Решение по делу № 33-1219/2021 от 28.01.2021

Кировский районный суд г.Махачкалы

Судья ФИО2

Дело

УИД- 05RS0-79

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от <дата> по делу , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО9,

судей ФИО8 и Алиевой Э.З.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФСИН РФ по РД, о признании участником боевых действий и выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий»,

по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Республике Дагестан ФИО5 на решение Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, выслушав объяснения представителя УФСИН России по РД ФИО5, просившего решение суда отменить, объяснения истца ФИО1, его представителя адвоката ФИО7, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к УФСИН РФ по РД о признании его участником боевых действий и выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий».

Свои исковые требования истец обосновывает тем, что он принимал участие в контртеррористической операции <дата> в пределах границы <адрес> Республики Дагестан, где был введен правовой режим контртеррористической операции, что подтверждается ответом Управления ФСБ России по РД.

<дата> он обратился с рапортом на имя начальника Управления ФСИН РФ по РД о признании его участником контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, о зачеты в выслуге лет дней непосредственного участия в контртеррористической операции с применением льготного порядка их исчисления и выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», с приложением к рапорту соответствующих документов.

Согласно ответа УФСИН РФ по РД от <дата> за /ТО/7-259 в удовлетворении заявления о признании участником боевых действий, зачете в выслугу лет дней непосредственного участия в контртеррористической операции с применением льготного порядка исчисления как три дня за один день службы и выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» отказано.

Отказ ответчика считает незаконным и подлежащим отмене.

Истец просит суд:

- признать его участником контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;

- зачесть в выслугу лет дни непосредственного участия в контртеррористических операциях с применением льготного порядка исчисления как три дня за один день службы;

- обязать ответчика УФСИН РФ по РД выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий».

Решением Кировского районного суда г.Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковое заявление ФИО1 к УФСИН РФ по РД, о признании участником боевых действий и выдаче удостоверения «ветерана боевых действий» удовлетворить.

Признать ФИО1, <дата> года рождения, участником контртеррористической операции на территории Северокавказского региона РФ.

Зачесть в выслугу лет дни непосредственного участия в контртеррористической операции с применением льготного порядка исчисления как три дня за один день службы.

Обязать УФСИН РФ по РД выдать истцу удостоверение «Ветерана боевых действий».

Не согласившись с данным решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции.

В обоснование доводов автор жалобы указывает, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, которые должны быть утверждены руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.

Обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу, являлся факт непосредственного участия истца в контртеррористической операции.

Доказательством того, что сотрудник проходил службу в условиях вооруженного конфликта или чрезвычайного положения является приказ, согласно которому сотрудник находился в золе военного конфликта.

Сам приказ об участии истца в контртеррористической операции в суд представлен не был, у УФСИН России по Республике Дагестан данных о том, что истец участвовал в боевых действиях, не имеется.

Суд в качестве доказательства по делу участия истца в контртеррористической операции приводит в решении приказ УФСИН России по Республике Дагестан о поощрении сотрудников УФСИН, однако в данном приказе фамилии истца не значится, тем самым приказ УФСИН России по Республике Дагестан о поощрении не может быть доказательством по настоящему делу.

Согласно п.3 Правил основанием для выдачи удостоверения лицам,
указанным в п. 1 Правил, является документально подтвержденный факт
выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и прилегающих территориях отнесенных к зоне вооруженного конфликта.

Указанные в правилах документы истцом УФСИН России по Республике Дагестан не представлены.

Возражений относительно апелляционной жалобы не поступили.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счел доказанным факт участия истца в выполнении задач в районах боевых действий при указанных в иске обстоятельствах.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами ввиду следующего.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от <дата> №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).

Статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Статьей 16 Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.

Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов боевых действий Правительством СССР до <дата> или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона «О ветеранах» Правительство Российской Федерации постановлением от <дата> утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от <дата> «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Согласно п. 2 Инструкции «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от <дата> , действовавшей в период с апреля 2004 года по апрель 2010 года, основанием для выдачи удостоверений лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

В силу абзаца 2 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.

Фактическое участие в боевых действиях, контртеррористических операциях должно быть доказано в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).

Из анализа указанных нормативных актов следует, что выдача удостоверения «Ветеран боевых действий» за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Поэтому выдача такого удостоверения должна производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях. При этом само по себе нахождение в период командировки в районе контртеррористических операций не означает фактического участия в боевых действиях. В связи с этим фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.

В качестве доказательства участия истца в боевых действиях суд первой инстанции сослался на приказ УФСИН России по РД от <дата> -лс об объявлении благодарности отдельных участников контртеррористической операции и распоряжение УФСИН России по РД от <дата> -<адрес> тем, данные выводы суда являются необоснованными, поскольку, как правильно указано в апелляционной жалобе в них фамилия истца не значится.

Кроме того, в суд апелляционной инстанции представителем истца ФИО1 адвокатом ФИО7 представлена копия приказа УФСИН РФ по РД от <дата> -лс, согласно которому личному составу отдела специального назначения УФСИН РФ по РД, в том числе и ФИО1, объявлена благодарность.

Между тем, из письма помощника начальника управления - руководителя аппарата оперативного штаба УФСБ в РД ФИО6 от <дата> за ДСП, поступившего на запрос Верховного Суда Республики Дагестан, следует, что в период с 06:00 <дата> до 18:30 <дата> приказом начальника УФСБ России по РД в пределах административной границы <адрес> РД был введен правовой режим контртеррористической операции. К участию в КТО <дата> в <адрес> РД были привлечены сотрудники УФСИН России по РД.

В аппарате оперативного штаба в РД материалов, подтверждающих непосредственное участие сотрудника УФСИН России по РД ФИО1 в контртеррористической операции на территории <адрес> РД в указанный период, не имеется.

Сам по себе факт нахождения истца на территории проведения контртеррористической операции и выполнение им задач по обеспечению правопорядка и безопасности не свидетельствует об участии в проведении контртеррористических операций. Участие в контртеррористических операциях в течение всего спорного периода должно быть доказано истцом. Однако в материалы дела таких доказательств не содержат.

При рассмотрении дела истцом не представлены суду соответствующие приказы командиров воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба, о привлечении его к проведению контртеррористических операций с указанием даты или периода участия в такой операции, а наличие вступивших в законную силу судебных решений о зачете спорных период в стаж военной службы не является безусловным основанием для распространения на истца льгот, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

С учетом изложенных положений закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответ УФСИН России по РД от <дата> /ТО/9-5553, а также приказ УФСИН РФ по РД от <дата> -лс не может свидетельствовать о фактическом участии истца ФИО1 в выполнении задач в районе боевых действий (<адрес>) при указанных в иске обстоятельствах, и соответственно, о наличии оснований для выдачи ему удостоверения «Ветерана боевых действий».

При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований ФИО1, в связи с чем решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> об удовлетворении заявленных исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене. Поскольку факт участия истца в выполнении задач в районах боевых действий при указанных в иске обстоятельствах не подтвержден допустимыми доказательствами по делу, а остальные требования являются производными от первоначальных, суд апелляционной инстанции считает необходимым принять по делу новое решение об оставлении заявленных ФИО1 исковых требований без удовлетворения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> отменить.

По делу вынести новое решение.

Исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Республике Дагестан о признании участником боевых действий, зачете в выслугу лет дней непосредственного участия в контртеррористической операции с применением льготного порядка исчисления как три дня за один день службы и выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-1219/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Расулов Аслудин Нухбегович
Ответчики
УФСИН РФ по РД
Другие
Эмирбеков Артур Музафарович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
29.01.2021Передача дела судье
10.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Передано в экспедицию
25.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее