Дело № 5-907/8-2022
46RS0030-01-2022-001831-13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 апреля 2022 года г. Курск
Судья Ленинского районного суда г. Курска Маслова Лоретта Анатольевна, рассмотрев протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Толмачева Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес>, не работающего, холостого, паспорт серия № № выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Курской <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Ленинский районный суд <адрес> сопроводительным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ и определением б/н от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Северо-Западного ОП УМВД России по <адрес> подполковника полиции Матюненко А.А. поступил административный материал в отношении Толмачева А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6.1 ч. 1 КоАП РФ.
Из содержания протокола <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного полицейским (кинологом) Отделения № ОБ ППСП УМВД России по <адрес> сержантом полиции Бабаниным С.Ю., следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 10 мин. гражданин Толмачев А.С. находился в общественном месте в помещении автовокзала «Курск», расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечив в нарушение пп. «в, г» п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года №417, п. 13.2 Распоряжения Губернатора Курской области №60-рг от 10.03.2020 года «О введении режима повышенной готовности», ношение индивидуального средства для защиты органов дыхания (повязки, маски, респиратора), т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.
В судебное заседание Толмачев А.С. не явился, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3. настоящего Кодекса.
Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос №17 раздела V «Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях» Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Губернатора Курской области №60-рг от 10.03.2020 года (в редакции от 25.02.2022 года, далее – Распоряжение) в связи с угрозой распространения в Курской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях обеспечения безопасности здоровья населения на территории Курской области введен режим повышенной готовности.
В силу п. 20.2 указанного распоряжения на граждан возложена обязанность обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Указанной обязанности Толмачев А.С. не исполнил, находясь в месте массового пребывания людей – помещении автовокзала, не используя при этом средства индивидуальной защиты органов дыхания (гигиеническую маску).
Согласно Распоряжения Губернатора Курской области от 28.03.2022 г. № 95-рг в распоряжение Губернатора Курской области от 10.03.2020 N 60-рг "О введении режима повышенной готовности" (в редакции на 11.03.2022 года) внесены изменения, согласно которым отменена обязанность по обеспечению ношения гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, а пункт 4 изложен в редакции, предусматривающей рекомендательный характер по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов или масок медицинских) в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос №22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021, отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью ст. 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (п. 5 ч. 1 ст. 24.5 данного кодекса).
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 4-П и от 16 июля 2015 г. №22-П; определения от 21 апреля 2005 г. №122-О, от 19 ноября 2015 г. № 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 2735-О).
С учетом изложенного и принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта – Курской области в обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности внесены изменения, которыми исключена обязанность для граждан по обеспечению ношения гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, то есть устранена наказуемость деяния, за которое в отношении Толмачева А.С. было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, то производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ч. 2 ст. 29.4. КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ, в отношении Толмачева Александра Сергеевича в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в течение 10 дней в Курский областной суд.
Судья Л.А. Маслова