Решение по делу № 2-768/2018 от 01.06.2018

Дело *г.

УИД *RS0*-92                          *

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2018 года        *

Петушинский районный суд * в составе:

председательствующего      Н.А. Карташовой

при секретаре судебного заседания ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Владимира Сергеевича к Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное Региональное Управление Жилищного обеспечения» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Иванов В.С., действуя через представителя ФИО, обратился в суд к Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации вышеуказанном иском.

В обосновании иска, с учетом уточненных оснований, указано, что ему и членам его семьи: жене - ФИО и сыну Иванову В.В. в связи со службой в вооруженных силах Бабушкинской КЭЧ Министерства обороны предоставлено жилое помещение - *, расположенная по адресу: * -1, *, состоящее из двух комнат, общей площадью 46,6 кв.м. Он зарегистрирован и постоянно проживает в указанной квартире с 2003 года, использует ее исключительно для целей проживания, уплачивает коммунальные платежи, поддерживает надлежащее техническое состояние, участвует в расходах по содержанию имущества многоквартирного дома. Другого жилья на праве собственности и в пользовании не имеет. Указанная квартира расположена на территории военного городка Костерево-1, который в настоящее время является открытым. Спорная квартира для него является единственным жилищным помещением, своим правом на бесплатную приватизацию жилья он ранее не воспользовался. В настоящее время ФГКЭУ «Бабушкинская КЭЧ» Минобороны России реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, которое на заявление о разрешении приватизации не реагирует. Он не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию квартиры и воспользоваться правами собственника, в связи с чем вынужден обратиться в суд. В сентябре 2018 года от Минобороны РФ был получен ответ, согласно которому квартира, которую он занимает, имеет статус «служебная» и приватизации не подлежит. Отметка в ордере не может служить основанием для признания квартиры служебной без соответствующего постановления собственника жилого фонда. Документы о включении спорной квартиры в число служебных, в установленном порядке отсутствуют. В соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищного фонду, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от * данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как служебное жилое помещение. Из чего следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Документ, подтверждающий регистрацию занимаемого им жилого помещения в Росреестре, ответчиком не представлен.

Просит суд:

- признать за ним право на бесплатную передачу в собственность занимаемое им жилое помещение - *, расположенную по адресу: * -1, *;

-признать за ним право собственности на *, расположенную по адресу: * -1, *, состоящую из двух жилых комнат общей площадью 46,6 кв.м., в порядке приватизации.

Определением Петушинского районного суда от * в качестве соответчика по делу привлечено ФГКУ «Западное Региональное Управление Жилищного обеспечения».

Истец Иванов В.С. в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель Иванова В.С. - ФИО, будучи надлежащим образом извещенной, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Ответчик - ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направило. В представленном суду отзыве представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, указав, что спорная квартира в муниципальную собственность не передавалась, имеет статус служебного жилого помещения, она не относится к жилым помещениям, которые подлежат приватизации в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» видам жилищного фонда. Возможность изменения статуса жилого помещения по требованию проживающих в нем лиц действующим законодательством не предусмотрена.

Ответчик - Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил. В представленных возражениях указано, что до * военный *-1 являлся закрытым военным городком в соответствии с перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от * *-* статуса «служебных» жилым помещениям, находящимся в домах на территориях закрытых военных городков осуществлено в силу прямого указания ФЗ «О статусе военнослужащих» и военнослужащим в таких военных городках допускается предоставление только служебных жилых помещений в отношении которых заключение договоров социального найма законом не предусмотрено. Договор социального найма с истцом не заключался. В департаменте отсутствует сведения, состоял ли истец на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма в Министерстве обороны РФ.

Ответчик - ФГКУ «Западное Региональное Управление Жилищного обеспечения», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направило.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 19 ЖК РФ под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: частный жилищный фонд, государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

На основании части 1 статьи 92 ЖК РФ служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В силу части 2 названной статьи в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе, с государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании служебного ордера от * N 000874, выданного Бабушкинской КЭЧ, Иванову В.С. на состав семьи из трех человек было предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, по адресу: * -1, *, общей площадью 46,55 кв. м..

Из ордера усматривается пометка «служебный».

Согласно материалам дела Иванов В.С. постоянно зарегистрирован в спорной квартире с *.

Из трудовой книжки Иванова В.С. усматривается, что с * он работал в войсковой части *, принят в центральную котельную на должность начальника смены 6 разряда, затем оператором котельной 5 разряда, впоследствии начальником котельной; с * по * год работал в войсковой части * *

Распоряжением Правительства Российской Федерации от * *-р, *-1, * исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.

Из материалов дела следует, что Иванов В.С. обращался в ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны РФ с заявлением о передаче спорной квартиры в собственность в порядке приватизации.

Из ответа Департамента имущественных отношений Минобороны России от * усматривается, что истцу разъяснено, что оснований для признания за ним права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отсутствуют.

Из указанного ответа следует также, что балансодержателем спорного жилого помещения является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений». Указанное жилое помещение предоставлено истцу на основании служебного ордера из специализированного жилищного фонда Минобороны.

Из приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ * от * усматривается, что:

1.прекращено право оперативного управления федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ объектами недвижимого имущества, в том числе жилым домом по адресу: *-1, *.

2. закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к настоящему приказу, в том числе и двухкомнатную квартиру по адресу: * -1, *.

Из ответа на запрос ФГКУ «Западное Региональное Управление Жилищного обеспечения», спорное жилое помещение является собственностью Министерства обороны Российской Федерации. Договор социального найма с истцом не заключался. Документов об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду Министерства обороны так же не передавалось.

Обязательство о сдаче служебного жилого спорного помещения отсутствует. На настоящий момент законных оснований для сохранения за Ивановым В.С. права пользования служебным жилым помещением не установлено. Сведениями о предоставлении Иванову В.С. и членам его семьи жилого помещения для постоянного проживания, а так же государственного жилищного сертификата в порядке отселения из закрытого военного городка, отделение не располагает.

Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по * следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о жилом помещении - квартире, расположенной по адресу: *-1, *. Отдел не обладает информацией о том, включено ли указанное помещение в реестр служебных помещений.

По сведениям Муниципального казенного учреждения «* архив» в документах постоянного хранения фонда * «Администрация *» постановление Главы * «О признании *-1 служебной» отсутствует и на хранение не передавалось.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру отсутствуют.

На запрос суда, * администрация * сообщила о том, что спорная квартира в реестре муниципальной собственности муниципального образования * не значится. В настоящее время имущество, в том числе и жилой фонд Костерево-1 находится в собственности Министерство обороны Российской Федерации.

Таким образом, спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления не числится.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, непосредственное управление жилищным фондом осуществляет Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Иванову В.С., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Между тем, Иванов В.С. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял; решение о предоставлении ему спорного жилого помещения как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.

Спорное жилое помещение предоставлено Иванову В.С. в качестве служебного для временного проживания в период работы в войсковой части.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Служебный ордер о предоставлении истцу спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорен и недействительными не признан.

Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.

Оценивая все вышеизложенные доказательства и установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Исковые Иванова Владимира Сергеевича к Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное Региональное Управление Жилищного обеспечения» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: * Н.А. Карташова

Мотивированное решение составлено: *.

                  

2-768/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Владимир Сергеевич
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения Министрества обороны РФ
ФГКУ "Центральное ТУИО"
Другие
Захарова Наталья Аркадьевна
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Дело на сайте суда
petushinsky.wld.sudrf.ru
12.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее