Судья Малкова Я.В. УИД 16RS0046-01-2023-003225-17
дело № 2-3450/2023
№ 33-16249/2023
Учет № 046г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 ноября 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Мелихова А.В.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Новосельцева С.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Нигматзяновой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционное жалобе Валиуллина Азата Мазитовича на решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 мая 2023 года, которым постановлено:
Исковое заявление Валиуллина Азата Мазитовича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Валиуллина А.М., в поддержку доводов апелляционной жалобы представителя ответчика Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, третьего лица Кабинета Министров РТ - Миннегалиева Б.М., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Валиуллин А.М. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о взыскании денежных средств.
В обоснование иска указал, что работал у ответчика в должности ведущего советника отдела сопровождения национальных проектов информационно-аналитического управления, являлся государственным гражданским служащим Республики Татарстан. Был уволен с работы в связи с сокращением штата с 31 августа 2022 года.
Согласно приказу от 24 августа 2022 года № 110/л о расторжении служебного контракта ему должна была быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания по должности государственной гражданской службы. По его мнению, указанная компенсация была выплачена в неполном заниженном размере.
Он считает, что сумма компенсации занижена на 131356 рублей, поскольку при расчёте месячного денежного содержания были приняты во внимание только постоянные месячные выплаты (оклад, надбавки), не учитывалось материальное стимулирование и единовременные выплаты.
Ссылается на то, что размер денежного содержания гражданского служащего установлен законодательно, в то время как материальное стимулирование и единовременные выплаты в Минстрое Республики Татарстан осуществлялись на основании распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан. Указанные выплаты предусмотрены системой оплаты труда Минстроя Республики Татарстан, которые носят системный характер и регулярно выплачиваются.
Указывает, что выплаты закреплены в Положении об оплате труда и материальном стимулировании государственных гражданских служащих Минстроя РТ, утвержденном приказом от 26 апреля 2018 года № 75/о (далее - Положение об оплате труда).
Ссылаясь на то, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, а также 1/12 размера выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, просил суд взыскать с ответчика сумму компенсации при увольнении государственного гражданского служащего в полном объеме (с учетом материального стимулирования и единовременных выплат, выплаченных за предыдущие 12 месяцев) в размере 131356 рублей. Также просил взыскать с ответчика проценты за просрочку выплаты части компенсации при сокращении государственного гражданского служащего в сумме 13083 рублей 06 копеек.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суде первой инстанции иск не признал.
Остальные участники процесса в суд первой инстанции своих представителей не направили.
Суд исковые требования оставил без удовлетворения и вынес решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого по делу решения полностью ввиду его незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения. При этом приводит те же доводы, что и в исковом заявлении, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не исследовал природу выплат, полученных в виде материального стимулирования.
В судебном заседание суда апелляционной инстанции истец апелляционную жалобу поддержал, по изложенным в ней доводам. При этом пояснил, что, по его мнению, единовременные выплаты и средства материального стимулирования входят в фонд оплаты труда согласно Положению об оплате труда Минстроя, действующего на тот момент, просил принятое по делу решение оставить без изменения, пояснив, что премиальные выплаты основываются на определенных индикаторах, которые осуществляет Министерство и выплачиваются из резервного фонда, сами выплаты не являются обязательными.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ определено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 26.3, пункт 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).
В соответствии со статьёй 24 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» (далее Закон № 3-ЗРТ) фонд оплаты труда государственных служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы, составляют фонд оплаты труда государственных служащих и работников государственного органа (часть 1).
Согласно части 2 статьи 24 Закона № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» при формировании фондов оплаты труда государственных служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 4 статьи 23 данного Закона.
Частями 2 и 4 статьи 23 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» предусмотрено, что денежное содержание государственного служащего состоит из месячного оклада государственного служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада государственного служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания государственного служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных служащих устанавливаются Главой (Раисом) Республики Татарстан.
Согласно части 3 статьи 24 Закона № 3-ЗРТ фонды оплаты труда государственных служащих государственных органов формируются за счет средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, а также для финансового обеспечения:
1) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается указом Главы (Раиса) Республики Татарстан;
2) иных выплат, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Порядок формирования фондов оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы, устанавливается Главой (Раисом) Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан (часть 6 статьи 24 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ.
Согласно Указу Президента Республики Татарстан от 22 марта 2018 года N УП-239 «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Татарстан» в целях обеспечения социальных гарантий государственным гражданским служащим Республики Татарстан, совершенствования оплаты их труда и стимулирования профессиональной служебной деятельности, в соответствии со статьями 23 и 24 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" установлено для государственных гражданских служащих Республики Татарстан (далее также - государственные служащие) денежное содержание, состоящее из:
месячного оклада государственного служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее - должностной оклад);
месячного оклада государственного служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее - оклад за классный чин);
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы;
ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий;
ежемесячного денежного поощрения;
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
материальной помощи;
ежемесячных компенсационных выплат за специальный режим работы, сложность и напряженность работы;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за профильную ученую степень.
Как установлено судом и видно из материалов дела, 17 ноября 2016 года между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и Валиуллиным А.М. (гражданский служащий) заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Татарстан и замещении должности государственной гражданской службы Республики Татарстан. Согласно условиям данного служебного контракта Валиуллин А.М. взял на себя обязанность исполнять должностные обязанности по должности «ведущий советник» в отделе финансового контроля и аудита (п.1.2.) В реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан должность, замещаемая гражданским служащим, отнесена к ведущей группе должностей государственной службы категории «специалисты». Согласно разделу 4, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: должностного оклада 4682 рублей в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 30 процентов этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе в размере 90 процентов этого оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада.
В последующем истцом и ответчиком заключено соглашение о внесении изменений в служебный контракт, согласно которого Валиуллин А.М. как гражданский служащий переведен на должность ведущего советника в отдел сопровождения национальных проектов; в реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан должность, замещаемая гражданским служащим, отнесена к ведущей группе должностей государственной гражданской службы категории Республики Татарстан категории «специалисты»; установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада государственного служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы в размере 21203 рублей в месяц, процентной ставки к должностному окладу государственного служащего для расчета размера месячного оклада в соответствии с присвоенным ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31380 ░░░░░░ 44 ░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 81 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░ 4 ░░░░░ 1 1 ░░░░░░ 33 (░░░░░ 8.2. ░░░░░ 1 ░░░░░░ 37) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3.1 ░░░░░░ 37 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 8.1 - 8.3 ░░░░░ 1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 327.1 ░░░ ░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 199, 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 23 ░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: