Производство № 2-4246/2020
УИД 28RS0004-01-2020-004929-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретареКоваленко Е.Г.,
С участием истца Алатырцева С.В., представителя ответчика Тышкевич И.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алатырцева С. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Алатырцев С.В. обратился в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением к УПФР г. Благовещенска Амурской области (межрайонное), в обоснование заявленных требований указал, что 20 марта 2020 года обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив дополнительные документы, а именно профсоюзный билет, подтверждающий трудовой стаж. 24 марта 2020 года Пенсионным фондом принято решение об отказе в перерасчете пенсии. С указанным решением Алатарцев С.В. не согласен, считает его незаконным.
На основании изложенного, истец Алатарцев С.В. просил признать решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 84988/20 от 24.03.2020 года об отказе в перерасчете пенсии незаконным; обязать УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) пересчитать пенсию в соответствии с предоставленным профсоюзным билетом № 49074711.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, подробно указал на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Указал, что из профсоюзного билета виден размер получаемой Алатырцевым С.В. заработной платы, от данных сумм взымался 1% профсоюзных взносов. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика с исковыми требованиями истца не согласился, в обоснование своей позиции указал, что 20 марта 2020 года истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии, приложив к заявлению копию профсоюзного билета. Среднемесячный заработок застрахованного лица подтверждается за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается. В соответствии с совместным письмом Минтруда и соцразвития РФ и ПФР от 27.11.2001 года № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке среднемесячный заработок может быть определен на основании косвенных документов (в частности профсоюзного билета), только в том случае, если пенсия была назначена без учета заработка. Расчет пенсионного капитала производится за период с 01.07.1979 года по 30.09.1983 года, отношения по заработной плате составляет 0,671. По представленному истцом профсоюзному билету невозможно произвести перерасчет пенсии, так как в нем не указан размер заработной платы, при этом самостоятельно рассчитывать заработную плату Пенсионный фонд не вправе. Представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований Алатырцеву С.В. отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В силу ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Алатырцев С.В. является получателем страховой пенсии с 01 февраля 2016 года на основании решения УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 29.02.2016 года № 28186/16.
Размер пенсии Алатырцеву С.В. составляет 10370 рублей 93 копейки, из которой страховая пенсия по старости составляет 5 565 рублей 82 копейки, фиксированная выплата к страховой пенсии – 4805 рублей 11 копеек.
Из материалов пенсионного (выплатного) дела Алатырцева С.В. следует, что расчет пенсии Алатырцеву С.В. произведен исходя из заработной платы за период с 01.07.1979 года по 30.09.1983 года.
Полагая необоснованным расчет пенсии по старости, произведенный УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), Алатырцев С.В. инициировал настоящий иск в суд.
Рассматривая обоснованность заявленных истцом требований, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и оперерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (ч. 1). Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года (п. 1 ч. 2).
В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. На основании ч. 4 указанной статьи заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного предоставления им необходимых для такого перерасчета документов.
Согласно п. 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), втом числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании пп. б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 95 8н, для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом указанных документов исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 статьи 30 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до 1 января 2002 года, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г., в случае невозможности документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно справочнику профсоюзного работника члены профсоюза обязаны ежемесячно уплачивать членские взносы (п. 66).
В соответствии с п. 67 справочника ежемесячные членские взносы устанавливаются в следующем размере: члены профсоюзов, имеющие среднемесячный заработок, стипендию до 70 рублей, уплачивают 0,5 %, а свыше 70 рублей – 1 % месячного заработка.
Из материалов дела следует, стороной ответчика не оспаривалось и подтверждается трудовой книжкой Алатырцева С.В., заполненной 09 января 1979 года, что истец в период с 05.11.1983 года по 27.10.1992 года работал на Автобазе Управления рабочего снабжения «Бамстройпуть».
Согласно ответу МБУ «Архив г. Тында» от 12.02.2016 года № 04-12/377-А, документы по личному составу автобазы управления рабочего снабжения (УРС) «Бамстройпуть» на хранение не поступали, в связи с чем не представляется возможным выдать справки о стаже и о заработной плате Алатырцева С.В. в 1983 году, за 1984 – 1992 годы.
В связи с этим заработная плата Алатырцева С.В. в УРС «Бамстройпуть» за период с 1983 года по 1992 год при определении размера пенсии при ее назначении не учитывалась.
Вместе с тем, из профсоюзного билета № 49074711, выданного в 1975 году с имеющимися отметками и марками о произведенных членских взносах, усматривается, что за 1983 год Алатырцевым С.В. произведены членские взносы на общую сумму 4 рубля 80 копеек, в 1984 году – на общую сумму 32 рубля 90 копеек, в 1985 году – на общую сумму 40 рублей 20 копеек, в 1986 году – на общую сумму 47 рублей, в 1987 году – на общую сумму 54 рубля 40 копеек, в 1988 году на общую сумму 53 рубля 05 копеек, в 1989 году – на общую сумму 49 рублей 80 копеек.
Таким образом, отсутствие лицевых счетов, ведомостей по начислению заработной платы, справок о ее размере в спорный период по причинам, не зависящим от истца Алатырцева С.В., не могут лишить его права на перерасчет пенсии в соответствии с заработной платой, которую он получал, работая в УРС «Бамстройпуть» в период с 1983 года по 1992 год.
Представленный Алатырцевым С.В. профсоюзный билет является документом, косвенно подтверждающим его фактический заработок в указанный рассматриваемый период, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере его заработка. Факт принадлежности Алатырцеву С.В. профсоюзного билета № 49074711 от 01.11.1975 года ответчиком не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у Управления Пенсионного фонда РФ в Благовещенске Амурской области (межрайонное) не имелось оснований для отказа Алатырцеву С.В. в принятии для оценки пенсионных прав сведений о заработной плате по указанному профсоюзному билету.
Принимая во внимание, что истец Алатырцев С.В. из-за отсутствия первичных документов о заработной плате не может реализовать право на перерасчет размера пенсии из наиболее выгодного для него варианта среднемесячной заработной платы, а представленный профсоюзный билет подтверждает фактический заработок в спорный период, суд полагает, что отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске (межрайонное) в перерасчете пенсии Алатырцеву С.В., оформленный в виде решения от 24.03.2020 года № 84988/20, является незаконным, а требования истца в данной части подлежащими удовлетворению.
Поскольку решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 84988/20 от 24.03.2000 года об отказе в перерасчете пенсии с учетом заработной платы, указанной в профсоюзном билете № 49074711 от 01.11.1975 года, судом признано незаконным, на ответчика следует возложить обязанность по рассмотрению указанных документов при перерасчете страховой пенсии по старости Алатырцева С.В.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алатырцева С. В. удовлетворить.
Признать незаконным решение УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 84988/20 от 24.03.2020 года об отказе Алатырцеву С. В. в перерасчете пенсии.
Обязать УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) произвести Алатырцеву С. В. перерасчет пенсии в соответствии с профсоюзном билетом № 49074711.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ПредседательствующийЕ.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2020 года.