Дело № 2-276/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2022 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Баранова И.В.,
при секретаре Мисриевой А.В.,
с участием:
прокурора города Ельца – Ларина Б.Н.,
истца – Безлюдского А.В.,
представителя ответчика – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, и третьих лиц – ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области, ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России – Болотовой И.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Елецкого городского суда посредством ВКС гражданское дело № 2-276/2022 по исковому заявлению Безлюдского Алексея Владимировича к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Безлюдский А.В. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области. В заявлении указал, что по приговору суда с 2009 года по 2015 год он отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области. Из-за халатного отношения администрации был инфицирован заболеванием ............. 26.06.2015 пришли положительные анализы. Кроме того, за указанный период у него открылось заболевание ............. Просил взыскать с ответчика 200000,0 рублей для полноценного лечения и компенсацию морального вреда в сумме 500000,0 рублей.
Определением судьи от 17.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков привлечены ФСИН России и УФСИН России по Липецкой области.
Протокольным определением суда от 14.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России.
В судебном заседании истец – Безлюдский А.В. поддержал исковое требование в полном объеме, ссылаясь на те же доводы. Дополнительно объяснил, что надлежащим ответчиком считает ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области. до осуждения в лечебные учреждения не обращался, был здоров. Заболевания получил в период отбывания наказания. Моральный вред подлежит взысканию, поскольку он страдает из-за болезней. Лекарственные препараты сам приобрести не может.
Представитель ответчика – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области и третьих лиц – ФСИН России, УФСИН России по Липецкой области, ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России – Болотова И.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, указывая, что передача вируса осуществляется через кровь, а пути заражения различны: употребление наркотиков, татуировки, незащищенный половой акт, использование общих бритв, зубных щеток. Сотрудники не могли заразить истца указанным заболеванием. В ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области оказывается качественное питание, что не могло послужить ............. болезни.
Прокурор Ларин Б.Н. в судебном заседании в своем заключении полагал иск Безлюдского А.В. не подлежим удовлетворению, ссылаясь на отсутствие для этого правовых оснований.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности в совокупности, суд находит иск Безлюдского А.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ указанный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень нравственных и физических страданий истца с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой 59 ГК РФ и статьей 151 указанного Кодекса (ст. 1099 ГК РФ).
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как следует из п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии с разъяснениями в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5-7 статьи 4 названного закона).
Медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В пункте 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
В силу ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 7 ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 № 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (с изменениями и дополнениями) утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 2 Порядка оказание медицинской помощи осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).
Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях УИС осуществляется ФСИН России. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими организациями УИС в порядке, установленном руководителями данных организаций (п.п. 3, 4 Порядка).
Осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта). В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (п.п. 8,9 Порядка).
Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи. В учреждении УИС журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником (приложение N 9) ведет начальник отряда, который перед началом приема (осмотра) передает его в медицинскую часть (здравпункт). Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи (п. 33 Порядка).
Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений" (с изменениями и дополнениями).
Согласно п. 125 Правил при невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций. Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в ИУ производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст. 61). Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача ИУ, а при отсутствии в ИУ врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у ИУ заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации.
В соответствии с п. 127 Правил прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы. Экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни осужденного, осуществляется круглосуточно.
Согласно п. 129 Правил осужденные могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств.
В судебном заседании установлено, что Безлюдский А.В. с 30.07.2004 по 19.01.2017 по приговору суда отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
При первичном осмотре истец жалоб на состояние здоровья не предъявлял.
В период содержания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области Безлюдский А.В. наблюдался с диагнозом «язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, вне обострения. Органическое заболевание головного мозга с эпилептиформными припадками. Хронический вирусный гепатит «С».
С 08.02.2011 по 04.03.2011 Безлюдский А.В. находился на лечении в терапевтическом отделении больницы при ФБУ ИК-6 МИНЮСТА России с диагнозом: «.............
В условиях стационара проведено лабораторное обследование (ФГДС, УЗИ органов брюшной полости), а также консервативная медикаментозная терапия с положительным эффектом. Был выписан по месту отбывания наказания в удовлетворительном состоянии.
Безлюдский А.В. был взят на диспансерный учет, ежегодно проходил диспансеризацию.
В условиях ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России Безлюдский А.В. осматривался врачами-специалистами: терапевтом, психиатром, хирургом, неврологом, офтальмологом. Проводилось клинико-лабораторное и инструментальное обследование (ЭКГ, флюорография ОГК, рентгенография позвоночника), по рекомендациям специалистов Безлюдскому А.В. назначались курсы медикаментозной терапии.
Обследование и лечение Безлюдского А.В. в период содержания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области организовано в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от 17.10.2005 № 640/190.
В настоящее состояние здоровья Безлюдского А.В. расценивается как стабильное и удовлетворительное.
Медицинские работники ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России, оказывавшие медицинскую помощь истцу имеют соответствующее медицинское образование и опыт работы.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
Права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь являются основополагающими конституционными правами.
В силу действующего законодательства нарушение таких прав влечет возникновение у человека права на компенсацию причиненного морального и материального вреда.
Под надлежаще оказанной медицинской помощью понимается обоснованность каждого действия и бездействия в период оказания медицинской помощи; соблюдение установленных условий для совершения или несовершения действия, которое имеет основание; своевременность выполнения обоснованных действий с соблюдением установленных условий (выполнение мероприятий, имеющих основания, в сроки, разумно достаточные для оценки ситуации, принятия решения и организации их выполнения); техническая правильность своевременных действий; возможно большее количество обоснованных своевременных и технически правильных действий с соблюдением установленных условий в конкретных обстоятельствах оказания медицинской помощи.
Постановка медицинского диагноза пациенту и определение объема оказания медицинской помощи относится к компетенции врачей-специалистов.
Суд считает, что медицинская помощь оказанная истцу в 2004-2017 годах сотрудниками филиала МЧ-3 ФКУЗ МСЧ-48 ФСИН России, являлась надлежащей, обоснованной, своевременной, достаточной, соответствовала установленным стандартам лечения заболеваний, имеющихся у истца.
Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, в ходе судебного разбирательство не установлено.
Доказательств ненадлежащего оказания Безлюдскому А.В. медицинской помощи истцом не представлено.
Истец не обладает необходимыми медицинским познаниями. Объем необходимых медицинских исследований определяется лечащим врачом-специалистом.
Таким образом, суд пришел к выводу, что медицинская помощь истцу оказана в соответствии с действующим законодательством.
Осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, обеспечиваются трехразовым питанием по минимальной норме питания, установленной нормативными документами. Приготовление пищи в столовой спецконтингента осуществляется согласно утвержденной меню-раскладной под контролем дежурного по столовой (круглосуточное дежурство), дежурным помощником начальника учреждения и медицинским работником медицинского подразделения. Продукты питания, используемые для приготовления пищи имеют необходимые сертификаты качества и ветеринарные свидетельства установленного образца, подтверждающие их качество.
Вероятность развития ............. болезни большое влияние оказывают предрасполагающие факторы.
Истцом не представлено доказательств незаконности действий (бездействия) ответчика, причинения ему морального вреда в виде физических и нравственных страданий, причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиком и причиненным моральным вредом.
Кроме того, исходя из заявленных истцом требований и оснований иска, надлежащим ответчиком по данному делу является ФСИН России.
В судебном заседании истец отказался предъявлять исковые требования к ФСИН России, полагая, что надлежащим ответчиком он считает ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.
На основании изложенного суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Безлюдского А.В.
Определением судьи от 17.01.2022 истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подачи иска.
Правовых оснований для взыскания с истца судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Безлюдскому Алексею Владимировичу в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Баранов
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2022 года.