11RS0002-01-2024-001468-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 5 июня 2024 года
Воркутинский городской суд Республики Коми, в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.
при секретаре Имамеевой Т.М.,
истца Тамбовского А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1734/2024 по иску Тамбовского А.Ю. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера, восстановлении в списках жилья за пределами районов Крайнего Севера с первоначальной датой постановки на учет с 19.08.1998,
установил:
Тамбовский А.Ю. обратился с иском к ответчику администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учёт 19.08.1998; о возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учёт 19.08.1998
В обоснование иска указал, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 12.04.2022 ему отказано в переводе очереди из категории «работающие» в категорию «пенсионеры», и в связи с отсутствием необходимого 15-летнего стажа работы в РКС снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера. Поскольку его стаж в РКС составляет более 15 лет, он ежегодно отмечался в жилищном отделе администрации МО ГО «Воркута», уведомлений в письменной, или устной форме по поводу отсутствия стажа ему не предъявлялось, полагает, что имеет право на получение социальной выплаты.
Определением от 16.04.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее Минстрой РК).
Представитель ответчика Минстрой РК в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указал просил в удовлетворении иска отказать, поскольку у него отсутствовало право состоять на учете на получение выплаты в рамках федерального законодательства.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просили рассмотреть в свое отсутствие. До судебного заседания ответчиком представлен отзыв, суть которого сводится к тому, что истец не приобрел права состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с тем, что истец не приобрел права состоять на учете, поскольку на дату постановки на учет не имел необходимого 15-летнего стажа.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено без участия ответчиков.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам иска.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Судом установлено, Тамбовский А.Ю. согласно его заявлению от 19.08.1998 был поставлен на учет на получение жилья за пределами г. Воркуты.
К заявлению приложил трудовую книжку, справки с места работы, справку с адреса: <адрес>, копию своего паспорта и свидетельства о рождении Т.Д.А., <дата> г.<адрес> справке по адресу <адрес> зарегистрированы: Тамбовский А.Ю., жена П.Н.И., дочь Т.Д.А.
Заявлением от 05.04.2022 Тамбовский просил перевести его категории «работающие» в категорию «пенсионеры» с момента возникновения права с даты назначения пенсии 01.05.2015.
Согласно протоколу №12 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 08.04.2022, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Воркута» №425 от 11.04.2022 Тамбовскому А.Ю. отказано в переводе очереди из категории «работающие» в категорию «пенсионеры» с момента возникновения права на переход с даты назначения пенсии 01.05.2015, истец был снят с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учет 19.08.1998 и в связи с отсутствием необходимого 15-летнего стажа работы в РКС
На момент постановки истца в очередность на получение жилищной субсидии действовали Федеральный закон от 25.07.1998 №131-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 №937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» которые предусматривали, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от 25.10.2002г., в редакции, действовавшей до 31.12.2011 установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 20 утвержденного постановлением Правительства РФ №879 от 10.12.2002 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 780).
Статья 2 ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от 25.10.2002 в редакции, действующей с 01.01.2012, предусматривает, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается очередность предоставления жилищных субсидий, где:
- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Аналогичные требования содержаться в пункте 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 в ред. действующей с 01.01.2012.
Таким образом, в силу приведенного выше законодательства следует, что до 31.12.2011 очередность предоставления жилищных субсидий в связи с изменившимися условиями, определялась по номеру и дате подачи первоначального заявления, а начиная с 01.01.2012 очередность предоставления жилищных субсидий в связи с изменившимися условиями, будет определяться с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан.
В соответствии со ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно записям трудовой книжки Тамбовского А.Ю. его трудовая деятельность началась в г.Воркуте, т.е. в районах Крайнего Севера с 27.02.1987. Трудовой стаж в районах Крайнего Севера на дату постановки на учет – 19.08.1998 у истца составил 10 лет 03 месяцев 2 дня, согласно следующему расчету:
№ п/п |
Начало периода |
Окончание периода |
год |
месяц |
день |
1 |
27.02.1987 |
16.08.1987 |
0 |
5 |
20 |
2 |
02.09.1987 |
23.03.1988 |
0 |
6 |
22 |
3 |
24.03.1988 |
03.04.1988 |
0 |
0 |
10 |
4 |
08.06.1988 |
26.12.1989 |
1 |
6 |
19 |
5 |
28.12.1990 |
18.08.1998 |
7 |
7 |
21 |
Итого: |
10 |
3 |
2 |
Таким образом, на дату подачи заявления 19.08.1998 у Тамбовского А.Ю. не возникло права быть постановленным на учет, поскольку у него отсутствовало необходимое для этого условие – стаж работы или проживания в РКС либо приравненных к ним местностях менее 15 лет, соответственно решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Воркута» (протокол №12 от 08.04.2022) в части снятия с учета граждан, имеющего права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с даты подачи заявления 19.08.1998 являлось обоснованным.
Администрация МО ГО «Воркута», на которую возложены обязанности организации работы по освоению средств федерального и республиканского бюджета Республики Коми на предоставление субсидий на строительстве (приобретение) жилья, функции по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или, строительство жилья и формированию единой очереди, начиная с 1998 года по 2022 год не предъявляла претензий к Тобольскому А.Ю. по вопросу незаконности постановки его на учет, в том числе приняла от него заявления от 31.10.2007, от 30.09.2009, от 15.02.2011 на участие в подпрограмме «Жилище».
Между тем проверяя право истца на восстановлении его в очереди суд учитывает, что 15-летний стаж работы в РКС у истца выработан на 16.05.2003. Это подтверждается записями в трудовой книжке, не опровергается сведениями подсчета стажа истца УПФ по г.Воркуте:
№ п/п |
Начало периода |
Окончание периода |
год |
месяц |
день |
1 |
27.02.1987 |
16.08.1987 |
0 |
5 |
19 |
2 |
02.09.1987 |
23.03.1988 |
0 |
6 |
21 |
3 |
24.03.1988 |
03.04.1988 |
0 |
0 |
9 |
4 |
08.06.1988 |
26.12.1989 |
1 |
6 |
18 |
5 |
28.12.1990 |
18.08.1998 |
7 |
7 |
20 |
6 |
19.08.1998 |
16.05.2003 |
4 |
8 |
27 |
Итого: |
15 |
0 |
0 |
Не предъявляя претензий к истцу по вопросу незаконности постановки его на учет, администрация МО ГО «Воркута», таким образом, вводила в заблуждение истца длительное время относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего, по вине должностных лиц органов местного самоуправления истец лишился возможности при достаточности необходимого северного стажа своевременно встать на учет в установленном законом порядке.
При наличии наступления права истца на постановку 17.05.2003, т.е. в период, когда он уже был включен в этот список ответчиком, (в том числе на основании заявлений 31.10.2007, от 30.09.2009, от 15.02.2011 о включении в подпрограмму «Жилище»), суд находит, что исключение истца из списка граждан-получателей жилищной субсидии полностью, нарушает его права и законные интересы, которые подлежат восстановлению.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит требования истца о возложении обязанности восстановить его в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с датой постановки 17.05.2003 по категории «работающие» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Тамбовского А.Ю. удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» восстановить Тамбовского А.Ю. в списке граждан имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «работающие» с датой постановки на учёт 17.05.2003.
В удовлетворении остальных исковых требований Тамбовского А.Ю. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда, то есть с 13.06.2024.
Председательствующий Е.В.Машковцева