ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Санданова Д.Ч.
поступило 26 октября 2020 г. дело № 33-3545
04RS0015-01-2020-000392-32
АПЕЛЛЯЦИОННО Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2020 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Кушнаревой И.К.,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Черняковой Нины Владимировны к администрации муниципального образования «Муйский район» об установлении факта предоставления временного жилья в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали,
по апелляционной жалобе истца Черняковой Н.В. на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 02 сентября 2020 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Чернякова Н.В. обратилась с иском к администрации МО «Муйский район» об установлении факта предоставления временного жилья в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали.
Требования мотивированы тем, что истец ... прибыла на строительство БАМа, ... принята сторожем<...> В ... <...> покойному супругу – ФИО6 на состав семьи было предоставлено жилое помещение по адресу: <...>. Ордер был выдан .... Жилое помещение включено в мероприятие по переселению из жилых домов, признанных аварийными. В ... истец сдала все документы для участия в данной программе. Администрацией МО «Муйский район» отказано во включении в Список № 1.
В судебном заседании истец Чернякова Н.В. полностью поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. Просит установить факт предоставления временного жилья в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали.
Представитель истца по доверенности Зверькова Е.В. поддержала исковые требования, суду пояснила, что истец с семьей фактически заселились в жилое помещение в ..., ордер не мог быть выдан на основании выписки от ..., поскольку <...> ... было ликвидировано в соответствии с приказом Министерства строительства БССР от .... Факт проживания с ... доказан показаниями свидетелей, выпиской из медицинской карты, почтовыми конвертами о том, что по указанному адресу поступала корреспонденция. Жилое помещение было предоставлено до .... Данное жилье является временным. Просит удовлетворить требования истца.
Третье лицо Чернякова Н.М. поддержала исковые требования истца.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Муйский район» Мальшакова Е.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что согласно ордеру жилое помещение предоставлено в ..., при этом квартира предоставлена ФИО6, члены семьи нанимателя не могут быть включены в первоочередной список. Согласно техническому паспорту указано, что квартира выполнена из бруса, поэтому данное жилье не является временным. Чернякова Н.В. получит социальную выплату в порядке очередности. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Свидетель ФИО8 суду показала, что работала в <...> совместно с семьей ФИО17. В ... ФИО6 было предоставлено жилое помещение по адресу: <...>, ордеров не выдавали.
Свидетель Свидетель №2 суду показала, что приехала в <...> в .... В ... их семья получила квартиру по адресу: <...>... ордер получили в ... году. Дом Черняковых сдавался в .... Она получила субсидию как «бамовец».
Свидетель Свидетель №1 суду показала, что она работала в <...> В декабре ... ей и Черняковой было предоставлено жилье, жили в соседних подъездах, ордера не выдавали. Это было временное жилье для работников организации.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась истец Чернякова Н.В., в апелляционной жалобе просит решение районного суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что судом принято решение с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводы жалобы указывает, что ст. 20 Постановления Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 года № 5150-Х утверждены основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (с изменениями на 22 мая 1990 года) (не действует на территории РФ с 1 марта 2005 года на основании Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ), в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий: рабочим или служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства. В редакции ст. 54 ЖК РСФСР, действовавшей до 01 апреля 1995 года, вселение в жилое помещение осуществлялось в разрешительном порядке, то есть действовал институт прописки. Соответственно, наличие регистрации по месту жительства Черняковой Н.В. по адресу: <...> с ... свидетельствует о том, что Чернякова Н.В. проживала в указанном жилом помещении и проживает в настоящее время. Показаниями свидетелей доказан факт вселения истца в 1985 году в жилое помещение без ордера, так как жилье являлось ведомственным и выделялось без предоставления ордера. Факт регистрации истца по адресу: <...> с ... подтверждается справкой ОМВД по <...> о регистрации в <...> в <...> в период с ... по ....Указывает, что датой образования <...> (ранее <...>) значится ... в связи в чем отсутствуют данные о регистрации граждан поадресно до указанного периода. Истец до настоящего времени зарегистрирован по указанному адресу и иного жилья в собственности не имеет, что подтверждается материалами дела. Согласно технического паспорта и экспертизе жилого дома, жилое помещение признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Считает, что отсутствие фундамента в жилом помещении возведенном в ... является основанием для признания его временным.
В суд апелляционной инстанции истец Чернякова Н.В., ее представитель по доверенности Зверькова Е.В., представитель Администрации МО «Муйский район», представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, третье лицо Чернякова Н.М. не явились, извещены надлежащим образом.
От Главы Администрации МО «Муйский район» поступило заявление, в котором просит рассмотреть дело без их участия, доводы, изложенные при рассмотрении настоящего дела, поддерживает в полном объеме, считает, что решение суда вынесено законно и обоснованно.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда не подлежит отмене.
В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 и Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной постановлением Правительства РБ, реализуется мероприятие «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции».
Приложением № 1 к подпрограмме 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия» определен утвержденный Постановлением Правительства РБ от 02.08.2013 N 424 Порядок предоставления и методика расчета субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятия «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции», в редакции, действующей на момент разрешения спора.
Очередность расселения формируется Министерством и утверждается распоряжением Правительства Республики Бурятия на основании списков, поданных муниципальными образованиями, одним из которых является список лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.
Согласно п. 2.3 Порядка предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жильем, осуществляется в соответствии с очередностью расселения и списком собственников. Пунктом 1.15 Порядка установлено, что в первоочередном порядке социальные выплаты и жилые помещения экономкласса, приобретенные (построенные) с использованием субсидии, предоставляются нанимателям или собственникам жилых помещений, признанных аварийными и непригодными для проживания, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье.
Настоящий Порядок определяет условия предоставления, распределения и расходования субсидий, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам (далее - Субсидии) на реализацию основного мероприятия "Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов и многоквартирных домов, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции" (далее соответственно - Мероприятие, аварийное и непригодное для проживания жилье) – п.1.1.
Субсидии предоставляются Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период (п.1.3).
Согласно п.1.4 Порядка, субсидии могут быть использованы на:
а) приобретение жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья;
б) строительство жилых помещений, в том числе завершение ранее начатого строительства;
в) предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам аварийного и непригодного для проживания жилья или нанимателям такого жилья по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться в другое муниципальное образование.
На основании п.1.6 Порядка, критерием отбора муниципальных образований для предоставления Субсидии является наличие жилых помещений в утвержденной нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания (далее - очередность расселения). Порядок формирования, утверждения и корректировки очередности расселения устанавливается нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия.
Согласно п.1.11 Порядка, субсидии на реализацию Мероприятия между муниципальными образованиями распределяются следующим образом:
в первую очередь межбюджетные субсидии направляются на переселение в полном объеме лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье, во вторую очередь остаток межбюджетных субсидий направляется на переселение микрорайонов компактной застройки с общей площадью аварийного и непригодного для проживания жилья не менее 2,0 тыс. кв. м, расселение которых способствует оптимизации систем тепловодоснабжения. При возникновении остатка межбюджетных субсидий после распределения на реализацию вышеуказанных двух направлений межбюджетные субсидии распределяются по удельному весу аварийного и непригодного для проживания жилья муниципального образования по отношению ко всему аварийному и непригодному для проживания жилью муниципальных образований, расположенных в зоне Бурятского участка Байкало-Амурской магистрали.
В соответствии с Порядком формирования и утверждения очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, в рамках государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.06.2016 г. № 260 (далее Порядок), муниципальные образования, участвующие в реализации мероприятия "Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов, помещений, признанных аварийными и не подлежащими реконструкции" Госпрограммы (далее - муниципальные образования), формируют и представляют в Комиссию в течение 25 календарных дней со дня утверждения Порядка:
2.2.1. Список лиц, которым в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали было предоставлено временное жилье (далее - Список N 1), с приложением документов, являющихся основанием для включения в данный список, оформленный согласно приложению N 1 к Порядку.
2.2.1.1. Для решения вопроса о включении в Список N 1 граждане представляют в орган местного самоуправления по месту проживания следующие документы:
- копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;
- копию трудовой книжки;
- копии правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение (в том числе копию договора социального найма);
(в ред. Постановления Правительства РБ от 26.04.2019 N 213)
- документы, подтверждающие предоставление временного жилья: ордер на временное жилье, и (или) решение жилищно-бытовой комиссии, и (или) решение профсоюзной организации, и (или) решение суда, подтверждающее факт предоставления временного жилья;
- копии заключений межведомственной комиссии о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о признании жилых помещений непригодными для проживания;
(в ред. Постановления Правительства РБ от 26.04.2019 N 213)
- согласие на обработку персональных данных по форме, утвержденной муниципальным образованием;
- справку Бюро технической инвентаризации об отсутствии (наличии) в собственности зарегистрированных прав собственности на объекты недвижимого имущества (до 1998 г.);
(абзац введен Постановлением Правительства РБ от 26.04.2019 N 213)
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации на дату обращения в орган местного самоуправления.
(абзац введен Постановлением Правительства РБ от 26.04.2019 N 213)
(пп. 2.2.1.1 введен Постановлением Правительства РБ от 09.12.2016 N 568)
2.2.1.2. Датой ввода Байкало-Амурской железной дороги в постоянную эксплуатацию считать 1 октября 1989 года (кроме Северомуйского тоннеля).
Датой ввода в постоянную эксплуатацию Северомуйского тоннеля считать 21 ноября 2003 года.
(п. 2.2.1.2 в ред. Постановления Правительства РБ от 06.09.2018 N 481).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чернякова Н.В. является собственником ? доли квартиры по адресу: <...>, зарегистрирована по месту жительства с ... по настоящее время.
Собственником ? доли квартиры по адресу: <...> является ФИО9
Согласно справке, выданной ОМВД России по Муйскому району, Чернякова Н.В. с ... по ... значилась на регистрационном учете в <...> в <...>.
Из трудовой книжки Черняковой Н.В. усматривается, что истец с ... работала в <...>
Согласно ордеру ... от ... ФИО6 с членами семьи предоставлена квартира по адресу: <...> на основании выписки ... <...> от ....
Из технического паспорта жилого помещения от ... квартира по адресу: <...>4 построена в 1987 году.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Чернякова просила установить факт предоставления ей временного жилья в связи со строительством БАМа.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд пришел к правильному выводу, что квартира по <...> не является временным жильем, поскольку технический паспорт жилого помещения не содержит сведений о том, что занимаемое жилье не предназначено для постоянного проживания либо входит в состав сборно-щитового дома.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, находит, что обжалуемое решение суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и не содержит нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец была вселена в квартиру в 1985 году, опровергаются материалами дела. Из технического паспорта жилого помещения следует, что квартира по адресу: <...> построена в 1987 году.
Довод жалобы о том, что отсутствие фундамента в жилом помещении является основанием для признания его временным, судебной коллегией отклоняется, как не состоятельный, в связи с тем, что обстоятельство, на которое ссылается истица, не подтверждает предоставление жилого помещения в качестве временного жилья, предоставляемого гражданам на период строительства Байкало-Амурской магистрали. Из технического паспорта жилого помещения следует, что стены квартиры - брусовые, перегородки - дощатые, перекрытия – деревянное утепленное, тогда как в соответствии с ранее действовавшей Республиканкой целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 годы существовавшая в годы строительства БАМа жилищная проблема решалась путем возведения временных поселков контейнерного типа со сборно-щитовыми домами, утепленными минераловатными плитами, которые предназначались для строителей, работников геологоразведочных и изыскательских экспедиций, осуществлявших свою финансово-хозяйственную деятельность в зоне БАМа, так называемый инвентарный жилищный фонд.
Отсутствие ленточного фундамента у постройки, возведенной на фундаментных стульях, каркас которой выполнен из бруса, само по себе не свидетельствует о ее назначении для использования в качестве временного жилья на период строительства БАМа. Правовые основания признать такое жилое помещение предназначенным для временного проживания, у суда первой инстанции отсутствовали. Не имеется таких оснований и у судебной коллегии.
Довод жалобы о том, что судом при вынесении решения не рассмотрено требование истца об обязании ответчика включить истца в список № 1 участников Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», судебной коллегией не может принят во внимание, поскольку данный довод жалобы был предметом рассмотрения судом первой инстанции, судом дана ему надлежащая оценка.
Данное требование иска является производным от основного требования об установлении факта предоставления временного жилья в связи со строительством БАМа, в связи с чем, разрешение судом по существу основного требования, само по себе свидетельствует о разрешении требований, производных от него. Кроме того, обстоятельство, на которое ссылается автор жалобы не свидетельствует о незаконности принятого судом решения и не влечет его отмену.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений принятых по данному делу.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 02 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: