Дело № 2–151/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 27 марта 2015 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Мень О.А.,
помощника прокурора Чернушинского района ФИО10,
при секретаре Желудковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куединского района Пермского края в интересах ФИО2 к Правительству Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Дирекция по капитальному строительству», Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куединского района Пермского края в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, КГБУ «ДКС», МТУ № 4 МСР Пермского края о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Исковые требования обоснованы следующим: прокуратурой района в связи с обращением ФИО2, как лица из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства. До заключения брака (ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 имела фамилию ФИО16. На основании решения Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ брак признан недействительным. Установлено, что мать ФИО8 является инвалидом с детства и над ней назначена опека. Опекуном ФИО8 является ее супруг ФИО9 Отец ФИО9 решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских права. На основании постановления главы Куединского района № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 передана под опеку ФИО12 На основании решения комиссии МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО15 (ФИО17. включена в список детей сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда ФИО5 края по договору найма специализированного жилого помещения на 2014 год. Согласно свидетельству Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида ФИО15 (Метрикова) Н.С. завершила обучение ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно информации Управления Федеральной регистрационной службы по ФИО5 краю и ГУП «ЦТИ» ФИО5 края ФИО2 собственного жилья не имеет. На жилое помещение по адресу: <адрес> право собственности не имеет, договор социального найма с ФИО15 (Метриковой) Н.С. не заключен. Данное жилое помещение является бесхозным. В настоящее время ФИО15 (ФИО18. закрепленного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет. Прокурор, на основании ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5, 11, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 23 Устава Пермского края, просит обязать Правительство Пермского края, КГБУ «ДКС» и МТУ № 4 МСР Пермского края предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах муниципального образования Куединский район, либо с его согласия в другом муниципальном образовании в ближайшем к его месту жительства.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, по делу привлечено Министерство социального развития Пермского края и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Определением Чернушинского районного суда в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования, по делу привлечено ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилищного фонда.
Определением Чернушинского районного суда от 30.12.2014 года исключены из числа третьих лиц Министерство энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Пермского края, а также Министерство строительства и архитектуры Пермского края, в связи с реорганизацией указанных Министерств на основании Указа Губернатора Пермского края от 31.12.2013 года № 156.
Прокурор ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ФИО2 относится к категории из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. У истца нет в собственности или по договору социального найма какого-либо жилого помещения. В соответствии с приведенными в исковом заявлении положениями закона истец имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, просит суд обязать ответчиков предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах Куединского муниципального района Пермского края, либо в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства ФИО2
Истец ФИО2 в суд не явилась, в предварительном судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска.
Представитель истца ФИО11 в судебное заседание не явился, о дате времени и месте судебного заседании извещен надлежащим образом, в предварительном судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении иска. Суду дополнительно пояснил, что ранее за ФИО2 не было закреплено никакого жилого помещения. У матери истца также никакого имущества не имеется. Не возражает на предоставление жилого помещения на территории других муниципальных образований, ближайших к Куединскому муниципальному району.
Представитель ответчика Правительство Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Представитель ответчика МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления. Представитель ответчика в письменных объяснениях по иску указал следующее, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей изменения в ФЗ от 21.12.1996 ода № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищный кодекс РФ изменили орган, уполномоченный решать вопрос выделения жилого помещения, см порядок, а также сам жилищный фонд. Законом Пермского края от 14.12.2012 года № 147-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Частью1 ст. 3 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрено однократное предоставление детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа – детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. В настоящее врем в целях реализации Закона № 147-ПК действуют: Порядок установления факта невозможности проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются. Порядок предоставления и регистрации документов, необходимых для включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Данные Порядки утверждены постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 года № 92-п, которым также закреплено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является Министерство социального развитии Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. В целях реализации указанного постановления МТУ № 4 Минсоцразвития Пермского края являющееся территориальным органом Министерства социального развития Пермского края ведется работа по формированию списка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В список включаются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующие условиям, указанным в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах социальной поддержке детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», и достигшие возраста 14 лет на основании ходатайства государственного уполномоченного органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края, в том числе по заявлениям их законных представителей с приложением документов, указанных в пунктах 6.1, 6.4 части 6 статьи 6 Закона № 1939-419. Лица, достигшие возраста 18 лет (до достижения возраста 18 лет – в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), представляют в территориальным орган по месту жительства (пребывания) заявление о включении в список по форме согласно приложению 3 к Порядку предоставления и регистрации документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 6.1, 6.2, 6.4 части 6 статьи 6 Закона № 1939-419. Прилагаемые к ходатайству или заявлению документы представляются в копиях с предъявлением оригинала документа. Копия документа после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы, оригинал документа возвращается заявителю. Принятие решения о включении в список лица, указанного в ходатайстве или в заявлении, либо об отказе от включения лица в список с указанием причин отказа осуществляется МТУ №4 МСР ПК в соответствии с пунктом 6.5 части 6 статьи 6 Закон № 1939-419. Территориальные управления Министерства социального развития Пермского края в соответствии с п. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляют формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномочены функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями. Заявление Новиковой (Метриковой) Натальи Сергеевны рассмотрено комиссией МТУ № 4 Минсоцразвития края 26.08.2013 года. На основании имеющихся в учетном деле документов принято решении о включении в список на 2014 год (протокол № 15). На сегодняшний день также действует Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 г. № 107-п. В данном Порядке сформулирована процедура формирования специализированного жилищного фонда, в которой указаны органы, ответственные за определенный этап процедуры. Это Министерство социального развития, Министерство строительства и архитектуры, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 21.11.2014 года № 318-рп с 12.01.2015 года управление специализированным жилищным фондом Пермского края осуществляет Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края, в связи с чем считают необходимым возложить обязанность по предоставлению жилья на ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей – сирот специализированного жилищного фонда». Просит суд исключить их из числа ответчиков и признать третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования, привлечь в качестве ответчика ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей – сирот специализированного жилищного фонда».
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления. Представитель ответчика в письменных объяснениях по иску указал, что предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержи детей-сирот решения о включении указанных лиц в список, предоставление ФИО2 жилого помещения без очереди нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше ФИО2, обладающих одинаковыми с ней правами, что является нарушением ч. 3 ст. 17 Конституции РФ. Просит суд отказать прокурору Куединского района в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Представитель третьего лица ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилищного фонда» в судебное заедание не явился о месте, времени и дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Заслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, 1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. 3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. …6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. ….По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. 7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. 8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. 9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. от 08.12.2013 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПО 16.12.2004 года), 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. 2. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным. …3. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; … 4. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. 5. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения. 6. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. …6.6. Уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот на основании представленных в соответствии с частями 6.1, 6.2 настоящей статьи документов ежегодно до 1 июня формирует список. Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. 7. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящей статьей, составляет 5 лет. …8. Государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края обязан осуществлять контроль за использованием жилых помещений и(или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно материалов дела судом установлено, истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> <адрес> ФИО5 <адрес>, согласно паспорта зарегистрирована: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года, указанное жилое помещение, в соответствии с выпиской из ЕГРП, собственника не имеет (л.д.7,18).
Мать ФИО2 – ФИО8 является инвалидом детства, распоряжением № – Усинской администрации Куединского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО8 установлена опека. Опекуном назначен муж ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ года.
Отец истца ФИО9 решением Куединского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д.12-13).
На основании постановления главы Куединского района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ года, над несовершеннолетней ФИО15 (Метриковой) Н.С. установлена опека, опекуном назначена ФИО12 (л.д.14).
В соответствии с приказом МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края № 388-оп от ДД.ММ.ГГГГ года, опекуном над ФИО15 (ФИО13) установлена предварительная опека, опекуном назначен ФИО11 (л.д. 23).
В соответствии с приказом МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края № № от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 установлена опека, опекуном назначен ФИО11 (л.д. 37-38).
Согласно справке о заключении брака № 135, в архиве отдела ЗАГС администрации Куединского района Пермского края имеется запись акта о заключении брака ФИО11 и ФИО13 № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО13 была присвоена фамилия ФИО15 (л.д. 8).
На основании решения Куединского районного суда ФИО5 края от ДД.ММ.ГГГГ брак был признан недействительным (л.д. 9).
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО5 краю (Управление Росреестра по Пермскому краю) и ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» за ФИО2 не зарегистрированы права на объекты недвижимого имущества – жилые помещения (на квартиры либо на жилые дома) (л.д. 18, 19, 20).
Согласно письма МТУ № 4 МСР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № судом установлено, что ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, состоит на учете, как нуждающаяся в обеспечении жильем с ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно решения комиссии МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края по вопросу обеспечения жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда протокол № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого помещения на 2014 год (л.д.15).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В судебном заседании на основании пояснений истца и материалов дела установлено, что истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2009 году осталась без попечения родителей, так как мать является инвалидом детства и над ней установлена опека, отец лишен родительских прав, истец с 2009 года проживала у опекуна в приемной семье. Окончила специальную (коррекционную) общеобразовательную школу 8 вида. Решением Куединского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 (Метрикова) Н.С. была признана недееспособной, и ей назначен опекун ФИО14 ФИО2 имеет регистрацию в Пермском крае в жилом помещении, по адресу: <адрес>, фактически там проживает по настоящее время. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются справками о регистрации и обучении, постановлениями о назначении опекунов, уведомлениями.
ФИО2 не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации об отсутствии у истца прав на недвижимое имущество, сведениями из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии прав на недвижимое имущество у истца.
Истец ФИО2 на момент рассмотрения дела право на получение жилого помещения не реализовала.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 6 Закона Пермской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилым помещением у истца ФИО2 сохраняется до фактического обеспечения жилым помещением.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 года N 92-п (ред. от 09.09.2013 года) "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждены Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; Порядок предоставления и регистрации документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы.
Истец ФИО2 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 года N 107-п «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которого формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета (п. 2.1). Согласно Порядка, п. 2.2. Министерство социального развития Пермского края до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство строительства и архитектуры Пермского края информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда для детей-сирот. 2.3. Министерство строительства и архитектуры Пермского края представляет в Министерство финансов Пермского края до 20 мая года, предшествующего планируемому, информацию об объемах средств краевого бюджета, необходимых для формирования специализированного фонда для детей-сирот на очередной финансовый год и плановый период. 2.4. Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края предоставляет в Министерство финансов Пермского края до 20 мая года, предшествующего планируемому, информацию об объемах средств краевого бюджета, необходимых для содержания и эксплуатации жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот на очередной финансовый год и плановый период. 3.1. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. 3.3. Способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства. 3.4. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края на основании технического задания Министерства социального развития Пермского края, оформленного в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список.
ФИО2 включена в список лиц для получения специализированного жилищного фонда Пермского края на 2014 год (л.д. 16).
При рассмотрении дела ответчиками не представлены доказательства исполнения указанного Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно приведенного п. 3.3. Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края, способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года N 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. N 92-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, определено, что КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанный Порядок регулирует правоотношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а также по заключению в отношении данных жилых помещений договоров найма специализированных жилых помещений.
Согласно Порядка предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, 1.2. При наличии условий, содержащихся в ч. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края (Министерство) в соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона от 29.12.2004 г. № 1939-419 (граждане), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений. 1.3. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона от 29.12.2004 г. № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. 1.4. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. …2.1. Министерство социального развития Пермского края в течение 10 рабочих дней со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства (территориальные органы). 2.2. Гражданин с представителями территориального органа, краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекция по капитальному строительству" (Учреждение) производят осмотр предложенного жилого помещения. При получении письменного согласия гражданина на предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (письменное согласие гражданина) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку территориальные органы в течение 3 рабочих дней со дня получения такого согласия информируют об этом в письменном виде Министерство социального развития Пермского края с направлением в его адрес учетного дела гражданина. …2.3. Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий граждан и учетных дел граждан в течение 10 рабочих дней в отношении граждан, право на жилое помещение у которых наступило в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419: проверяет обоснованность включения граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; направляет в Учреждение список о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, утвержденный министром социального развития Пермского края (далее - Список), с приложением к нему заверенной территориальным органом копии письменного согласия гражданина. 2.4. Учреждение (Наймодатель) на основании Списка в течение 10 рабочих дней со дня получения Списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений оформляется приказом Учреждения.
Согласно ст. п. 5 ст. 15, ст. 23 Устава Пермского края от 27.04.2007 года № 32-ПК (ред. от 27.11.2012 года) (принят ЗС ПК 19.04.2007) исполнительная власть Пермского края осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК (ред. от 29.02.2012 года) «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» (принят ЗС ПК 16.08.2007) исполнительная власть в Пермском крае осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Согласно ст. 4 Закона Пермского края 07.09.2007 года № 107-ПК, Правительство Пермского края несет ответственность за обеспечение достижения целей и результатов стратегических программных мероприятий развития Пермского края.
В соответствии с ст. 11 закона Пермского края 07.09.2007 года № 107-ПК, 1. Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края; возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края; в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
На основании приведенных положений Устава Пермского края, Закона Пермского края 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», надлежащим ответчиком по исковым требованиям прокурора в интересах истца ФИО2 о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является Правительство Пермского края.
Поскольку Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, не определяет единый орган, ведающий вопросами предоставления жилых помещений. КГБЦ «Дирекция по капитальному строительству», ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилищного фонда» осуществляют только управление специализированным фондом, учреждения принимают решение о предоставлении детям – сиротам жилого помещения, заключает договор найма на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, составляемого Министерством социального развития Пермского края.
Кроме того, способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства.
Из письменных доводов представителей ответчиков и третьих лиц, представленных в суд, не установлено, что в настоящее время указанный специализированный жилищный фонд сформирован.
Приведенными положениями законов не исключается исполнение обязанности по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Правительством как высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, так как в пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области, актов Правительства Пермского края, на территории Пермского края, и осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти.
Правительство Пермского края вправе перераспределить обязанности по совершению юридических и фактических действий между исполнительными органами государственной власти.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, не освобождает Правительство Пермского края, как высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти, осуществляющий руководство исполнительными органами, от исполнения обязательства по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Отсутствие на территории Куединского муниципального района Пермского края специализированного жилищного фонда не может выступать основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы Министерства социального развития Пермского края, в части предоставления жилых помещений исходя из даты принятия решения о включении в Список детей – сирот, соблюдения очередности с учетом интересов других лиц, имеющих равное право на обеспечение жилым помещением, суд не может признать состоятельными, так как в отношении истца ФИО2 территориальным органом Министерства в 2013 году принято решение о наступлении у истца права на обеспечение жилым помещением. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 127—ПК и ч. 2 ст. 6 закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № суд считает, что право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма у ФИО2 возникло, но до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена.
Законодательное закрепление права граждан, относящихся к категории лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечении родителей, на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений не предполагает какой-либо очереди и, как следствие, реализация истцом права на судебную защиту не указывает на нарушение истцом прав других лиц.
Вопрос об изменении места нахождения предоставляемого жилого помещения может быть разрешен при исполнения решения, так как Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, определяет право гражданина на осмотр предложенного жилого помещения, и предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения производится при получении письменного согласия гражданина на предоставление конкретного жилого помещения.
На основании изложенного, установленных фактических обстоятельств, исковые требования прокурора Куединского района Пермского края подлежат удовлетворению, обязанность предоставить истцу Новиковой Н.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах Куединского муниципального района Пермского края, либо с согласия истца в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства, суд возлагает на ответчика Правительство ФИО5 края.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Куединского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Правительство ФИО5 края обязанность предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке с. <адрес> <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в пределах Куединского муниципального района Пермского края, либо с ее согласия в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд, в течении одного месяца со дня вынесения.
Судья подпись О.А. Мень