией не вырабатывалось тепло для абонентов - МОУ «Средняя школа №» с 18 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, и ставился под угрозу отопительный сезон для жителей домов, своевременно оплачивающих её использование. С учётом этого, действия ОАО «МРСК Центра» в лице обособленного подразделения ОАО «МРСК - Центра» - «Тверьэнерго», связанные с прекращением подачи электроснабжения для МУП «ВКХ», являются незаконными.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) обязательство по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникает у исполнителя перед всеми потребителями.
В силу п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю.
Согласно п.п. «а» п. 51 вышеуказанных Правил потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вред его имуществу.
Пунктом 85 этих же Правил предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Исполнители коммунальных услуг, каковыми в данном случае выступает МУП «ВКХ», осуществляющее функции теплоснабжающей организации, для собственных нужд тепловую энергию не используют.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О защите прав потребителей» под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, потребителем является не только, то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определённых законом целей. Большинство граждан, проживающих в домах, отапливаемых котельными №,8,9 и являющихся потребителями тепловой энергии, поставляемой МУП «ВКХ», добросовестно оплачивают услугу теплоснабжения.
В соответствии с п. 2 ст. 14 вышеуказанного Закона РФ за любым потерпевшим независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет, признаётся право требовать возмещения вреда, причинённого вследствие недостатков товара (работы, услуги). При такой ситуации, отсутствие договорных отношений у ОАО «МРСК - Центра» - «Тверьэнерго» с гражданами-потребителями и МОУ «Средняя школа №», которую посещают несовершеннолетние, не может служить основанием для нарушения их прав и законных интересов.
Согласно действующему санитарному законодательству, в том числе СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сложившаяся ситуация создаёт условия для наступления неблагоприятных последствий в плане санитарно-эпидемиологической обстановки, при которой в первую очередь страдают социально незащищённые слои населения. В условиях функциональной и технологической связанности процессов производства, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, а также отсутствия в настоящее время у участников спорных отношений реальных возможностей, обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления, реализация снабжающей организацией предоставленного ей законом права на прекращение (ограничение) подачи энергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц (субабонентов), являющихся добросовестными плательщиками. В противном случае восстановление имущественного интереса поставщика электроэнергии может привести к причинению таким лицам материального ущерба и морального вреда, размер которого несоизмерим с потерями энергоснабжающей организации в рамках обязательственных отношений с организацией-неплательщиком.
Таким образом, на основании вышеперечисленных нормативных правовых актов граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потреблённую энергию, и приостановление или ограничение подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают потреблённую тепловую энергию.
Суд также, соглашаясь с мнением прокурора, учитывает, что ОАО «МРСК Центра» занимает доминирующее положение на рынке поставки электроэнергии потребителям, соответственно, объекты теплоэнергетики предприятия МУП «ВКХ» (теплоснабжающей организации) не имеют технической возможности использовать другие энергетические ресурсы для выработки тепловой энергии для нужд жителей многоквартирных домов и МОУ «Средняя школа №». Таким образом, действия ОАО «МРСК Центра» можно расценить как злоупотребление правом и доминирующим положением, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, упрочение основных прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребёнка в интересах общества.
Прекращение либо ограничение подачи тепловой энергии в образовательное учреждение нарушает права и законные интересы детей и положения Конституции РФ, предусматривающие гарантии создания социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. Таким образом, ограничение и приостановление подачи тепловой энергии в жилой фонд <адрес> и на социальный объект является нарушением законных прав граждан, в том числе несовершеннолетних.
Бездействие МУП «ВКХ», выразившееся в несвоевременной оплате поставленной электроэнергии, что не оспаривается в судебном заседании сторонами, привело к неподаче тепла в МОУ «Средняя школа №» за период времени с 18 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, были нарушены законные права и интересы граждан и несовершеннолетних.
При этом судом принимается во внимание, что в соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом. Общим для текущих платежей является также то, что они погашаются вне очереди, т.е. даже до удовлетворения требований кредиторов первой очереди. Текущие требования должны удовлетворяться по мере наступления срока их исполнения.В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьёй 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц. При этом под неопределённым кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждого жителя многоквартирных домов <адрес>, чьи права могли быть нарушены, Кимрский межрайонный прокурор <адрес> правомочен в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с иском в защиту неопределённого круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.
Таким образом, в связи с неправомерными действиями ОАО «МРСК Центра» в лице обособленного подразделения ОАО «МРСК - Центра»-«Тверьэнерго» и МУП «ВКХ» учащиеся и преподаватели МОУ «Средняя школа №» лишены возможности получать коммунальную услугу теплоснабжения, поэтому исковые требования Кимрского межрайонного прокурора <адрес> к ОАО «МРСК Центра» в лице обособленного подразделения ОАО «МРСК - Центра»-«Тверьэнерго» и МУП «ВКХ» являются обоснованными, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ котельные функционируют.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
С учётом изложенных выше обстоятельств, которые следует признать особыми, суд полагает, что данное решение необходимо обратить к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования Кимрского межрайонного прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице обособленного подразделения ОАО «МРСК - Центра» - «Тверьэнерго» по полному ограничению поставки электроэнергии на котельные № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, находившиеся на обслуживании МУП «ВКХ» при объявлении начала отопительного сезона.
Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство», выразившееся в несвоевременной оплате поставленной электроэнергии по договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, что привело к необеспечению с начала отопительного сезона бесперебойной подачи коммунального ресурсов виде теплоснабжения надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю - МОУ «Средняя школа №», а также поставило под угрозу обеспечение теплоснабжением жителей многоквартирных домов.
Запретить Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в дальнейшем ограничивать поставку электороэнергии на котельные Муниципального унитарного предприятия «Водопроводно-канализационное хозяйство» и на социальные объекты, полностью исполняющие обязательства, установленные законодательством Российской Федерации, на бесперебойное обеспечение теплоснабжения.
Обратить данное судебное решение к немедленному исполнению.
Обеспечительные меры, наложенные определением Кимрского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в виде обязания возобновить подачу электроэнергии в объемах, предусмотренных условиями договора энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ и запрета ограничивать поставку электроэнергии на котельные № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, находившиеся на обслуживании МУП «ВКХ», отменить после исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской облсуд через Кимрский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Н.Н.Зайцева
Решение в окончательной форме вынесено 02 декабря 2013 года
Судья: Н.Н.Зайцева
Копия верна.
Судья Н.Н.Зайцева
Решение не вступило в законную силу.
Судья Н.Н.Зайцева