РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Самара 10 сентября 2024 года
Судья Куйбышевского районного суда г. Самары Прошина Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя по доверенности ФИО6. на постановление административной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара № от <дата> о привлечении № к административной ответственности, предусмотренной п. «а» ч.1 ст.428 Закона Самарской области № 115ГД от 1 ноября 2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара № от <дата> ФИО7» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. «а» ч.1 ст.428 Закона Самарской области № 115ГД от 1 ноября 2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей при следующих обстоятельствах: <дата> в <...> минут по адресу: <адрес>, ФИО8» не исполнило обязанности участия в содержании территории, прилегающей к многоквартирному дому, выразившейся в непроведении мероприятий по покосу травы на прилегающей территории.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель по доверенности ФИО9. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление административной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от <дата>, производство прекратить, считает его незаконным и необоснованным, поскольку осматриваемая территория, которая содержалась в ненадлежащем состоянии, не относится к зоне ответственности ФИО10» на основании согласованной карты-схемы. Вина ФИО11» не доказана в рамках проведения надзорных мероприятий. Должностным лицом ФИО2 было незаконно возбуждено дело об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО13» без участия привлекаемого лица. Вынесение постановления о привлечении к административной ответственности проводилось в отсутствие общества, несмотря на то, что представитель ФИО12» явился на рассмотрение протокола. Также просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование, поскольку не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО14» обратилась в Арбитражный суд Самарской области посредством специализированного сервиса «МойАрбитр» с заявлением об оспаривании постановления в установленный законом срок. <дата> посредством автоматического извещения на адрес электронной почты ФИО15» поступило сообщение об отклонении направленного заявления. Также указал, что сотрудник, подготавливавший заявление на обжалование вышеуказанного постановления, в период с <дата> по <дата> находился в отпуске за пределами <адрес>, что воспрепятствовало исправлению заявления и повторного направления в суд. <дата> определением Арбитражного суда <адрес> по гражданскому делу № по иску ФИО16» к <адрес> г.о. Самары об оспаривании постановления, заявление было возвращено административному истцу в связи с тем, что подсудно суду общей юрисдикции. <дата> жалоба была направлена в адрес Куйбышевского районного суда <адрес>.
В судебном заседании представитель ФИО17» жалобу поддержал, просил удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель административной комиссии администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара ФИО3 разрешение вопроса по жалобе оставил на усмотрение суда.
Изучив материалы административного дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Статьей 30.3 ч. 2 КоАП РФ установлено, что указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Согласно материалам дела постановление от <дата> ФИО18 получено <дата>.
ФИО19» обратилось в Арбитражный суд <адрес> посредством специализированного сервиса «МойАрбитр» с заявлением об оспаривании постановления в установленный законом срок. <дата> посредством автоматического извещения на адрес электронной почты ФИО20» поступило сообщение об отклонении направленного заявления. Также указал, что сотрудник, подготавливавший заявление на обжалование вышеуказанного постановления, в период с <дата> по <дата> находился в отпуске за пределами <адрес>, что воспрепятствовало исправлению заявления и повторного направления в суд.
Однако, согласно представленным документам, <дата> определением Арбитражного суда Самарской области по гражданскому делу № по иску ФИО21» к <адрес> г.о. Самары об оспаривании постановления, заявление было возвращено административному истцу в связи с тем, что подсудно суду общей юрисдикции.
<дата> жалоба была направлена в адрес Куйбышевского районного суда г. Самары.
Согласно почтовому конверту жалоба ФИО22» направлена в суд <дата>, что подтверждается почтовым штемпелем и получена судом <дата>.
При проверке соблюдения сроков апелляционного обжалования необходимо иметь в виду, что соответствующий срок не считается пропущенным, если жалоба, представление были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 4 статьи 93 КАС РФ). В этом случае дата подачи апелляционных жалобы, представления определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием жалобы, представления (справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции, уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов, и др.).
Таким образом, у ООО УК «МИР» отсутствовали законные основания и доказательства для оспаривания постановления № от <дата> в установленные законом сроки, и суд считает, причину пропуска срока подачи жалобы на указанное постановление уважительной, в связи с чем, подлежит восстановлению.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
П. «а» частью 2.1 статьи 4.18 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» установлена административная ответственность за неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства Самарской области» и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившегося в непроведении мероприятий по очистке прилегающей территории от мусора и иных отходов производства и потребления, опавшей листвы, сухой травянистой растительности, сорной растительности, коры деревьев, порубочных остатков деревьев и кустарников, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На территории городского округа Самара действуют Правила благоустройства территории г.о. Самара, утвержденные Решением Думы городского округа Самара от 8 августа 2019 года № 444 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона Самарской области от 13 июня 2018 года N 48-ГД "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" правилами благоустройства территории муниципального образования при наличии оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, могут быть определены у себя способы установления границ прилегающей территории, в том числе, путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории с учетом особенностей, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.
Под прилегающей территорией в силу статьи 2 вышеуказанного Закона, понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы, которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным этим Законом.
Решением Думы городского округа Самара от 8 августа 2019 года N 444 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара, которые устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов благоустройства, внешнему виду фасадов зданий, сооружений, планируемых к строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, надлежащему содержанию территории городского округа Самара (далее - городской округ) и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - внутригородские районы) для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц и направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского округа (статья 1).
Согласно части 1 и абзацем 1 части 2 статьи 6 Правил благоустройства территории городского округа Самара, содержание придомовых и прилегающих территорий многоквартирных домов осуществляется в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в объеме не менее установленного перечнем работ по содержанию жилых домов. Организация работ по содержанию и благоустройству придомовой и прилегающей территории производится организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда, либо собственниками при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Согласно п. 1 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10 июня 2008 года N 404 настоящие Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территории городского округа и территорий внутригородских районов городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц и направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского округа и территорий внутригородских районов городского округа.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 5 Правил работы по содержанию и благоустройству территории городского округа в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют на земельных участках, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, находящимся в собственности, аренде, ином праве пользования, владения физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и прилегающих к ним территориях - соответствующие физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ФИО23» к административной ответственности на основании п. «а» части 1 статьи 428 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» послужило то, что <дата> в <...> минут по адресу: <адрес> ФИО24 не исполнило обязанности участия в содержании территории, прилегающей к многквартирному дому, выразившейся в непроведении мероприятий по покосу травы на прилегающей территории.
<дата> по факту допущенного нарушения членами административной комиссии Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара в отношении ФИО25» составлен протокол № об административном правонарушении.
Постановлением административно комиссии от <дата> ФИО26» привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По смыслу положений статьи 26.10 во взаимосвязи с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях названный Кодекс не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении; в целях проверки достоверности и допустимости имеющихся в деле доказательств судья вправе истребовать и исследовать дополнительные доказательства.
Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО УК «МИР» к административной ответственности).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен <дата> в <...> минут в отсутствие лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении – ФИО27».
Согласно материалам дела, уведомление о месте и времени составления данного протокола, адресованное ФИО28», было направлено по адресу его фактического местонахождения, а также юридическому адресу.
Согласно объяснениям законного представителя юридического лица, который выразил несогласие с протоколом об административном правонарушении, поскольку данная территория не относится зоне управляющей компании ООО УК «МИР», о чем имеется отметка в соответствующе графе, где также указано извещение о дате, месте и времени рассмотрения дела.
В абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5) разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное".
Указанные разъяснения применимы к случаям извещения указанного лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, должностным лицом административного органа были приняты надлежащие меры к извещению ФИО29» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Привлекая ООО УК «МИР» к административной ответственности, должностное лицо административного органа пришло к выводу о доказанности факта совершения вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, с данным постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Административным органом в качестве доказательства предоставлена фотография, на которой зафиксировано неисполнение обязанности по очистке прилегающей территории от мусора и других отходов производства.
Вместе с тем, согласно представленным материалам дела и исследованным в судебном заседании, адрес совершения административного правонарушения, вменяемого ФИО31» по адресу: <адрес> не относится к территории обслуживания ФИО30».
Заключением № о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, в отношении которых заявителем осуществляется деятельность по управлению №/пр от <дата> с <дата> исключить из реестра лицензий Самарской области сведения из многоквартирного <адрес> деятельность по управлению которым осуществлял лицензиат ФИО32». С <дата> включить в реестр лицензий Самарской области сведения о многоквартирном <адрес>, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат ФИО34».
Согласно приказа № от <дата> с <дата> указанная фотография не может быть признана допустимым доказательством по делу, поскольку должностным лицом какой либо акт об обнаружении административного правонарушения в присутствии незаинтересованных лиц составлен не был, дата и время на фотографии дописана рукой и отсутствуют сведения о лице, сделавшем эту фотографию.
Представителем ФИО35» оспаривается факт совершения инкриминируемого правонарушения ввиду неотнесения территории к управлению ФИО33». Каким-либо образом сопоставить указанные фотографии с другими доказательствами по делу с целью проверки их объективности не представляется возможным, в связи с чем, все сомнения трактуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно карты-схемы содержания территории, прилегающей к многоквартирному дому <адрес>, данная территория не принадлежит к зоне содержания и обслуживания ФИО37».
Также должностное лицо не приняло во внимание при составлении протокола об административном правонарушении от <дата>, объяснения представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, выразившим свое несогласие с вменяемым административным правонарушением, указав на то, что данная территория не относится к зоне обслуживания ФИО36», что также подтверждается материалами дела.
Таким образом, описанный в протоколе об административном правонарушении состав вменяемого Обществу административного правонарушения не подтверждается материалами дела.
Постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным, обоснованным и мотивированным, по своей структуре и содержанию соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении о признании лица виновным в совершении административного правонарушения не может быть основано на предположениях и противоречивых доказательствах, а должно основываться на конкретных, реальных, достоверных и допустимых фактических данных, добытых с соблюдением требований закона и надлежащим образом процессуально закрепленных и оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП PФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить представителю по доверенности ФИО38 срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении от <дата> о привлечении ФИО39 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. «а» ч.1 ст.428 Закона Самарской области № 115ГД от 1 ноября 2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Жалобу представителя по доверенности ФИО40.- удовлетворить.
Постановление административной комиссии Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара № от <дата> о привлечении ФИО42» к административной ответственности, предусмотренной п. «а» ч.1 ст.428 Закона Самарской области № 115ГД от 1 ноября 2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО41» (ИНН №) прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Н.М. Прошина
<...> |