Решение по делу № 2а-53/2021 от 22.12.2020

Дело № 2а-53/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2021 года

Красносельский районный суд Костромской области в составе

председательствующего судьи Богачевой Е.Б.,

при секретаре Львовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, МУП «Красноетеплоэнерго» о возложении обязанности рекультивации земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, МУП «Красноетеплоэнерго» о возложении обязанности рекультивации земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, загрязненного канализационными сточными водами в районе <адрес> в срок до 01.12.2021 года.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в <адрес> в ходе которой установлено, что водоотведение в указанных населенных пунктах не организовано.

Так, в ходе обследования очистных сооружений д. Ченцы установлено, что они не функционируют, здание очистных сооружений находится в полуразрушенном состоянии. Сточная вода из многоквартирных домов д.Ченцы вытекает из подземной трубы примерно в 5 м от здания очистных сооружений, на рельеф местности в канаву, далее по канаве около 1,5 км и далее в р. Танга.

В соответствии с заключением филиала ЦЛАТИ по Костромской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от ДД.ММ.ГГГГ в месте сброса сточных вод с очистных сооружений в р. Танга выявлены превышения ПДК по нефтепродуктам - в 1,2 раза, аммоний-иону - в 2,8 раз, нитрит-иону - в 1,87 раза, фосфат-иону - в 9,3 раза, железу - в 7,8 раз, АПАВ (поверхностно-активные вещества) - в 2,8 раза.

Сети водоотведения <адрес> числятся в казне Красносельского муниципального района и переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Красноетеплоэнерго».

Выявленные в ходе прокурорских проверок факты свидетельствуют о нарушении природоохранного законодательства.

Решением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории <адрес> водоотведение в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами и исключающее поступление сточных вод на рельеф местности, на МУП «Красноетеплоэнерго» возложена обязанность прекратить сброс сточных вод на рельеф местности и реку Танга <адрес>

Решение суда вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ совместно с ВВМУ Росприроднадзора проведено повторное обследование территории, загрязненной хозяйственно-бытовыми стоками в д. Ченцы.

Установлено, что в <данные изъяты> метрах от границы населенного пункта - д. Ченцы имеется выход канализационных сточных вод с образованием разлива на поверхности почвы площадью <данные изъяты>. Данный выход сточных вод на поверхность почвы образовался по причине аварийности канализационной сети. <данные изъяты> метрах от выхода сточных вод на поверхность, располагается разрушенное и нефункционирующее здание очистных сооружений.

После разлива в месте выхода сточных вод, они самотеком, минуя разрушенные очистные сооружения, протекают ручьем по рельефу местности, в том числе, в трубе под грунтовой дорогой, в <данные изъяты> метрах от разлива образуют новый разлив площадью 40 кв.м, затем сточные воды самотеком протекают ручьем по рельефу местности и через <данные изъяты> метров вливаются в р.Танга. Средняя ширина русла ручья из сточных вод составляет 1 м.

Общая площадь загрязнения почвы канализационными сточными водами,
учитываемая при расчете ущерба окружающей среде, составляет 717 м2.

В ходе проведения осмотра специалистами лаборатории филиала ЦЛАТИ
по Костромской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны следующие пробы
природной и сточной воды, почвы: сточная вода в месте выпуска на рельеф местности; природная вода в месте смешения в р: Тангй со сточной водой из выпуска, природная вода в <данные изъяты> м ниже по течению р. Танга от второй точки, природная вода в <данные изъяты> м выше по течению р. Танга от третьей точки, почва в <данные изъяты> метрах от места попадания сточных вод (условно чистая), координаты точки <данные изъяты>, почва в месте попадания сточных вод на рельеф местности координаты точки <данные изъяты>, почва в <данные изъяты> метрах от второй точки, координаты <данные изъяты>, почва в месте окончания растекания сточных вод на рельефе местности, координаты <данные изъяты>

По результатам лабораторных исследований почвы выявлено превышение
загрязняющих веществ к условно-чистой пробе по сульфат-иону, хлорид-иону,
железу, выявлено наличие острой токсичности.

Изложенное подтверждается протоколами лабораторных исследований и экспертным заключением филиала ЦЛАТИ по Костромской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с расчетом, подготовленным ВВМУ Росприроднадзора,
размер вреда, причиненного почвам в результате разлива хозяйственно-бытовых
стоков <адрес>, составил 1 720 800 рублей.

Таким образом, в результате ненадлежащей организации водоотведения
в. <адрес>, а также эксплуатации системы водоотведения МУП
«Красноетеплоэнерго» произошло загрязнение почв хозяйственно-бытовыми
сточными водами.

Следовательно, указанный земельный участок, подлежит рекультивации с
выполнением всего комплекса мероприятий по восстановлению нарушенного
состояния земель, в порядке и сроки, установленные законодательством
Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, административный истец, согласно ч.1 ст.39 КАС РФ и обратился в суд с административным исковым заявлением.

В судебном заседании заместитель Костромского межрайонного природоохранного прокурора Михин А.А. административный иск поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив его в части координат расположения земельного участка, подлежащего рекультивации, дополнив, что до настоящего времени такие работы ответчиками не выполнены.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н.В. административные исковые требования признала полностью и добровольно, пояснив, что согласна с тем, что и администрация должна принимать участие по рекультивации земель, загрязненных в результате разлива канализационных вод. Этот земельный участок находится в ведении администрации, как земли, собственность на которые не разграничена. В ведении администрации находится и водоотведение в Красносельском районе. Объекты водоотведения (наружные сети канализации) в д. Ченцы переданы администрацией Красносельского района в хозяйственное ведение МУП «Красноетеплоэнерго» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому они также должны нести ответственность вместе с администрацией на ненадлежащее использование таких сетей. При этом работу по разработке проекта рекультивации и заключении контракта на выполнение работ по рекультивации при превышении стоимости таких работ <данные изъяты> рублей так же имеет право выполнить только администрация района. Если стоимость работ будет менее этой суммы, то эту работу будет выполнять МУП «Красноетеплоэнерго».

В судебное заседание представитель административного ответчика - МУП «Красноетеплоэнерго» своего представителя не направили, о дне слушания извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд ходатайство, в котором просят дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования признают полностью и добровольно.

Заинтересованное лицо по делу – Верхне-Волжское управление Росприроднадзора в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В судебное заседание заинтересованное лицо по делу – администрация Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области своего представителя не направило, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещено своевременно и надлежащим образом, направило в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Административные исковые требования поддерживают

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что решением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу удовлетворены административные исковые требования заместителя прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Красносельского муниципального района Костромской области, МУП «Красноетеплоэнерго». На Администрацию Красносельского муниципального района Костромской области возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> водоотведение в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами и исключающее поступление сточных вод на рельеф местности, а также поступление загрязненных сточных вод в водные объекты. На МУП «Красноетеплоэнерго» возложена обязанность прекратить сброс сточных вод на рельеф местности и реку Танга в <данные изъяты>, а также сброс сточных вод на рельеф местности в <данные изъяты> (л.д. ).

Решение Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно материалам дела Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращения проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при организации водоотведения в <адрес>, в ходе которой установлено, что водоотведение в указанном населенном пункте не организовано.

В ходе обследования очистных сооружений установлено, что они не функционируют, здание очистных сооружений находится в полуразрушенном состоянии. Сточная вода из многоквартирных домов <адрес> вытекает из подземной трубы примерно в 5 м. от здания очистных сооружений, на рельеф местности в канаву, далее по канаве около 1,5 км и далее в р. Танга.

Факт нарушения природоохранного законодательства был подтвержден следующими документами:

- протоколами результатов лабораторных исследований филиала ЦЛАТИ по Костромской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от ДД.ММ.ГГГГ

- заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний филиала ЦЛАТИ по Костромской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого, в месте сброса сточных вод с очистных сооружений в р. Танга выявлены превышения ПДК по нефтепродуктам - в 1,2 раза, аммоний-иону - в 2,8 раз, нитрит-иону - в 1,87 раза, фосфат-иону - в 9,3 раза, железу - в 7,8 раз, АПАВ (поверхностно-активные вещества) - в 2,8 раза.

- представлением Костромского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений закона, вынесенное в адрес Главы администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ года за ;

- представлением Костромского межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений закона, вынесенное в адрес генерального директора МУП «Красноетеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ за ;

- фототаблицами от ДД.ММ.ГГГГ здания очистных сооружений <адрес> (ёмкости-отстойники, место вытекания сточных вод на рельеф местности);

- справкой Костромского межрайонного природоохранного прокурора.

Из материалов данного административного дела следует, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ совместно с ВВМУ Росприроднадзора проведено повторное обследование территории, загрязненной хозяйственно-бытовыми стоками в д. Ченцы.

Установлено, что в <данные изъяты> метрах от границы населенного пункта - д. <адрес> имеется выход канализационных сточных вод с образованием разлива на поверхности почвы площадью <данные изъяты>. Данный выход сточных вод на поверхность почвы образовался по причине аварийности канализационной сети. В <данные изъяты> метрах от выхода сточных вод на поверхность, располагается разрушенное и нефункционирующее здание очистных сооружений.

После разлива в месте выхода сточных вод, они самотеком, минуя разрушенные очистные сооружения, протекают ручьем по рельефу местности, в том числе, в трубе под грунтовой дорогой, в <данные изъяты> метрах от разлива образуют новый разлив площадью <данные изъяты>, затем сточные воды самотеком протекают ручьем по рельефу местности и через <данные изъяты> метров вливаются в р.Танга. Средняя ширина русла ручья из сточных вод составляет 1 м.

Общая площадь загрязнения почвы канализационными сточными водами,
учитываемая при расчете ущерба окружающей среде, составляет 717 м2.

В ходе проведения осмотра специалистами лаборатории филиала ЦЛАТИ
по Костромской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» отобраны следующие пробы
природной и сточной воды, почвы: сточная вода в месте выпуска на рельеф местности; природная вода в месте смешения в р. Танга со сточной водой из выпуска, природная вода в <данные изъяты> м ниже по течению р. Танга от второй точки, природная вода в <данные изъяты> м. выше по течению р. Танга от третьей точки, почва в <данные изъяты> метрах от места попадания сточных вод (условно чистая), координаты точки <данные изъяты>, почва в месте попадания сточных вод на рельеф местности координаты точки <данные изъяты>, почва в <данные изъяты> метрах от второй точки, координаты <данные изъяты>, почва в месте окончания растекания сточных вод на рельефе местности, координаты <данные изъяты>

Данный факт подтверждается Актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей (л.д.17-28).

По результатам лабораторных исследований почвы выявлено превышение
загрязняющих веществ к условно-чистой пробе по сульфат-иону, хлорид-иону,
железу, выявлено наличие острой токсичности, что подтверждается протоколами лабораторных исследований и экспертным заключением филиала ЦЛАТИ по Костромской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Таким образом, в результате ненадлежащей организации водоотведения
в. <адрес>, администрацией Красносельского
муниципального района, а также эксплуатации системы водоотведения МУП
«Красноетеплоэнерго» произошло загрязнение почв хозяйственно-бытовыми
сточными водами.

Согласно расчету, подготовленному ВВМУ Росприроднадзора, размер вреда, причиненного почвам в результате разлива хозяйственно-бытовых стоков в д. Ченцы Красносельского района составил 1 720 800 рублей (л.д.).

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В силу пункта 2 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п. 3 Правил).

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п. 3 Правил).

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (п. 8 Правил).

Следовательно, указанный земельный участок, подлежит рекультивации с выполнением всего комплекса мероприятий по восстановлению нарушенного состояния земель, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, административный иск подлежит удовлетворению. Обязанность по проведению вышеуказанных мероприятий в данном случае подлежит возложение на обоих административных ответчиков.

Кроме того, административные ответчики административный иск признали полностью и добровольно. Признание административного иска административными ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому может быть принято судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, МУП «Красноетеплоэнерго» о возложении обязанности рекультивации земельного участка, удовлетворить.

Возложить на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области и МУП «Красноетеплоэнерго» обязанность в срок до 01.12.2021 года провести все предусмотренные законодательством мероприятия по рекультивации земельного участка, площадью <данные изъяты>, загрязненного канализационными сточными водами, расположенного в 210 м от <адрес>в следующих границах: от места разлива сточных вод на рельеф местности
площадью <данные изъяты> с центром с координатами <данные изъяты>, далее
в границах канавы шириной около 1 м и длиной <данные изъяты> м до следующего разлива
площадью <данные изъяты> с центром с координатами <данные изъяты>, а также
в границах указанного разлива, далее в границах канавы шириной около 1 м
и длиной <данные изъяты> м до места впадения сточных вод в р. Танга.

Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.

Судья Е.Б.Богачева         

Мотивированное решение изготовлено 22.01.2021 года.

Судья Е.Б.Богачева

2а-53/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Кострмской природоохранной прокуратуры
прокурор Кострмской природоохранной прокуратуры
Ответчики
МУП "Красноетеплоэнерго"
администрация Красносельского района КО
Другие
Верхне-Волжское управление Росприроднадзора
администрация Чапаевского с/поселения
Суд
Красносельский районный суд Костромской области
Судья
Богачева Елена Борисовна
Дело на странице суда
krasnoselsky.kst.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация административного искового заявления
22.12.2020Передача материалов судье
23.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2021Судебное заседание
22.01.2021Судебное заседание
22.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее