Дело № 2а-2186/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 14 ноября 2017 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре Зайцевой Я.О., с участием прокурора Авсеционой О.О., представителя заинтересованного лица Минпрома Республики Коми – Костиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» об обязании ликвидировать несанкционированное место размещения отходов,
установил:
прокурор г. Воркуты, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО ГО «Воркута» об обязании в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения отходов (отработанных ртутьсодержащих ламп), расположенное на территории земельного участка с правовой стороны дороги общего пользования, ведущей на пгт Советский, на расстоянии 1 км от здания бывшего СТО: г.Воркута, ул.Проминдустрии, 12.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Воркуты при проведении проверки информации, размещённой в группе «Хелоу, Воркута!», в социальной сети «ВКонтакте», о сбросе отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп на почву в районе ул. Проминдустрии выявлено несанкционированное место размещения ртутьсодержащих ламп в количестве 178 штук. Поскольку собственник указанных отходов не установлен, исходя из требований закона обнаруженное место размещения отходов является собственностью администрации МО ГО «Воркута», которая обязана организовать его ликвидацию.
Определением Воркутинского городского суда от 26.10.2016 в качестве заинтересованного лица привлечено Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» (далее по тексту – УГХиБ).
В письменных отзывах администрации МО ГО «Воркута» содержится просьба об отказе в иске по тем основаниям, что надлежащим ответчиком по делу является УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», поскольку администрация МО ГО «Воркута», пользуясь закрепленными действующим законодательством полномочиями, возложила обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО ГО «Воркута» на УГХиБ администрации МО ГО «Воркута». Каких-либо незаконных действий или бездействий администрацией МО ГО «Воркута» в данном случае допущено не было. Исходя из статей 7 и 8 ФЗ «Об охране окружающей среды» функции органов местного самоуправления в области обращения с отходами состоят в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов. Возложение на администрацию МО ГО «Воркута» безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюждета сбора и вывоза отходов влечет нарушение закрепленного Бюджетным кодексом РФ принципа самостоятельности бюджетов.
В письменной информации Минпрома РК имеется суждение об обязанности администрации МО ГО «Воркута» ликвидировать несанкционированное место размещения отходов 1 класса опасности с земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, поскольку собственник отходов не установлен, к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Учитывая вредность ртутьсодержащих ламп, их беспорядочный выброс в неустановленных местах опасен для окружающей среды.
Административный ответчик – администрация МО ГО «Воркута» и заинтересованное лицо - УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что по нормам ч.6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
В судебном заседании прокурор поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Минпрома Республики Коми поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в письменной информации, пояснив, что требуемый истцом срок ликвидации места размещения отходов является разумным, поскольку истец не просит принять меры к обезвреживанию почвы, в связи с чем в настоящее время достаточно очистить территорию от ламп, которые необходимо перенести в малодоступное место, а затем решать вопросы по обезвреживанию почвы и транспортировки, утилизации ртутьсодержащих ламп. При этом возложение обязанности по ликвидации свалки на УГХиБ неисполнимо по причине отсутствия финансирования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При разрешении спора судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что в ходе проверки при проведении проверки информации, размещённой в группе «Хелоу, Воркута!», в социальной сети «ВКонтакте», о сбросе отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп на почву в районе ул. Проминдустрии выявлено несанкционированное место размещения ртутьсодержащих ламп в количестве 178 штук, относящихся к 1 категории опасности (чрезвычайно опасные отходы).
Земельный участок, на котором непосредственно находится несанкционированное место размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается письменным ответом КУМИ администрации МО ГО «Воркута». Данный земельный участок свободен от прав третьих лиц и находится в ведении администрации МО ГО «Воркута».
В силу п.2 ст.3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Постановлением ст.следователя СО по г.Воркуте от 14.03.2016 по факту обнаружения несанкционированной свалки ртутьсодержащих отходов возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.247 УК РФ. По сообщению СО Г.Воркуты в настоящее время по уголовному делу проводятся следственные действия, направленные на установление обстоятельств дела.
Постановлением следователя следственного отдела по г.Воркута от 12.10.2017 по факту нарушения порядка хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, создающих реальную угрозу причинения существенного вреда людям и окружающей среде, возбуждено уголовное дело по признакам преступления ч.1 ст.247 УК РФ. На день рассмотрения настоящего спора собственник отходов не установлен.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно пункту 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В примечании к данному пункту указано, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов на участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов также закреплены в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 52 Устава муниципального образования городского округа «Воркута» определены полномочия администрации городского округа. Так, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ч.5 п.6 ст.52 Устава).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена обязанность по ликвидации объектов несанкционированного размещения бытовых отходов.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, из которых к I классу относятся чрезвычайно опасные отходы (статья 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу пункта 6 статьи 12 и пункта 2 статьи 20 названного закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации указанных предписаний Закона об отходах Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, являющееся в соответствии с пунктом 5.2.31 Положения об этом министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, приказом от 30 сентября 2011 г. N 792 утвердило Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок).
Порядок устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов (далее - ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе (пункты 1 и 2).
В свою очередь, ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (пункт 6 Порядка).
Пункт 9 Порядка определяет, что конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе, в которой одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ФККО, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. N 445, в соответствии с пунктом 6 Порядка и на основании пункта 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности, то есть к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с частью 9 статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может привлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Создание отраслевого органа администрации МО ГО «Воркута» - УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» с установлением функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.3.3.3 Положения об УГХиБ администрации МО ГО «Воркута») не освобождает администрацию МО ГО «Воркута» как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления от исполнения возложенных на нее законом обязанностей. Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Доводы ответчика о том, что администрация принимает меры организационно-правового характера по устранению причин и последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты (утверждение муниципальной программы МО ГО «Воркута» «Обеспечение безопасности населения и территории МО ГО «Воркута», включающей подпрограмму «Охрана окружающей среды»,) не являются юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу, поскольку обязанность органа местного самоуправления осуществлять организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов предусмотрена законом и не зависит от перечисленных обстоятельств.
Вместе с тем несанкционированная свалка ртутьсодержащих ламп безусловно, оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку, угрожает жизни и здоровью граждан, ограничивает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
При таких обстоятельствах срок, требуемый прокурором для устранения выявленных нарушений экологического законодательства, отвечает требованиям разумности.
Руководствуясь, ст. ст.175-180 КАС РФ,
решил:
иск прокурора г.Воркуты в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения отходов (отработанных ртутьсодержащих ламп), расположенное на территории земельного участка с правовой стороны дороги общего пользования, ведущей на пгт Советский, на расстоянии 1 км от здания бывшего СТО: г.Воркута, ул.Проминдустрии, 12.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 14.11.2017.
Председательствующий Н.И. Екимова