ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Козьмодемьянск 05 мая 2015 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Халиулина А.Д.,
при секретаре судебного заседания Ерофеевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Лавровой И.Ю. о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления об утверждении материалов межевания,
УСТАНОВИЛ:
Лаврова И.Ю. в лице представителя Шипицына Ю.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в рассмотрении заявления об утверждении материалов межевания от 05 февраля 2015 года и обязать рассмотреть данное заявление.
В обоснование заявленных требований указано, что письмом от 26 февраля 2015 года Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» отказал заявителю в рассмотрении заявления о согласовании материалов межевания земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей объект недвижимости. Основанием для отказа послужило то, что к заявлению не приложен документ, утверждающий схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории. Данный отказ считает незаконным, поскольку заявление ею подано в целях образования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности и приобретения образованного земельного участка в собственность на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ. К заявлению приложена схема расположения земельного участка, об утверждении которой, в том числе, было заявлено.
В судебное заседание заявитель Лаврова И.Ю. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
От представителя заявителя Лавровой И.Ю. Шипицына Ю.В. поступило ходатайство, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования удовлетворить.
Представители заинтересованного лицаадминистрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Архипов К.О. и Стешин А.Д. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Пояснили, что поскольку Лаврова И.Ю., обращаясь с заявлением на приобретение земельного участка в собственность в соответствии с ранее действующей ст. 36 Земельного кодекса РФ, не приложила документ, утверждающий схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, ее заявление было оставлено без рассмотрения на законном основании.
Заинтересованное лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд счел возможным в соответствии с нормами ч. 2 ст. 257 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лица, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 1 ст. 258ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Часть 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (действующая на момент возникновения спорных отношений) предусматривала, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ (действующей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В статье 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Судом установлено, что 05 февраля 2015 года Лаврова И.Ю. обратилась к мэру г. Козьмодемьянска с заявлением, в котором в целях оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, просила согласовать приложенные к заявлению материалы межевания
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Лавровой И.Ю. принадлежит на праве собственности по указанному адресу нежилое здание, общей площадью 31,1 кв.м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Лавровой И.Ю. принадлежит на права пожизненного наследуемого владения земельный участок, площадью 24 кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Уведомлением от 26 февраля 2015 года Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск отказал заявителю в рассмотрении заявления о согласовании материалов межевания земельного участка, на котором расположен принадлежащий Лавровой И.Ю. объект недвижимости, поскольку ею не приложен документ, утверждающий схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
Согласно действующему на момент обращения с заявлением Лавровой И.Ю. п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года № 475, действующим на момент обращения заявителя к мэру г. Козьмодемьянска, утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. При этом абзацем 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Судом установлено, что, обращаясь 05 февраля 2015 года с заявлением на имя мэра г.Козьмодемьянска с целью оформления прав на земельный участок заявитель приложила все необходимые документы, предусмотренные вышеуказанным Перечнем, в связи с чем, оснований для оставления заявления Лавровой И.Ю. без рассмотрения не имелось.
Кроме того, в силу ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) орган местного самоуправления обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения гражданина по существу поставленных в обращении вопросов и дать письменный ответ.
Направленное в адрес заявителя уведомление от 26 февраля 2015 года об отказе в рассмотрении заявления суд считает не мотивированным, т.к. в нем отсутствуют ссылки на какие-либо нормативные акты, которые также не приведены представителями администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в судебном заседании.
Поскольку заявление Лавровой И.Ю. от 05 февраля 2015 года не было рассмотрено по существу, суд приходит к выводу, что восстановление прав заявителя должно быть обеспечено путем возложения на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» обязанностиповторно рассмотреть данное заявление в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Удовлетворяя заявление Лавровой И.Ю., суд в силу ст. 98 ГПК РФ взыскивает с администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в пользу заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Лавровой И.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в рассмотрении заявления Лавровой И.Ю. о согласовании материалов межевания от 05 февраля 2015 года.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения судаповторно рассмотреть заявление Лавровой И.Ю. о согласовании материалов межевания от 05 февраля 2015 года.
Решение суда направить в администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» для устранения допущенного нарушения закона в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ в суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Взыскать с администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в пользу Лавровой И.Ю. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий А.Д. Халиулин
Мотивированное решение составлено 08 мая 2015 года.