Дело № 2 –1373/2021 УИД: 42RS0010-01-2021-001734-90
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи - Байскич Н.А.,
при секретаре – Пановой Л.А.,
с участием:
истца – Шаляпиной Л.П.,
представителя ответчика УГР КГО – Кандаловой А.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске Кемеровской области
16 сентября 2021 года
гражданское дело по иску Шаляпиной Любови Павловны, Шаляпина Александра Александровича, Шаляпина Дениса Александровича к Управлению городского развития Киселевского городского округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Шаляпина Л.П., Шаляпин А.А., Шаляпин Д. А. обратились в суд с иском к ответчику Управлению городского развития Киселевского городского округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Требования мотивируя тем, что жилой дом, расположенный в <адрес> принадлежит истцу Шаляпиной Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании договора купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в БТИ г. Киселевска ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном доме Шаляпина Л.П. зарегистрирована и постоянно проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в доме зарегистрированы и проживают члены ее семьи: <данные изъяты>-Шаляпин Александр Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> – Шаляпин Денис Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается адресными справками.
Какой либо собственности ни истец Шаляпина Л.П. ни члены ее семьи Шаляпин А.А., Шаляпин Д.А. не имеют.
13.04.2021 г. УГР КГО было отказано во включении истцов в список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории, указав на то, что список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Черкасовская» был утвержден по состоянию на 01.01.2013 г., а дом, в котором проживают истцы, обследован уже после утверждения списка граждан подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «Черкасовская» был утвержден по состоянию на 01.01.2013 г., а дом, в котором проживают истцы обследован уже после утверждения списка граждан подлежащих переселению.
В связи с чем семью Шаляпиных не внесли в списки граждан, подлежащих переселению, следовательно истцы не имеют право на получение социальной выплаты. Считают отказ УГР КГО о включении истца Шаляпину Л.П., а также членов ее семьи Шаляпина А.А.., Шаляпина Д.А. в список граждан, подлежащих переселению неправомерным и незаконным.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 утверждены правила «О порядке предоставления иных межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованный Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с правилами, получателями средств из федерального бюджета являются органы местного самоуправления, исключительным правом которых является формирование уточнение списков.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилом помещении, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Считают, все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцами соблюдены.
С учетом изложенного, просят обязать ответчика включить истцов в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Черкасовская», обязать заключить с ними договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания.
В судебном заседании истец Шаляпина Л.П., исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив по существу заявленных требований.
Истцы Шаляпин А.А., Шаляпин Д.А. о дне слушания дела уведомлены надлежащим образом, причины не явки неизвестны, ранее при подготовке дела к судебном заседанию настаивали на удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ответчика УГР КГО – Кандалова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что все условия предоставления социальной выплаты определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года № 428, это: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие у гражданина законного и бессрочного права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и включение гражданина в специальный список; и нуждаемость граждан, проживающих в ветхом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков. Истцы не имеют права на социальную выплату, поскольку не включены в списки. Просит в иске отказать.
Третьи лица, Минэнерго России, ФГБУ ГУРШ, о дне слушания дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины не явки неизвестны, представив письменные возражения, просив о рассмотрении дела в отсутствие представителей (л.д.97-119, 120-126).
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утверждён перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтёрских городов и посёлков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечении занятости для шахтёрских городов и посёлков» межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жильё) и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 указанного Постановления предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27 июня 2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учёбы или службы с данной площади.
В соответствии со статьёй 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий определённых групп населения, проживающихпостоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне, опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путём приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счёт средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам… производится за счёт средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что истцу Шаляпиной Л.П. на основании договора купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в БТИ надлежащим образом (л.д.14-15).
В жилом доме, расположенном в <адрес>, значатся зарегистрированными: Шаляпина Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время; Шаляпин Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время; Шаляпин А.А. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, что подтверждается сведениями адресных справок (л.д. 22,23).
Жилой дом, расположенный в <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте «Черкасовская» и подлежит сносу (л.д.37-39). В списках граждан подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахт «Черкасовская», «Суртаиха», согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от 10.10.2011 г. № 288 по состоянию на 01.01.2013 г. дом <адрес> не значится (л.д.40-64).
Иного недвижимого имущества в собственности Шаляпиной Л.П., Шаляпина А.А., Шаляпина Д.А. не имеется, что подтверждается сведениями БТИ, уведомлениями об отсутствии в ЕГРН сведений (л.д.16,17,18,19,20,21).
Как следует из заключения СФ ОАО ВНИМИ № 013-2/з от 13.02.2020 года жилой дом по адресу: <адрес> значится в перечне (подработанных ветхих) жилых домов, у которых в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые, и относящиеся к категории ветхих, эти дома рекомендуются к сносу, согласно действующему законодательству (л.д. 37-39).
Пунктом 8 Правил, согласно которым предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Министерством энергетики Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Указания на то, что выплаты на приобретение жилья носят характер компенсаций, выплачиваемых взамен признанного не пригодным для проживания жилья, в постановлении Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года и в иных нормативных актах, регламентирующих основания и порядок таких выплат, не имеется.
Из анализа статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определённым слоям населения.
Таким образом, социальная выплата – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащего сносу, которые постоянно проживают в ветхом жилом помещении и не имеют иного жилого помещения, с целью обеспечения их жильём.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Правительство Российской Федерациипредусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм следует, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья.
Согласно п.п. 9,10 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном в <адрес> с Шаляпина Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ, истцы Шаляпи А.А., Шаляпин Д.А. с момента рождения, зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года соответственно, и проживают по настоящее время, что нашло свое подтверждение в представленными материалами.
Согласно сведений из единого государственного реестра юридических лиц, АООТ «Шахта «Черкасовская» прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании решения суда 14.05.2004 года (л.д. 25-27).
Согласно приведенных выше норм, право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, должно возникнуть на момент ликвидации шахты, однако возможность его реализации в данном случае возникла только после проведения соответствующей экспертизы – заключения СФ ОАО ВНИМИ от 13.02.2020 г. № 013-2/з.
В связи с чем истцы подлежат включению в списки на предоставление социальной выплаты, поскольку на дату ликвидации шахты собственником спорного дома являлась истец Шаляпина Л.П., проживала в нем вместе с членами своей семьи, сыновьями Шаляпиным А.А., Шаляпиным Д.А. и были зарегистрированы в нем, в связи с чем, требования истцов о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению и заключить договор на получение социальной выплаты для приобретения другого жилья взамен сносимого, следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Шаляпиной Любови Павловны, Шаляпина Александра Александровича, Шаляпина Дениса Александровича к Управлению городского развития Киселевского городского округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, удовлетворить.
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа включить Шаляпину Любовь Павловну, Шаляпина Александра Александровича, Шаляпина Дениса Александровича в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшим непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ и предоставить социальную выплату Шаляпиной Любови Павловне, Шаляпину Александру Александровичу, Шаляпину Денису Александровичу, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через суд принявший решение в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2021 года.
Председательствующий: Н.А.Байскич
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.