Решение по делу № 2-841/2019 от 24.12.2018

Гражданское дело № 2-841/2019

Решение

Именем Российской Федерации

        11 марта 2019 года                                                                                 г. Оренбург

            Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Лабузовой Е.В.,

при секретаре Донских М.М.,

                             рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумиловой Н.С. к Управлению жилищной политики Администрации г. Оренбурга, Администрации города Оренбурга о признании незаконным отказа в постановке на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и о возложении обязанности осуществить такую постановку, компенсации морального вреда

установил:

Шумилова Н.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что Шумилова Н.С. является пенсионером и ей назначена пенсия по возрасту. Общий трудовой стаж у Шумиловой Н.С. составляет почти 40 лет, при этом большую часть своей трудовой деятельности она осуществляла в районах Крайнего севера и приравненных к ним территориям (Заполярья). Также Шумилова Н.С. является инвалидом второй группы (бессрочно), что подтверждается соответствующей справкой. В г. Оренбург Шумилова Н.С. переехала в 2006 году из Мурманской области (района Крайнего Севера). В настоящее время, по состоянию здоровья, для надлежащего медицинского ухода, она находится на проживании в <адрес>, в <данные изъяты> при этом, собственного жилья в целом, а равно долей в таких жилплощадях в Оренбургской области, она не имеет. В настоящее время возникла необходимость в приобретении Шумиловой Н.С. самостоятельной жилплощади в г. Оренбурге, но самостоятельные доходы Шумиловой Н.С. не позволяют ей приобрести необходимую жилплощадь. Поэтому иным способом кроме как путем обращения в госорган для получения соответствующей социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, затребованную жилплощадь Шумилова Н.С. приобрести не представляется возможным. Согласно полученного ответа от Министерства Социального развития Оренбургской области, на обращение истца, Шумилова Н.С. подпадает под категорию граждан, имеющих право на получение затребованной социальной меры поддержки населения, предусмотренную Постановлением Правительства № 153 от 21.03.2006 года и ФЗ № 125 от 25.10.2002 года. Также до истца был доведен перечень документов и порядок обращения за данной социальной выплатой в управление Жилищной политики администрации г. Оренбурга. 28.09.2018 года истец через своего представителя обратился в МФЦ г. Оренбурга с соответствующим пакетом документов, как подлинников, так и копий. Однако, принимавший сотрудник МФЦ уточнил, что желательно было также приобщить и Справку о регистрации по месту жительства Шумиловой Н.С., которой на момент обращения у нее не имелось. Данный нюанс был отражен в соответствующей расписке о принятии документов. При этом, приняв документы, сторона истца была проконсультирована, что отсутствие (при подаче документов) указанной справки не является основанием как для отказа в приеме документов, так и для отказа в получении субсидии в принципе – данный документ можно и нужно будет донести позже, непосредственно в орган администрации, после звонка соответствующего сотрудника. Указанная справка была получена истцом 02.10.2018 года. Но звонков из Управления жилищной политики не поступало. В конце ноября 2018 года Шумиловой Н.С. поступило письмо от 28.09.2018 года из Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга. Как следует из данного ответа, в поданном пакете документов при сдаче не была приложена справка о прописке Шумиловой Н.С. и заверенной копии паспорта в полном объеме. Кроме того, было указано, что заявление подано в некорректной форме, не уточнена категория учета, и поэтому предложено явится в Управление для того, чтобы получить документы обратно. При явке в организацию ответчика в конце октября 2018 года на месте непосредственно должностного лица, принимавшего незаконное решение, а равно руководящего состава не оказалось. В связи с эти возврат документов не был осуществлен, и затребованные документы не были приняты. Считает отказ ответчика не законным и не справедливым. До настоящего времени документы не возвращены, само обращение не удовлетворено, хотя срок оказания услуги уже прошел, так как был назначен на 29.10.2018 года. Запрашиваемая справка, подлинник паспорта 15.01.2019 года были приняты от истца. Учитывая неправомерный отказ в оказании услуг, считает необходимым установить дату фактического нарушения прав стороны, указанную в непосредственно расписке – то есть 29.10.2018 года – с которой Шумилова Н.С. должна была быть принята на соответствующий учет и зачислена в соответствующий перечень нуждающихся граждан.

Просит суд, с учетом уточненных требований, признать отказ по включению Шумиловой Н.С. в Перечень граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении – незаконным и обязать ответчика прекратить нарушение прав истца. Признать Шумилову Н.С. нуждающейся в жилом помещении, включив ее с 29.10.2018 года в Перечень граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда, причиненного незаконным и длящимся нарушением прав Шумиловой Н.С. в виде не включения ее в указанный перечень граждан с 29.10.2018 года по настоящее время, денежные средства в размере 50 000 рублей.

Истец Шумилова Н.С., представители третьих лиц прокуратуры г.Оренбурга, Министерства финансов Оренбургской области, Министерства Социального развития Оренбургской области правительства Оренбургской области, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, в порядке статьи 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца – Нестеренко П.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме как к Управлению жилищной политики, так и к привлеченному судом соответчику - администрации г. Оренбурга.

Представитель ответчиков администрации г. Оренбурга, управления жилищной политики – Саликова В.В., действующая на основании доверенности, возражала по заявленным требованиям.

Суд, выслушав представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шумилова Н.С. 28.09.2018 года, действуя через своего представителя, обратилась в Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга через МАУ «МФЦ» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Изучив представленное обращение Шумиловой Н.С., Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга, 28.09.2018 года направило в адрес истца письмо, согласно которого в документах, представленных Шумиловой Н.С. отсутствует справка с места регистрации по месту жительства и заверенная в установленном законом порядке копия паспорта в полном объеме. Кроме того, заявление, представленное Нестеренко П.А., действующего от имени Шумиловой Н.С., было заполнено некорректно (необходимо уточнить категорию).

После предоставления Нестеренко П.А. 15.01.2019 года недостающих документов, Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило в адрес истца письмо от 21.01.2019 года о том, что документы приняты к рассмотрению.

Постановлением Администрации г. Оренбурга от 27.02.2019 года № 477-п Шумилова Н.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Таким образом, документы по обращению истца 28.09.2018 года Шумиловой Н.С. не возвращались, а окончательным решением по ее обращению явилось постановление Администрации г. Оренбурга от 27.02.2019 года № 477-п, которым она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по рассматриваемому спору, суд приходит к следующему. Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга суд признает ненадлежащим ответчиком, поскольку оно не наделено отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно Закону Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов (то есть Администрация г. Оренбурга).

Согласно Положению об Управлении жилищной политики администрации г. Оренбурга, утвержденному решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2011 года № 164 Управление ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Но решение о принятии граждан на учет принимает орган местного самоуправления – а именно Администрация г. Оренбурга.

Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемому гражданскому делу является Администрация г. Оренбурга.

Согласно пункта 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением Администрации г. Оренбурга от 30.07.2018 года № 2494-п, результатом предоставления муниципальной услуги является:

1)издание муниципального правового акта о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) издание муниципального правового акта об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 72 Административного регламента результатом административной процедуры является изданный в установленном порядке муниципальный правовой акт о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Способом фиксации результата административной процедуры является оформление правового акта органа местного самоуправления на бумажном носителе с присвоением ему регистрационного номера (п. 73 Административного регламента).

Таким образом, датой предоставления муниципальной услуги считается дата принятия решения, а именно – дата издания муниципального правового акта.

Поскольку Шумилова Н.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается постановлением от 27.02.2019 года №477-п, решение об отказе в принятии Шумиловой Н.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Администрацией г. Оренбурга не принималось, следовательно, не было допущено нарушений прав истца.

Пунктом 17 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением Администрации г. Оренбурга от 30.07.2018 года № 2494-п, предусмотрено предоставление пакета документов, необходимых для оказания муниципальной услуги. Для получения муниципальной услуги заявителем предоставляются документы личного хранения, в том числе справка с места регистрации по месту жительства (п. 17.1).

Как установлено судом, в представленных через МАУ «МФЦ» 28.09.2018 года в Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга документах к заявлению Шумиловой Н.С. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отсутствовала справка с места регистрации по месту жительства Шумиловой Н.С. и заверенная в установленном законом порядке копия паспорта в полном объеме.

Из копии первой страницы паспорта не возможно определить дату и место регистрации по месту жительства заявителя.

Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга в своем письме от 28.09.2018 года также указало, что заявление Шумиловой Н.С., поданное через ее представителя, было заполнено некорректно (не уточнена категория).

В соответствии со статьей 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области, где указанная заявителем категория «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» отсутствует.

Указание в заявлении именно данной категории граждан сторона истца не оспаривала.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане:

- не имеющие жилых помещений для постоянного проживания;

- обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- проживающие в жилом помещении, занятом несколькими семьями, в одной из которых имеется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним невозможно.

Перечисленные основания указаны для сведения граждан в сноске бланкового заявления. Однако в заявлении Шумиловой Н.С. указана причина постановки на учет – в связи с «обеспеченностью общей площадью жилого помещения на гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий».

Согласно п. 48 Административного регламента в случае, если предоставлен неполный комплект документов, указанных в п. 17.1 Административного регламента, специалист подготавливает и направляет письмо об отказе в приеме заявления в течение 1 рабочего дня.

Шумиловой Н.С. было направлено письмо от 28.09.2018 года и разъяснен порядок предоставления и документов для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, указание Управления жилищной политики Администрации г. Оренбурга на необходимость предоставления документов, перечисленных в письме от 28.09.2018 года, суд признает обоснованным, соответствующим требованиям Закона.

Истец также не оспаривал необходимость предоставления недостающих документов, сдав их в Управление жилищной политики Администрации г.Оренбурга 15.01.2019 года.

Таким образом, процедура принятия Шумиловой Н.С.     на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма Управлением жилищной политики Администрации г.Оренбурга не нарушена.

В части требований истца о включении Шумиловой Н.С. в перечень граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении с 29.10.2018 года, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 10 статьи 5 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2733/489-Ш-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования.

Согласно пункта 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением Администрации г. Оренбурга от 30.07.2018 года № 2494-п, результатом предоставления муниципальной услуги является:

1)издание муниципального правового акта о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) издание муниципального правового акта об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 72 Административного регламента результатом административной процедуры является изданный в установленном порядке муниципальный правовой акт о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Способом фиксации результата административной процедуры является оформление правового акта органа местного самоуправления на бумажном носителе с присвоением ему регистрационного номера (п. 73 Административного регламента).

Таким образом, датой предоставления муниципальной услуги считается дата принятия решения, а именно – дата издания муниципального правового акта.

При указанных обстоятельствах требования истца о включении Шумиловой Н.С. в перечень граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении с 29.10.2018 года, удовлетворению не подлежат, поскольку постановление Администрации г. Оренбурга датировано 27.02.2019 года.

В части требований истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу статьи 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей связано с нарушением жилищных прав истца, которые носят имущественный характер. Однако ни Жилищный Кодекс РФ, ни другие федеральные законы, регулирующие жилищные правоотношения, не содержат норм, которые предусматривают возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав граждан в сфере жилищных отношений.

Таким образом, правовые основания для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда отсутствуют. Кроме того, как установлено судом, нарушений прав истца со стороны ответчиков не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

                            исковые требования Шумиловой Н.С. к Управлению жилищной политики Администрации г. Оренбурга, Администрации города Оренбурга о признании незаконным отказа по включению Шумиловой Н.С. в перечень граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, о возложении обязанности осуществить такую постановку с 29.10.2018 года, о компенсации морального вреда, причиненного незаконным и длящимся нарушением прав – оставить без удовлетворения.

                            Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

    Решение принято в окончательной форме 15 марта 2019 года

Судья                                                                                                 Е.В. Лабузова

2-841/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шумилова Нина Сергеевна
Ответчики
Администрация г.Оренбурга
Управление жилищной политики Администрации г. Оренбурга
Другие
Минфин РФ
Министерство социального развития Оренбургской области
Прокурор г. Оренбурга
Правительство Оренбургской области
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Дело на странице суда
centralny.orb.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Дело оформлено
11.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее